Ожесточенные споры о Кавказской войне (1817 - 1864), о борьбе Шамиля против царской России велись с момента возникновения движения горцев представителями самых разных профессий и общественных слоев. Споры эти не утихли до настоящего времени1. Точка зрения разных авторов во многом зависит от того, с каких позиций они изначально смотрят на эту проблему. Присоединение мусульман к Российской империи проходило в период с XV по XIX в., как путем военного захвата, так и добровольно. Соответственно, многие мусульмане рассматривают Россию не как колониального угнетателя, а как свою историческую родину. Ислам стал одним из средств консолидации разрозненных сил горцев. Шамиль использовал его авторитет и особое положение в данном регионе.
Первый камень в фундамент вожделенного "Государства Аллаха" заложил Гази-Мухаммед2. Третий имам Шамиль в 1834 г. построил исламское государство. При нем завершился процесс оформления государственного устройства имамата. Он был ближайшим сподвижником Гази-Мухаммеда и продолжил его идеологическую и политическую линию: искоренение адатов, утверждение шариата, повышение престижа власти имама. Средством решения этой задачи был газават, обращенный в первую очередь против русских. Именно Шамилю удалось создать прочное теократическое государство.
При этом себе Гази-Мухаммед скорее отводил роль советника. При нем произошло превращение имама в правителя, а формирование особого строя и органов государственной власти имамата имело место позднее и было следствием борьбы с Российской империей. Несмотря на кратковременность своей деятельности (имам в 1828 - 1832 гг.), Гази-Мухаммед положил начало политической и военной организации, которая при Шамиле достигла наибольшего развития. Он стал первым, кто выдвинул идею объединения народов Чечни и Дагестана на основе ислама. Затем государственным строительством активно занялся Гамзат-Бек (имам в 1832 - 1834 гг.), происходивший из знатного аварского рода. В конце 1820-х гг. он поддержал Гази-Мухамме ...
Читать далее