Libmonster ID: KZ-2105

А. НИЯЗИ

Кандидат исторических наук

Широкая дискуссия о глобальном кризисе мировой системы развернулась после известных событий 11 сентября 2001 г. На самом деле его многочисленные признаки наблюдались и ранее. С этой даты его очертания стали лишь более рельефными. Террор - его крайнее проявление. Война без фронтов - его последствие. Но это только внешняя и наиболее броская картина общей беды.

Суть в том, что человечество впервые столкнулось с кризисом всеобъемлющим, охватывающим уже всех и вся - политику и экономику, право, государственное устройство, экологию, личные и общественные отношения, культуру, нравственность и этику, религию, проблемы войны и мира. Ни один народ уже не может жить изолированно от общих глобальных процессов.

Для их осмысления уже явно не хватает привычных формул и уравнений прошлого. Большинство нынешних идеологий, а также противоречий и конфликтов не вмещаются в прежние национальные и классовые рамки или в рамки противостояния военно-политических блоков. Недаром возникают новые объяснения происходящего: столкновение цивилизаций, конфликт бедного Юга и богатого Севера (или Запада) с исламским миром. Другие видят основную дихотомию между демократией и авторитаризмом, свободными и контролируемыми рынками. Однако и такие, преимущественно политологические толкования, не дают ответа на то, что же происходит с нами на самом деле.

Становится все более очевидным, что суть происходящего кроется в иной плоскости развития мировой цивилизации. Главное противоречие современности завязывается между разрушительной для человека и природы индустриально-потребительской системой, теперь уже в ее неолиберальном виде, то есть глобализмом, и различными проявлениями антиглобализма - модернистскими и традиционалистскими.

* * *

То, что я называю "глобализмом", далеко от понятия "глобализация". Признаем все же, что само понятие "глобализация" - нейтрально, оно отражает процесс объективный, в первую очередь - неимоверно ускоряющуюся в последние десятилетия взаимосвязь и взаимозависимость человечества, формирование новых общемировых институтов и механизмов и их возрастающее воздействие на развитие национальных государств. Глобализацию нельзя ни выдумать, ни отменить. Это естественная ступень развития мировой цивилизации. Между тем глобализм - это геополитический и экономический проект всемирного свободного рынка, довлеющего над государством. Это результат сознательного политического выбора, сделанного правительствами ряда стран с развитой экономикой.

Очевидно, что неолиберальная программа искусственна. Она не является плодом действия объективных сил, вытекающих из самой природы экономики, технологий и, тем более, человеческих отношений. "Цивилизация бизнеса" попросту противоестественна. В ней рынок становится ведущим локомотивом развития, перекрывает все остальные ценности жизни. В схеме развития по глобалистскому образцу культурный, а шире - цивилизационный фактор явно игнорируется. Для строителей "цивилизации бизнеса" культура и традиция вторичны, а то и являются досадными раздражительными анахронизмами, препятствующими всемирному шествию рыночно-технологического "прогресса". Но, как представляется, произрастает все, в конечном счете, не из рынка, а из культуры.

* * *

Четверть века распространения неолиберализма привели к тому, что, несмотря на рост экономики некоторых развивающихся стран, в целом в мире богатые стали богаче, а бедные - беднее1. Ожидаемого перетекания богатства от богатых к бедным ни на национальном, ни на глобальном уровнях не произошло. Опыт мирового развития последних десятилетий показывает, что в рамках неолиберальной экономической и геополитической модели (глобализма) самые насущные проблемы человечества так и не получили разрешения. Более того, они только обострились. Возрастает неустойчивость мировой политики, экономики, финансовой и энергетической систем, растет гонка вооружений, отбрасывается назад культурное сближение народов, трещит по швам биосфера. Индустриализация, помноженная на рыночный неолиберализм, ныне представляет суть современного транснационального капитализма. В нем разрушительный потенциал намного превышает созидательный. Индустриально-потребительские системы, будь то западного, советского или азиатского образцов, за последние десятилетия очень быстро приблизили нас к экологической катастрофе. Неолиберальное дерегулирование в его радикальных формах придает этому процессу неимоверное ускорение.

Глобалистская модель, ориентированная на форсирование экономического роста, максимизацию потребления и культивирование гедонизма, сама воздвигает на своем пути разнообразные препятствия природного и социально-экономического характера, преодолевать которые по ее схемам развития становится все сложнее.

Глобальные противоречия обостряются, и мы переходим к иной, чем прежде, биполярности мира, в иных координатах, кото-

стр. 54


рые уже выходят за государственно-территориальные рамки или привычное деление на левых и правых. Мир раскалывается на противоположные мировоззрения, мироощущения и образы жизни. Для одних (меньшинства) в такой биполярности страж глобалистского проекта - Соединенные Штаты олицетворяют прогресс, для других (большинства) - символ разрушения мироздания. Этот раскол проходит уже и внутри самой Америки2.

Меняется массовое представление американцев о своей исключительности. Интеллектуальная элита - ученые, политики, творческие люди - выдвигают новые идеи развития и безопасности. Альтернативные рыночному фундаментализму концепции постепенно продвигаются в политику. Среди оппонентов неолиберальной глобализации и Джозеф Стиглиц, бывший вице-президент Всемирного банка, покинувший этот пост из-за разногласий с его руководством. Позднее он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике, является профессором Колумбийского университета.

Трудно не согласиться с точкой зрения этого авторитетного экономиста, высказанной в интервью "Независимой газете". "Американская экономика уже почти наверняка перешла из состояния некоторого экономического спада в состояние полномасштабной рецессии. Американцы сейчас задумались о разумности своего одностороннего подхода к внешней политике... Растет ощущение того, что мы могли сбиться с пути, придавая слишком большое значение собственной материальной выгоде и явно недостаточно общим интересам... Америка провозгласила наступление глобализации. Вместе с тем она должна осознать, что с глобализацией приходит взаимозависимость, а в условиях взаимозависимости появляется необходимость в совместном принятии решений во всех областях, которые оказывают воздействие на всех нас", - отметил профессор3.

* * *

Неолиберальная теория выстраивалась, прежде всего, как антитеза крайностям коммунистической системы и породила собственные крайние догмы, на которые по инерции продолжает опираться Запад в отношениях с Востоком. Запад неоднороден, но совместно на политическом уровне он продолжает рассматривать перемены в остальном мире через призму именно этого проекта, давая советы, которые он сам, как ни парадоксально, зачастую опровергает своей практикой.

Открытие рынка, ориентация на экспорт, сворачивание социальной ответственности государства, его присутствия в экономике, его протекционистских действий (причем все это в самых радикальных формах) - формула "прогресса", но - для других. Чаще всего практика, выстроенная на таких рекомендациях, приводит к совершенно противоположным результатам.

Предлагаемые остальному миру неолиберальные рекомендации развития в большинстве случаев вызывают процессы их отторжения. Иногда официозом, но чаще самим обществом. Мы видим, как в Латинской Америке, Азии и Африке, да и у нас самих это сопровождается возрождением левых идей, а также национальным и религиозным радикализмом. К тому же рыночный фундаментализм как ответную реакцию порождает фундаментализмы иного рода.

Во многом ответом на него является и радикализация мусульманских движений. Ведь раздражение мусульман вызывает, прежде всего, радикальный материализм, распространяющий поклонение идолу богатства и расточительности. Подобный сплав коммерции и индивидуализма вообще не присущ Востоку, в том числе исламскому миру, пропитанному общинной жизнью. Главный западный лозунг свободы, обретший свойства вседозволенности и неконтролируемого эгоизма, вступает в противоречие с основополагающим исламским принципом справедливости. Рекламный лозунг "Пепси-колы" - бери от

стр. 55


жизни все - чужд мусульманской культуре. Если берешь, надо и отдавать. Ислам не против рыночной экономики, но против рыночного общества.

* * *

Лидером религиозного ответа глобализму является сейчас исламский мир - мир традиционной общинной культуры, в которой вера и этика крепко связаны воедино и являются руководством к действию. И эта культура протестует против невежества, безнравственности, эгоизма, лицемерия, цинизма, алчности, бессмысленного расточительства человеческой энергии и природных ресурсов - против всего того, что изначально было чуждо исламскому учению и в борьбе против чего оно, собственно, и рождалось.

Исламский ответ на болезни современности не сводится лишь к радикальному исламизму. Его экстремистские формы у всех на виду. Не так заметны его умеренные проявления в виде интеллектуальной полемики и умонастроений мусульман, но они достаточно широки и вращаются вокруг оси веры - справедливости божественной и справедливости в жизни людей. Исламский ответ - это единственный пример опоры на религиозно-этические ценности для построения экономической альтернативы неолиберализму. Исламская экономика, несмотря на массу пессимистических прогнозов в прошлом, все же постепенно начинает работать. Ее социальная ориентированность при одновременном признании частной собственности очевидна, и в ней можно найти немало элементов нарождающейся сейчас на Западе теории этической экономики или концепции устойчивого развития4.

Ответ мусульманской традиции на вопрос о том, как выйти из глобального системного кризиса, строится на общих и очень важных принципах. Таких, например, как уравновешенность духовной и мирской жизни, личных и общественных интересов; справедливое правление; справедливое вознаграждение за труд; запрет на нетрудовое обогащение; помощь обездоленным; признание частной собственности и, в то же время, нераспространение ее полностью на такое общенародное достояние, как земля, вода, недра. Но в этом ответе пока не хватает современных научных знаний по технологиям сбалансированности экономического, социального и экологического благополучия, которые дает сейчас западная и российская наука. Исламский мир демонстрирует все же по преимуществу традиционалистский ответ на глобалистскую атаку, но этот ответ - часть антиглобалистского движения, в котором формируются различные альтернативные течения.

На Востоке и Западе они называются по-разному - исламским проектом, антиглобализмом, теологией освобождения, христианским или экологическим социализмом, евразийством, ноосферным движением, социо-природной синергетикой, теорией устойчивого развития. Несмотря на различие технологических или религиозных приоритетов, суть их одна - отказ от разрушения мироздания и приближение к соразмеренности во всех сферах жизни: в международных делах, в отношениях личности, общества и государства, религии и науки, человека и природы. При всех различиях в понимании глобального кризиса и трактовке его причин разные альтернативные направления объединяет общее ядро. Осознание переломного этапа в истории и эволюции человечества и необходимости изменения доминирующих в настоящее время ориентиров развития, которые уже через несколько десятилетий способны вызвать глобальную катастрофу.

В то же время в мировом противостоянии сторонников глобализма и его противников сошлись два радикально действующих соперника: с одной стороны, неоконсервативное руководство США, с другой - экстремистское крыло исламистского интернационала. Идет столкновение в первую очередь самых агрессивных и политизированных идеологий на сегодняшний день. Причем идеологий, резко расходящихся по своим целям и ценностям. В этом противостоянии традиция столкнулась с модернизацией, духовная жизнь с материальной, возникли крайние взгляды на средства достижения целей.

Обе идеологии претендуют на универсальность и готовы отстаивать свою правду с оружием в руках. Исламизм в виде его крайнего, халифатского движения сам начинает превращаться в своеобразный глобализм, претендующий на мировое господство. Столкновение исламистского и глобалистского проектов несет колоссальную разрушительную силу. Оба они неконструктивны и губительны для мировой цивилизации. Постепенно в их противостояние втягивается все больше стран. Политика значительной и влиятельной части государств все больше замыкается на борьбе с так называемым "международным" терроризмом. Но борьба эта ведется преимущественно с последствиями, но не с причинами, порождающими современные противоречия и конфликты. А они, в отличие от прошлого, переплетены уже намного плотнее и туже.


1 В последние десятилетия глобальное неравенство стремительно растет. Если соотношение уровня доходов верхнего и нижнего квинтелей (пятой части) населения мира составляло в 1960 г. - 30:1, то в 1990 г. уже - 60:1, а к концу 90-х гг. - 74:1. См: Human Development Report (далее HDR), 1999. New York, p. 3. Согласно более поздней публикации ПРООН, в 1970 г. это соотношение равнялось 34:1, в 1997 г. - 70:1 (HDR, 2001, р. 20). В расчетах использовалось измерение доходов на базе обменных курсов. Цит. по: Вебер А. Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". Выпуск одиннадцатый. М., Издательский дом "Новый век". Институт мировой экономики и международных отношений. Институт микроэкономики. 2001, с. 15.

2 Среди оппонентов неолиберальной глобализации, к примеру, не только много демократов, но есть и республиканцы. См.: Азроянц Э. А. Будущее: эволюционные и эсхатологические альтернативы // Труды клуба ученых "Глобальный мир". Том 2. М., Институт микроэкономики РАН. 2002, с. 102 - 148; Вебер А. Б. Глобализация: взгляд в будущее. // Труды клуба ученых "Глобальный мир". Том 2. М., Институт микроэкономики РАН. 2002, с. 149 - 160.

3 Стиглиц Дж. Новая расстановка приоритетов. Америке пора освободиться от экономического эгоизма // Независимая газета, 16.10.2001. Цит по: Азроянц Э. А. Указ. соч.

4 См.: Ниязи А. Ш. Проблемы устойчивого развития и мусульманский мир // Человек и природа в духовной культуре Востока. [Ред. -сост. Н. И. Фомина]. М., ИВ РАН, Крафт+, 2004, с. 508 - 531; Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. М., Издательство "Умма". 2004, с. 283.


© biblio.kz

Постоянный адрес данной публикации:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЗАПАД-И-МУСУЛЬМАНСКИЙ-ВОСТОК-В-СИСТЕМЕ-НОВОЙ-БИПОЛЯРНОСТИ

Похожие публикации: LКазахстан LWorld Y G


Публикатор:

Цеслан БастановКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://biblio.kz/Ceslan

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. НИЯЗИ, ЗАПАД И МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК В СИСТЕМЕ НОВОЙ БИПОЛЯРНОСТИ // Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ). Дата обновления: 23.06.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЗАПАД-И-МУСУЛЬМАНСКИЙ-ВОСТОК-В-СИСТЕМЕ-НОВОЙ-БИПОЛЯРНОСТИ (дата обращения: 01.11.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. НИЯЗИ:

А. НИЯЗИ → другие работы, поиск: Либмонстр - КазахстанЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Цеслан Бастанов
Atarau, Казахстан
247 просмотров рейтинг
23.06.2023 (497 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Статья раскрывает историю Казахского ханства, его роль в формировании казахской идентичности, структуру и лидеров. Описывается его рост, упадок и влияние на современный Казахстан.
Каталог: История 
11 дней(я) назад · от Tugelbay Konabayev
Из опыта работы специалистов военной ветеринарной медицины, которые под руководством полковника медицинской службы Ю.Г. Боева выполнили уникальную операцию по транспортировке крупных животных, (лошадей) самолетами транспортной авиации, на большое расстояние.
Каталог: Военное дело 
17 дней(я) назад · от Виталий Ветров
Рассказ о выпускнике Алма-Атинского Зооветеринарного института (ныне КАЗНАУ) Костогрызове Павле Павловиче, истинном патриоте своей Родины, стойком офицере, специалисте высшей квалификации и прекрасном человеке. Воистину широка и многогранна география и занимаемые должности по службе, всемирно уважаемого аксакала Павла Павловича Костогрызова, среди всех военных ветеринарных врачей СССР, Российской Федерации, Республики Казахстан и стран постсоветского пространства.
Каталог: Военное дело 
24 дней(я) назад · от Виталий Ветров
Микрокредиты в Казахстане
Каталог: Экономика 
32 дней(я) назад · от Қазақстан Желіде
ПАТРИОТ НА ПРОТЯЖЕНИИ РАЗНЫХ ЭПОХ
Каталог: Разное 
39 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
ПУШКИН И МАРЖЕРЕТ. Образ и реальность
39 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
"С ЛЕГКИМ ПАРОМ, С МОЛОДЫМ ЖАРОМ!"
Каталог: История 
39 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
СУДЬБА СЮЖЕТА О ЮНОШЕ-КОЖЕМЯКЕ В РУССКОМ ЛЕТОПИСАНИИ
Каталог: История 
39 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
"М. В. ЛОМОНОСОВ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ РИТОРИКИ"
Каталог: Журналистика 
39 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов
М. Н. ПАНОВА. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: ОПЫТ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Каталог: Лингвистика 
40 дней(я) назад · от Цеслан Бастанов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

BIBLIO.KZ - Цифровая библиотека Казахстана

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры Библиотеки

ЗАПАД И МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК В СИСТЕМЕ НОВОЙ БИПОЛЯРНОСТИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: KZ LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие Казахстана


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android