В 2004 году исполняется 70 лет Новелле Николаевне Матвеевой -поэтессе, барду, переводчику.
Она стоит у истоков бардовской песни наряду с Б. Окуджавой, Ю. Визбором, М. Анчаровым. В 60-е годы этот жанр стал популярной формой духовного общения людей разных профессий, появились яркие "поющие поэты": В. Высоцкий, А. Галич, А. Городницкий, А. Якушева, Ю. Кукин, Е. Клячкин, О. Митяев, Ю. Ким. Их лирический голос отличался искренностью, исповедальностью, романтическим мироощущением.
Благодаря помощи К. Чуковского и М. Атабекян в 1966 году на фирме "Мелодия" у Матвеевой вышел первый в нашей стране диск авторской песни. Диски-гиганты по 15 - 20 песен на каждом, а также гибкие пластинки продолжали появляться и в последующие годы. Голос исполнительницы, негромкий, но отважный, высокий, почти детский, не меняющийся с годами, вызывает пронзительное ощущение внутренней чистоты, естественности и одновременно драматической наполненности.
В творческой судьбе поэтессы принимали участие С. Маршак, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Д. Кугультинов. С 1963 года рядом с ней был ее супруг Иван Семенович Киуру, тоже наделенный поэтическим даром, друг и соавтор, скончавшийся в 1992 году. Матвеева сочиняла
стр. 31
музыку и на его стихи: "Варданэ", "Кони", "Роща заалела", "Табор", "Мелодия для гитары", "Мой вороненок" и др.
Как известно, бардовская песня - жанр синтетический: в нем талант поэта и композитора, музыканта-исполнителя и певца неразделимы. Если в эстрадной песне важна прежде всего музыкальная сторона, то в бардовской, по признанию Б. Окуджавы, именно текст, его качество определяет и музыку, и манеру исполнения. Правда, Матвеевой свойствен иной подход к своему творчеству: "Песня у меня потому и песня, что уже с самого начала имеет свою мелодию, которая, как правило, является мне раньше слов... Вообще же слова моих песен без мелодии немыслимы. Песенные слова для меня лишь выводы из музыки" (см.: Бардовская песня. М., 1993. С. 27). Тем не менее, в любом случае для авторской песни характерна ...
Читать далее