Примерно с середины 70-х годов слова "La Nouvelle histoire" стали все чаще появляться на страницах французских изданий, и сегодня среди историков здесь мало кто сомневается в том, что во Франции уже сформировалась "новая историческая наука". По аналогии с американской "New Economik History" или, скажем, с "современной лингвистикой", основателем которой был Ф. де Соссюр, ее называют новой в том смысле, что она, хотя и опирается на выработанные в веках принципы и методы исторического анализа, тем не менее во многом отличается от "традиционной" исторической науки.
Настоящее "новой исторической науки" изображается ее адептами в основном в радужных тонах. В посвященных ей публикациях, появившихся в последние годы на Западе, об этом направлении говорится как о самом значительном явлении в мировой историографии за последние 50 лет, в корне изменившем "весь пейзаж гуманитарных наук". В заслугу "новой исторической науке" пытаются поставить "осуществление революции исторической мысли", создание парадигмы, или "дисциплинарной матрицы", пригодной вообще для всей современной исторической науки 1 . По убеждению Ж. Ле Гоффа, например, только она будто бы может дать необходимую информацию и ответы "человеку, растерявшемуся в современном мире", поскольку "воспринимает человека целиком, со всем тяготеющим над ним многовековым грузом, высвечивает его сквозь призму изменений и постоянств, предлагает ему равновесие между элементами материальными и духовными, экономическими и умственными, предлагает, но не навязывает ему возможности для выбора" 2 . Представители этого направления полагают, что ему предстоит выполнить очень важную и все возрастающую роль: "Преобразовать коллективную память людей и принудить всю совокупность наук и знаний переместиться в иную временную продолжительность, соответствующую иной концепции человеческого общества и его эволюции" 3 .
Пристальное знакомство с "новой исторической наукой", осознание ее места и роли в современном французском обществе приводит к вы- ...
Читать далее