В историографии довольно часто религиозная идеология либо трактуется как неизменная, либо культовые представления тех или иных обществ противопоставляются тем, которые утверждались непосредственно вслед за ними. Так, в Европе противопоставлялись отдельные разновидности политеизма и христианства, причем католическая церковь, искажая действительность, отождествляла языческий мир с темнотой и отсталостью, а христианский - со справедливостью.
Однако уже в XIX в. исследователи обратили внимание на явление культового синкретизма, на эволюцию религиозного сознания, происходившую в течение длительного времени после принятия крещения. Сегодня, очевидно, никто не станет рассматривать прекращение существования старых верований как единовременный акт. Известно также, что эволюции подвергались и отдельные религии.
Много внимания исследователи уделили мировоззренческой эволюции в русских землях. Считается доказанным, что здесь элементы язычества сохранялись в форме двоеверия до XV в., то есть на протяжении 500 лет после крещения великого князя Владимира1 . Акад. Б. А. Рыбаков обратил внимание на то, что уже в эпоху язычества элементы христианского мировоззрения проникли на территорию Древнерусского государства2 . Польские исследователи собрали интересные материалы, относящиеся к раннему средневековью в Западной Европе; существование язычества в Германии вплоть до эпохи Возрождения проследил Э. Потковски3 , изучавший мифы о посмертной жизни человека. Скандинавию исследовал под этим углом зрения С. Пекарчик, автор многих трактатов о культовом синкретизме4 . В настоящей работе рассматриваются перемены в религиозном мировоззрении балтийских народов - от политеизма до проявления культового скептицизма. До сих пор эти вопросы не исследовались в широком историческом аспекте.
В Восточной Прибалтике жили пруссы, ятвяги, литовцы, латыши (латгалы, курши, земгалы), ливы, эстонцы. В начале нашего тысячелетия они признавали многобожие, верили в сверхъестественные силы,
1 Н. Гальковский. ...
Read more