Россия и Германия взаимодействовали только в пределах Европы1 . Начиная со средних веков, складывалось единство христианских государств европейского континента, в основе которого лежали общность веры, церкви, интеллектуальных традиций, а также отказ от античной традиции и, не в последнюю очередь, единообразная университетская система2 . Студенты, обмениваясь знаниями, путешествовали по всей Европе - от Саламанки до Лунда и от Оксфорда до Праги. Шекспир неслучайно отмечал в "Гамлете", что датские студенты учились в германском Виттенберге.
В политическом отношении европейская система рано стала "концертом держав"3 , где каждый следил за тем, чтобы сосед не становился слишком сильным (Франция - за Священной Римской империей германской нации, Англия - за Францией), а, например, церковь, короли и ордена на границах организовывали оборону против язычников и мусульман или сами нападали на них4 . Правда, каждый раз появлялась держава-гегемон, но если бы кому-то одному удалось создать империю, охватывающую все государства, система могла бы рухнуть. Поэтому такие попытки пресекались сообща.
Система имела и социально-экономическую структуру5 . Ее центр, расположенный между Лондоном, Аугсбургом, Парижем и Флоренцией, был урбанизирован в большей степени, чем другие регионы; здесь были развиты международная торговля и ремесла, выпускались готовые изделия. "Полупериферийное" кольцо вокруг этого центра - от Дании до Испании - поставляло главным образом сырье и полуфабрикаты. Например, древесину, соленую рыбу, шерсть. Однако "полупериферийные" государства могли утвердиться как сильные и даже великие державы, как, например, Испания в XVI в. или Швеция в XVII в. Эти государства могли перенимать инновации и приглашать из центра знатоков своего дела. Так, в XVII в. Швеция призвала голландцев и валлонов на службу,
Нольте Ханс-Хайнрих - доктор, в 1980 - 2003 гг. профессор истории Ганноверского университета (ФРГ), председатель Общества по изучению истории мировой системы, издатель меж ...
Читать далее