Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. в отечественной исторической литературе появился ряд публикаций, посвященных так называемому "политическому масонству" начала XX века1 . Интерес к проблеме вызвал поток не только научных, но и квазинаучных сочинений, причем именно последние стали определять тот социальный фон, на котором разворачивалась деятельность профессиональных историков. Были переизданы и классические труды по истории российского масонства2 . Появились сборники статей и отдельные публикации о масонах откровенно апологетического содержания3 , хотя в обыденном сознании (в меньшей мере - в научном сообществе) возобладали преимущественно негативные оценки их деятельности в России, во многом аналогичные положениям, высказанным еще в 1932 г. председателем Архиерейского собора Русской православной церкви за границей митрополитом Антонием. Православный священник писал, в частности: "Одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества является масонство... Масонство есть тайная интернациональная мировая революционная организация борьбы с Богом, с христианством, с Церковью, с национальной государственностью и особенно государственностью христианской"4 . Конечно, современные ученые с большей осторожностью рассуждают о всемирном масонском заговоре или о гибели Российской империи в результате деятельности масонских лож, но некоторые авторитетные историки признают негативные последствия влияния масонства на русскую культуру и русскую политическую жизнь.
Естественно было людям, изучавшим "политическое" масонство начала XX в., обратиться и к более ранним периодам его истории, в частности, к "золотому веку" российского масонства - XVIII столетию. Материалы этой эпохи предоставили широкий простор для многочисленных философских и исторических спекуляций, связанных с деятельностью масонских лож в России. Одна из самых популярных - возможное масонство великого князя и наследника российского престола, а с ноября 1796 г. российского императора ...
Читать далее