Митрополит Московский Платон (в миру - Петр Георгиевич Левшин) (1737 - 1812 гг.) оставил весьма интересную автобиографию, в которой для создания объективности использовал прием, известный с античных времен. Он повествовал о себе в третьем лице. В мемуарах есть такие строки: "...когда... государыня императрица Екатерина II, избирая его в учителя к сыну своему спросила, почему он избрал монашескую жизнь? - ответствовал: "по особой любви к просвещению". На сие - императрица - "Да разве нельзя в мирской жизни умножать просвещение?" "Льзя, ответствовал он - но не столь удобно, имея жену и детей, и разные мирские суеты, сколько в монашеской жизни, где по всему свободен""1.
Платон пользовался репутацией одного из самых образованных людей своей эпохи. Сам иерарх также не скрывал своей образованности. В его записках приведен следующий случай. В 1763 г., будучи наместником Троице-Сергиевой лавры, он принимал в монастыре едущую в Ростов и Ярославль Екатерину II. Приглашенный к царскому столу, Платон настолько поразил беседовавшего с ним Я. П. Шаховского, что тот, не найдя подходящих слов для восхищения ученостью молодого наместника, сказал императрице, что это "не человек, а урод" - потому что такие познания не могут быть у обычного человека2.
Сын причетника Георгия Данилова из подмосковного села Чашниково, учась в Славяно-греко-латинской академии, не имел денег на лишнюю пару обуви и ходил постигать науки босиком, неся в руках свои "новые коты, чтобы не истоптать их, и одевал их только у Академии"3. Вряд ли он тогда мог представить, что сделает головокружительную карьеру: в 24 года станет наместником Троице-Сергиевой лавры, через два года - духовным наставником великого князя Павла Петровича и придворным проповедником, в 31 год - членом Святейшего Синода. В 33 года мы видим его архиепископом Тверским, в 38 - Московским. В день своего пятидесятилетия Платон был провозглашен митрополитом.
Столь стремительный взлет во многом предопределила исключительная о ...
Читать далее