В многочисленных работах по проблемам двух российских революций в основном упоминалось лишь участие железнодорожников в революционном движении. Некоторые экономические и финансовые аспекты деятельности железных дорог исследованы в работе П. В. Волобуева "Экономическая политика Временного правительства" и других трудах по истории железнодорожного транспорта 1 .
Усилиям Временного правительства по ликвидации кризиса на железных дорогах посвящена статья Волобуева. В ней отмечено, что преодоление расстройства транспорта являлось для правительства "одним из самых серьезных экзаменов на способность к руководству экономической жизнью страны". Волобуевым рассмотрены конкретные шаги, предпринятые для упорядочения перевозок, а также сглаживания конфликтов между администрацией дорог и рядовыми железнодорожниками в вопросах повышения заработной платы. Характеризуя состояние подвижного состава, Волобуев показал падение производства и резкое сокращение ремонта. На основе анализа попыток правительства организовать смешанные перевозки (по воде и железным дорогам), улучшить регулирование грузооборота, автор пришел к выводу, что "сквозь бюрократические заслоны и господство частнохозяйственных отношений в силу железной необходимости пробивала себе дорогу идея планирования перевозок". Волобуев осветил попытки Временного правительства выкарабкаться из транспортных проблем с помощью США 2 . В целом статья Волобуева не потеряла своего значения для общей характеристики состояния железнодорожного транспорта в 1917 году.
Сегодня лишь некоторые положения этой статьи требуют уточнения. Вся ответственность за то, что Временному правительству не удалось преодолеть транспортный кризис возлагается в ней на министерских чиновников и представителей крупной буржуазии. Между тем ряд товарищей министров путей сообщения военных лет (И. Н. Борисов, Д. П. Козырев, Н. Л. Щукин) участвуя в работе Наркомата путей сообщения в последующие годы, немало сделали для восстановления транспорта.
По мнению Волобуе ...
Читать далее