Со второй половины XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой, население, исповедующее католичество, стало составлять значительную часть жителей западных районов Российской империи. Перед властью встала задача разработки специальной политики по отношению к этой христианской конфессии. Поиски наиболее оптимального варианта взаимоотношений продолжались весь XIX век. Так как огромное количество католиков оказались российскими подданными, а в собственно польских землях они составляли до 95% населения, уже нельзя было ограничиться только внешним надзором за ними, как практиковалось ранее. Возникла настоятельная необходимость выработки государственной политики. К этому подталкивала и позиция римского престола, который не желал иметь своих подданных, каковыми он считал католиков, под управлением православного государя.
Перед российской властью стояло две задачи. Первая - организовать управление католиками на своей территории. Вторая - оградить их от влияния римского папы, позиции которого по данному вопросу не соответствовали государственным интересам России. В итоге, в январе 1782 г. была открыта Белорусская (Могилевская) католическая архиепископия. В это же время белорусский епископ С. Сестренцевич был возведен в ранг архиепископа. При нем учреждалась консистория, члены которой назначались архиепископом. Он также управлял монастырями и церквями и назначал священников. Местом пребывания архиепископа был город Могилев. Римский папа первоначально не утвердил назначение Сестренцевича архиепископом. Однако Екатерина II объявила о лишении католиков России своего покровительства. В итоге римский папа вынужден был отступить. 10 декабря 1783 г. Сестренцевича ввели в архиепископское достоинство, что можно рассматривать как первый шаг к созданию собственной католической организации в России.
Влияние Рима осуществлялось через монастыри, т.к. они подчинялись не епископу, а начальнику ордена, который находился за пределами России. Екатерина II дала предписание губернаторам новых ...
Читать далее