В 2005 г. коми-пермяцкий народ будет отмечать событие огромного исторического и общественно-политического значения - 80-летие со дня образования Коми-Пермяцкого автономного округа и 500-летие присоединения Перми Великой к Российскому государству. В составе Российского государства за эти годы коми-пермяками пройден сложный и противоречивый путь. Присоединение Перми Великой к Российскому государству имело большое прогрессивное значение: коми-пермяки были вовлечены в сферу общерусского, общероссийского процесса и связаны с судьбами и русского народа и других народов нашей страны.
Официальной датой вхождения Перми Великой в состав Российского государства принято считать 1505 г., когда на месте удельного княжества по указу Великого князя Московского Василия III Ивановича было основано наместничество. Князь Матвей Михайлович - сын Великопермского князя Михаила Ермолаевича, был сведен с княжения за ослушание и отправлен в Тулу. Наместником в Пермь Великую Василий III направил Василия Андреевича Ковра.
Однако военное покорение Перми Великой произошло раньше, весной 1472 года. По указу великого князя Василия III пятитысячное войско под командованием знатного устюжского воеводы Федора Пестрого Стародубского разгромило войско Великопермского князя. Плененного князя Михаила и пятерых его сотников-князей доставили в Москву. После новой присяги великий князь отпустил Михаила обратно на княжение в Пермь. Судьба пермяцких сотников-князей неизвестна1 .
Христианизация язычников пермяков началась в 1455 г. с крещения части князей-пермяков владыкой Пермским Питиримом (из Усть-Выми). Однако на обратном пути епископ был убит вогуличами (манси). В 1462 г. следующий вымский епископ отец Иона продолжил крещение пермяцких князей и начал строить церкви. Несмотря на крещение части пермяков, основная масса населения сохраняла приверженность языческим культам вплоть до XVIII века. Христианская церковь вынуждена была идти на компромисс. Часовни и церкви ставились в священных рощах и на языческ ...
Читать далее