Отделить Церковь от государства сегодня уже недостаточно; неплохо было бы также отделить религиозность от идентичности, если мы не хотим, чтобы этот сплав продолжал питать фанатизм, террор и этнические войны.
Амин Маалуф, французский писатель
Париж, 7 февраля 2004 г. Полдень. На площади Данфер идет подготовка к очередной демонстрации против проекта закона, запрещающего ношение в школах видимых атрибутов религиозной принадлежности. У вестибюля метро толпятся девушки в исламских хиджабах1 - у многих они трехцветные, как республиканский флаг. В центре площади - грузовик с мощными усилителями. Вокруг суетятся энергичные молодые люди: прилаживают к грузовику огромные связки красных, синих и белых воздушных шаров. С разных сторон подходят поодиночке и группами манифестанты, разворачивают принесенные с собой транспаранты, плакаты: "Почему в стране прав человека женщина не имеет права носить то, что она хочет?"; "Гордимся тем, что мы - республиканцы"; "Да - принципу светскости, нет - нетерпимости!"; "Франция, где моя свобода?"; "Свобода, равенство, братство"; "Да здравствует светское государство, где соблюдаются права человека!"; "Нет - исламофобии!".
Есть и другие тексты: "Платок - предписание Всевышнего, идентичность мусульманской женщины"; "Платок - мой крест, извольте его уважать". (Кстати, подробная инструкция по изготовлению разного рода наглядной агитации и предлагаемые тексты лозунгов заранее были размещены на интернет-сайте www.relatif.com. от имени "группы граждан и гражданок без политической ориентации", которые под девизом "Ты был хорошим гражданином - стань хорошим манифестантом" взялись "добровольно и бескорыстно" преподать эту науку всем желающим.)
Появляются журналисты, фотографируют людей с транспарантами (те охотно позируют), заводят разговор с девушками в платках. Вокруг собираются любопытные, слушают. То тут, то там вспыхивают стихийные дискуссии. Пожилой мужчина из тех, кого называют "коренными французами", замечает: "Почему бы не уважать правила, у ...
Читать далее