© ЭО, 2005 г., N 2
Помнится, в отрочестве, которое прошло у меня в Переславле-Залесском, выйдя однажды (думаю, что это было в середине 50-х) после фильма "Александр Невский" из городского дома культуры, домой я отправился не сразу, но вначале вышел к одноглавому, белокаменному, еще домонгольскому собору, а от него поднялся на заросший травой городской вал и долго стоял там переполненный какими-то восторженными чувствами. Мне было радостно сознавать, что давным-давно в княжеском тереме где-то рядом с этим, тогда еще молодым собором родился мой знаменитый земляк, сказавший потом свои грозные слова о мече, от которого погибнут те, кто пришел с ним на нашу землю. Я вспоминал только что виденные эпизоды из фильма: вот, поссорившись с новгородцами и вернувшись на родину, молодой высокий, красивый Александр Ярославич (Черкасов) тянет с рыбаками сеть на Плещеевом озере, вот, надвинув шлем, он вглядывается в заснеженную даль Чудского озера, по которой движется закованное в латы тевтонское воинство...
Я не знал тогда, что эти чувства и мысли были частью пробуждающегося во мне русского самосознания, настоянного на местном патриотизме. То был голос той самой локальной переславской идентичности, к изучению которой, видимо, не совсем случайно я обратился полвека спустя.
* * *
В настоящей статье предпринята попытка эмпирического изучения локального самосознания современного населения России, основанная на итогах полевого исследования, проведенного автором в 2003 - 2004 гг. в г. Переславле-Залесском. Под локальной (местной) идентичностью я имею в виду то или иное самоотождествление людей с тем локальным (городским или сельским) сообществом, в рамках которого в настоящее время происходит их основная жизнедеятельность. Можно предположить, что для тех членов этого сообщества, с которым у них связаны рождение и большая часть их жизни, данное местное самосознание скорее всего будет преобладающим или даже единственным в этом роде. А те, кто родились в другом месте и часть жизни были ...
Читать далее