"Нет, наш народ не идиот,
Хоть выглядит порой кретинским.
Но дружно он идет за "Клинским",
А за Явлинским - не идет!"
Игорь Иртеньев, поэт-правдоруб
В этом номере журнала читатель найдет три статьи, посвященные рекламе и, уже, образу ребенка в рекламе (С. Велькович), торговым маркам (Т. Романова), вообще эргонимам - названиям предприятий (И. В. Крюковой), т.е. вроде бы разным, разноплановым вещам. На самом деле у этих статей один сюжет - знаковая сторона консумеризма, т.е. общества массового потребления (ОМП). Я уже ранее позволял себе в других статьях употребить для ОМП иной термин, возможно, шокирующий нежные уши изрядной части нашей аудитории - обжираловка.
Обжираловка, сиречь ОМП, - явление космического масштаба (что находит свое буквальное подтверждение в появлении "космического туризма"), как количественно (число ее акторов измеряется многими сотнями миллионов и даже миллиардами), так и качественно, по своей сложности и многоаспектности. При этом не так уж и существенно, что многие адресаты знакового потока ОМП, выключив свои TV и ложась спать, лягут отнюдь не абсолютно сытыми, а наоборот, если уж и не на совсем пустой желудок, то, во всяком случае, слегка голодноватыми или недоевшими. Это не имеет большого значения при отнесении их к ОМП - они уснут, и ОМП (она же обжираловка) им будет сниться до самого утра.
ОМП - явление довольно новое; в сущности, оно сложилось лишь во второй половине XX в., хотя его провозвестники уже могли наблюдаться и в веке XVIII. Обжираловка сама по себе, как один из основных его компонентов, гораздо древнее. Можно вспомнить хотя бы пиры (их называли симпозиумами) древнеримских патрициев. Позже престижное, демонстративное потребление (conspicuous, or ostentatious consumption) было свойственно в основном монаршим дворам, и отчасти "мини-дворам" высшей знати (например, Радзивиллы в Польше временами едва ли не превосходили королевский двор по своей пышности). Правда, принимало это потребление разные формы. Людо ...
Читать далее