Замечательный мастер русского слова, К. Г. Паустовский особое внимание уделял определениям. Он считал, что эпитет "должен быть точен, свеж и скуп". Это высказывание относится и к эпитету маслянистый, который встречается в опубликованных сочинениях Паустовского 27 раз, при этом из них 16 приходится на "итоговую" автобиографическую "Повесть о жизни" (1946 - 1963).
Маслянистый представляет собой суффиксальное прилагательное со значением "содержащий то или сходный с тем, что названо в основе мотивирующего слова" (Грамматика современного русского литературного языка. АН СССР. М., 1970. § 465), т.е. оно имеет различные значения: похожий на масло (как бы покрытый им: лоснящийся, скользкий) и пропитанный маслом. Толковые словари приводят несколько единичных случаев употребления эпитета маслянистый русскими писателями: Н. Некрасовым, М. Салтыковым-Щедриным, Л. Леоновым, А. Куприным, М. Горьким, К. Фединым, М. Шолоховым.
Не фиксирует его Словарь эпитетов литературной русской речи А. Зеленецкого (1913 г.), а также ни один из словарей синонимов русского языка. Этому можно найти объяснение. Дело в том, что прилагательное маслянистый долго не воспринималось (пожалуй, и сейчас еще не всегда воспринимается) как художественный, а тем более поэтический эпитет из-за того, что оно носит либо явно выраженный "технический", либо сатирически-отрицательный оттенок (см. у Салтыкова-Щедрина: "лицо покрыто маслянистой слизью"). Примеры поэтического употребления этого эпитета в художественной литературе крайне редки: "Маслянистое вино" (Некрасов), "маслянистые листочки" (Федин).
Ни один из наших словарей не приводит примеров употребления прилагательного маслянистый И. Буниным. А между тем, уже в первом своем крупном произведении "Романтики" Паустовский ссылается на него: "Читал свои рассказы Бунин. Его глухой голос без интонаций усыплял. Сюртук был застегнут на все пуговицы <.. .> Но за этим сюртуком вдруг расцветала жаркая Иудея, и русский язык сверкал, как только что найденный клад зол ...
Читать далее