Личность патриарха Никона, его деяния и сегодня привлекают внимание не только специалистов-историков, богословов, представителей права, но и литературоведов, писателей, художников. В настоящее время возникла настоятельная потребность подвести хотя бы предварительные итоги большой, проводившейся в течение нескольких столетий, историографической работы. За последние 10 - 15 лет переиздано немало книг XIX в. об этом патриархе, увидели свет новые монографии, публикации, статьи, очерки1 . Однако в России до сих пор не имеется полного издания книжных трудов Никона и его богатого эпистолярного наследия2 .
Реальный облик Никона заблокирован обильным фактическим материалом, который в значительной степени мифологизирован его современниками и последующими поколениями. О патриархе сложилось много легенд и слухов 3 . Своеобразное восприятие эпохи, когда он жил и действовал, существенно отличается от современных научных и общественных представлений. Новый подход к данной теме требует критики источников и их демифологизации, а также хотя бы краткого хронологического обзора исторической литературы, связанной с историей Российской православной церкви и духовной культуры Отечества. Можно наметить примерно четыре периода в развитии историографии по рассматриваемой теме: 1) конец XVIII - середина XIX в., 2) 60-е годы XIX - начало XX в., 3) 20 - 80-е годы XX в., 4) 90-е годы XX в. -начало XXI века. Критерием выделения этих этапов служат уровень источниковой базы, методы ее разработки, а также духовные аспекты исследований и качественные изменения в общественном сознании.
В этой связи наше внимание привлекла статья (вместо "Введения") чл. -корр. А. Н. Сахарова в переизданных в 1991 г. "Очерках по истории Русской Церкви" А. В. Карташева. Автором поставлена проблема "светской" общеисторической трактовки ключевых поворотов в истории Русской Церкви4 . Насколько это актуально, свидетельствует уже то, что современное понятие религиозности (оцерковленности чувства и сознания) отличается от XV ...
Читать далее