Сколько существует историческая наука, столько же ведутся споры о ее предназначении, о методах познания истории человечества, а также о научной достоверности исторических знаний. Размышления об этих и других сложных проблемах, затрагивающих фундаментальные основы этой науки, все чаще возвращают нас к событиям двухсотлетней давности, когда в результате интенсивной творческой деятельности выдающихся мыслителей создавалась система взглядов и теоретических обобщений, выводившая историю из состояния простого фиксатора отдельных разрозненных фактов и событий исторической жизни и превращавшая ее в подлинную науку - со своими законами и закономерностями.
Процесс этот развивался достаточно сложно и во многом противоречиво. Некоторые последствия дают о себе знать и поныне. Более того, корни многих проблем и трудностей, переживаемых современной мировой исторической наукой, уходят в те далекие времена, когда шел энергичный поиск системных подходов к истории, разрабатывалась теория исторического процесса, определялось его содержание, выявлялись побудительные мотивы и главные ценностные критерии, действующие во всемирной истории человечества. Первенство в этом поиске принадлежало философам, которые, широко используя накопленный к тому времени богатый и разнообразный материал и немногочисленные исторические исследования, пытались теоретически обогатить историческую науку, вывести ее из простого описательства, или, по утверждению Гегеля, из состояния "первоначальной истории", в котором пребывали и Геродот, и Фукидид и другие, подобные им историки, описывая "преимущественно протекавшие на их глазах деяния, события и состояния, причем сами они были проникнуты их духом и переносили в сферу духовных представлений то, что существовало вовне"1 .
Среди мыслителей конца XVII и первой половины XVIII века, которые не только глубоко осознавали необходимость системного подхода к познанию и пониманию всемирной истории и много сделавшие для становления и развития исторической науки, видное мес ...
Читать далее