Дискуссии о том, как преподавать студентам курс историографии, продолжаются не один десяток лет. Пожалуй, участников объединяет немногое, в частности, понимание того, что историография является одним из важнейших компонентов подготовки как профессионального историка, так и учителя истории, особенно в современных условиях модернизации высшего профессионального образования. В то же время предметом споров остаются такие вопросы, как структура курса историографии (должен ли он представлять собой попытку целостного обзора истории исторической мысли или предпочтительнее сконцентрироваться на отдельных темах), соотношение общеметодологических и собственно историографических сюжетов, связь между историографией и другими дисциплинами учебного плана, содержание и формы проведения семинарских занятий по историографии и другие аспекты. Большинство учебных пособий, издававшихся до настоящего времени, основывались на сочетании хронологического и проблемно-тематического подходов и, если вести речь об историографии нового и новейшего времени, то они охватывали период от Возрождения до наших дней. Практический опыт показывает, что для них характерна информационная перегруженность, в некоторых случаях запутанность структуры параграфов, что, безусловно, затрудняло работу студентов. Учебные пособия советского времени несли ярко выраженный отпечаток господствующей идеологии. В некоторых новейших учебных пособиях проявилось стремление авторов однобоко судить о таких тенденциях в современной зарубежной историографии, которые не вполне вписываются в традиционные для отечественной историографии подходы.
В этом смысле учебное пособие, подготовленное сотрудниками Института всеобщей истории РАН Л. П. Репиной, В. В. Зверевой, М. Ю. Парамоновой, выгодно отличается. Даже по объему (хотя, разумеется, это не главное) пособие соответствует учебному времени, отводимому на курс историографии в большинстве вузов. Оно дает студентам целостное представление о развитии исторической мысли от древности до ...
Читать далее