Глава шестая
Политика насаждения тяжелой промышленности во время подъема 1890-х годов (окончание)
7. Развитие "покровительствуемых" отраслей за 1890-е годы
После длительной депрессии и упадка транспортного машиностроения в 1880-х годах оно стало в 1890-е годы чрезвычайно быстро развиваться под влиянием интенсивного железнодорожного строительства. К 1895 г. транспортное машиностроение достигло высшего уровня годового производства 1878 г., а затем за шесть последующих лет возросло в 3 - 4 раза (см. табл. N 10). При этом в 1901 г. выпуск паровозов и товарных вагонов достиг высшей точки, которая за всю последующую историю российского транспортного машиностроения была превзойдена только один раз - по паровозам в 1906 г., а по товарным вагонам - в 1915 году.
Задача, поставленная правительством на рубеже 1860 - 1870-х годов: освободиться от импорта подвижного состава путем развития отечественной промышленности - к концу 1870-х годов, казалось, была решена. Однако прекращение железнодорожного строительства в 1880-х годах привело к длительному упадку транспортного машиностроения, и правительству с трудом удалось сохранить в действии один паровозный Коломенский завод1. Вагоностроение смогло не погибнуть окончательно в этот период упадка лишь благодаря тому, что производство вагонов, за одним исключением, было сосредоточено на многоотраслевых машиностроительных заводах, которые в начале 1890-х годов сумели быстро восстановить свернутое было изготовление вагонов. К концу 1890-х годов к ним добавилось еще семь вагоностроительных заводов, из которых шесть были специализированными2. Паровозостроение после упадка 1880-х годов восстанавливалось за счет выхода из консервации Невского завода и организации производства паровозов на тех же многоотраслевых заводах - Брянском и Путиловском. Для дальнейшего развития паровозостроения правительству пришлось прибегнуть к насаждению двух новых заводов с помощью многолетних государственных заказов. В итоге к концу ...
Читать далее