Былички об оборотнях до сих пор бытуют в Воронежском крае.
В мифологии оборотничество определяется как "магическая перемена облика персонажа. Преимущественно - временное превращение с последующим возвращением к первоначальному (подлинному) виду" (Неклюдов СЮ. Оборотничество // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1988. С. 234 - 235). С феноменом оборотничества связана лексика, называющая как процесс, так и его субъекты.
Перевоплощение именуется в воронежских говорах процессуальной лексикой: обвертаться, обёртываться (обернуться), обращаться (обратиться), оборачиваться, перевертываться (перевернуться), переворачиваться, перекидываться, переметываться, превращаться (превратиться). Глаголы обвертаться, обертываться, обращаться, превращаться в рассматриваемом значении Словарем русских народных говоров не зафиксированы. Форма обвертывать-
стр. 103
ся в значении перевоплощения имеет пометы Арх., Перм., КАССР, Олон., Новг., Сиб. Переворачиваться, перекидываться в мифологическом значении сопровождаются пометами Арх., Перм., Терек. Переметываться в значении "перевоплощаться" зафиксировано без указания места, со ссылкой на Даля. Как видно, лексика перевоплощения не имеет помет как воронежская, в то время как она повсеместно бытует в воронежских говорах. Приведем примеры недавних записей: "Колдуны по ночам на ножах перевертывались и чем хошь могли сделаться" (с. Третья Александровка, Терновский р-н, Мишина З. П., 72 г., малограм., 1992 г.); "Ее мать была колдунья. Она в зверей обёртывалася" (с. Криуша, Панинский р-н, Поповская А. С., 85 л., малограм., 1999 г.); "Перемётки раньше были. Не видала, не довелось, как они перекидывались, не знаю. Свиньей перекидывалась, говорят" (с. Ярки, Новохопёрский р-н, Гранкина М. С., 1924 г. р., 7 кл., 1998 г.).
Перевоплощение происходит, согласно текстам, в кошку, собаку, лошадь, корову, свинью, теленка, жеребенка, то есть в любое домашнее животное; в ужа, жабу; в колесо, тыкву, цепь - не в странные, аномальные предметы, а в самые обычные. Однако все ...
Читать далее