Во время реформ, начатых в 1654 г. московским патриархом Никоном, те, кто выступал против правки отрывков из переводов Библии и религиозных книг, получили название раскольники. Сами они считали себя старообрядцами (хранителями истинной традиции, старого обряда) или староверами. В Восточной Европе старообрядцев называли липованами, по имени Филиппа Олонецкого, под руководством которого они покинули Польшу и Пруссию. В 1690 г. верующие разделились на беспоповцев, или тех, кто не верил священникам, и поповцев - признававших их роль1.
Поповцы стремились сформировать свою собственную церковную иерархию, что являлось обязательным условием для возведения в сан священников. Это стало возможным только в 1846 г., когда поповцы из оккупированной Габсбургами Буковины убедили епископа Амвросия, оставшегося без места и удалившегося в Константинополь, отправиться в Белую Криницу и стать праведным пастырем староверов. Возведение в сан епископов создало новую старообрядческую иерархию, признанную австрийскими властями указом о новой митрополии в Белой Кринице. Староверы, не признавшие Амвросия, принимали в свое сообщество беглых священников из официальной православной церкви после предварительного миропомазания. Они были известны как беглопоповцы.
Изначально митрополит Белой Криницы заявлял, что он имеет власть над всеми староверами, однако в результате сильного противодействия со стороны России, митрополия Буковины ограничила свои полномочия отношениями со старообрядцами, жившими за границами Российской империи2.
На территориях Румынских княжеств первые липованы, выходцы из России, поселились в Молдове, в районах Васлуй и Роман. В княжеском указе от 9 января 1805 г. князь Александр Морузи попытался урегулировать их церковное положение. Им была обеспечена свобода вероисповедания при условии, что они не будут пропагандировать свои взгляды3. После 1805 г., в течение почти полутора веков, не издавалось никаких официальных документов румынских властей в отношение ...
Читать далее