В последнее время тематика исследований военной и военно-морской истории все больше смещается от рассмотрения хода военных действий к изучению различных аспектов повседневной жизни армии и флота. Будни военно-морского флота Российской империи начала XX в. изучены слабо. В данной работе, опираясь на материалы Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ) и другие источники, мы попытаемся рассмотреть такие сюжеты, как взаимоотношения морского ведомства России и кинематографических фирм, история киносъемок на флоте, попытки Морского министерства внедрить кино в повседневную жизнь рядового состава в качестве средства воспитания, пропаганды и досуга, отношение матросов русского флота к кинематографу.
Кинематограф проник в Россию сразу после его изобретения: съемка торжеств по случаю коронации Николая II в Москве в мае 1896 г, произведенная представителями фирмы братьев Люмьер, стала первой в истории киносъемкой политической хроники1. К концу первого десятилетия XX в. кинематограф стал проникать в жизнь армии и флота Российской империи. Возможно, интерес военных кругов к новому виду искусства и развлечения, проявившему свои возможности и в деле массовой пропаганды, был связан отчасти с личными вкусами последнего российского самодержца. Николай II, живо интересовавшийся техническими новшествами, не обошел вниманием и кинематограф. К его художественной стороне, судя по некоторым свидетельствам, император относился прохладно, не считая кино серьезным видом искусства, хотя и не пренебрегал им как развлечением2. Вместе с тем Николай понимал, что кинематограф дает возможность донести образ императора до широкой публики, способствуя тем самым пропаганде достижений правящей династии3.
Одно из первых обнаруженных свидетельств, относящихся к нашей теме, связано как раз со съемками императорской семьи на борту русского военного судна. В 1908 г. в Ливадии был снят фильм, имевший следующее содержание: императорская семья вместе со свитой пробует ма ...
Читать далее