В. Ф. Малиновский как оригинальный русский мыслитель конца XVIII - начала XIX в. стал известен сравнительно недавно. Он был первым директором Царскосельского лицея, однако долгое время считался человеком заурядным, мало подготовленным к педагогической деятельности. Влиянию Малиновского на формирование личности и мировоззрения первых лицеистов, в том числе А. С. Пушкина и ряда декабристов, не придавалось значения. Подобные представления начали меняться лишь после изучения литературного наследия Малиновского, большая часть которого осталась неопубликованной1 . Но в полной мере значение этого прогрессивного мыслителя, просветителя-демократа, предшественника идеологов дворянских революционеров было оценено благодаря исследованиям советских ученых. Б. С. Мейлах, основываясь на неизвестных ранее материалах литературного и эпистолярного творчества Малиновского, охарактеризовал его как человека высокой культуры и широкого политического кругозора, как убежденного демократа и критика современной ему русской действительности, близкого по взглядам к известному просветителю Н. И. Новикову. Вслед за тем Э. А. Араб-Оглы опубликовал работу, посвященную общественно- политическим и философским взглядам Малиновского2 . В 1958 г. было издано собрание сочинений и писем Малиновского3 . С тех пор его имя вошло в историю русской философии Просвещения. Не обойдена взиманием и его дипломатическая деятельность4 .
Итак, о Малиновском как мыслителе, общественном деятеле, дипломате известно немало, но его творческое наследие еще полностью не обнаружено и не исследовано всесторонне. Наиболее значительное общественно-политическое произведение Малиновского "Рассуждение о мире и войне" было издано в 1803 году5 . Но имеется упоминание о "продолжении" этого трактата, которое автор не опубликовал6 . В прошлом десятилетии его обнаружил польский историк Е. Сковронек
1 В. И. Семевский. Крестьянский вопрос в России в XVIII - первой половине XIX в. Т. I. СПБ. 1888, стр. 430 - 431; его же. Размышления В. ...
Read more