Libmonster ID: KZ-2105

А. НИЯЗИ

Кандидат исторических наук

Широкая дискуссия о глобальном кризисе мировой системы развернулась после известных событий 11 сентября 2001 г. На самом деле его многочисленные признаки наблюдались и ранее. С этой даты его очертания стали лишь более рельефными. Террор - его крайнее проявление. Война без фронтов - его последствие. Но это только внешняя и наиболее броская картина общей беды.

Суть в том, что человечество впервые столкнулось с кризисом всеобъемлющим, охватывающим уже всех и вся - политику и экономику, право, государственное устройство, экологию, личные и общественные отношения, культуру, нравственность и этику, религию, проблемы войны и мира. Ни один народ уже не может жить изолированно от общих глобальных процессов.

Для их осмысления уже явно не хватает привычных формул и уравнений прошлого. Большинство нынешних идеологий, а также противоречий и конфликтов не вмещаются в прежние национальные и классовые рамки или в рамки противостояния военно-политических блоков. Недаром возникают новые объяснения происходящего: столкновение цивилизаций, конфликт бедного Юга и богатого Севера (или Запада) с исламским миром. Другие видят основную дихотомию между демократией и авторитаризмом, свободными и контролируемыми рынками. Однако и такие, преимущественно политологические толкования, не дают ответа на то, что же происходит с нами на самом деле.

Становится все более очевидным, что суть происходящего кроется в иной плоскости развития мировой цивилизации. Главное противоречие современности завязывается между разрушительной для человека и природы индустриально-потребительской системой, теперь уже в ее неолиберальном виде, то есть глобализмом, и различными проявлениями антиглобализма - модернистскими и традиционалистскими.

* * *

То, что я называю "глобализмом", далеко от понятия "глобализация". Признаем все же, что само понятие "глобализация" - нейтрально, оно отражает процесс объективный, в первую очередь - неимоверно ускоряющуюся в последние десятилетия взаимосвязь и взаимозависимость человечества, формирование новых общемировых институтов и механизмов и их возрастающее воздействие на развитие национальных государств. Глобализацию нельзя ни выдумать, ни отменить. Это естественная ступень развития мировой цивилизации. Между тем глобализм - это геополитический и экономический проект всемирного свободного рынка, довлеющего над государством. Это результат сознательного политического выбора, сделанного правительствами ряда стран с развитой экономикой.

Очевидно, что неолиберальная программа искусственна. Она не является плодом действия объективных сил, вытекающих из самой природы экономики, технологий и, тем более, человеческих отношений. "Цивилизация бизнеса" попросту противоестественна. В ней рынок становится ведущим локомотивом развития, перекрывает все остальные ценности жизни. В схеме развития по глобалистскому образцу культурный, а шире - цивилизационный фактор явно игнорируется. Для строителей "цивилизации бизнеса" культура и традиция вторичны, а то и являются досадными раздражительными анахронизмами, препятствующими всемирному шествию рыночно-технологического "прогресса". Но, как представляется, произрастает все, в конечном счете, не из рынка, а из культуры.

* * *

Четверть века распространения неолиберализма привели к тому, что, несмотря на рост экономики некоторых развивающихся стран, в целом в мире богатые стали богаче, а бедные - беднее1. Ожидаемого перетекания богатства от богатых к бедным ни на национальном, ни на глобальном уровнях не произошло. Опыт мирового развития последних десятилетий показывает, что в рамках неолиберальной экономической и геополитической модели (глобализма) самые насущные проблемы человечества так и не получили разрешения. Более того, они только обострились. Возрастает неустойчивость мировой политики, экономики, финансовой и энергетической систем, растет гонка вооружений, отбрасывается назад культурное сближение народов, трещит по швам биосфера. Индустриализация, помноженная на рыночный неолиберализм, ныне представляет суть современного транснационального капитализма. В нем разрушительный потенциал намного превышает созидательный. Индустриально-потребительские системы, будь то западного, советского или азиатского образцов, за последние десятилетия очень быстро приблизили нас к экологической катастрофе. Неолиберальное дерегулирование в его радикальных формах придает этому процессу неимоверное ускорение.

Глобалистская модель, ориентированная на форсирование экономического роста, максимизацию потребления и культивирование гедонизма, сама воздвигает на своем пути разнообразные препятствия природного и социально-экономического характера, преодолевать которые по ее схемам развития становится все сложнее.

Глобальные противоречия обостряются, и мы переходим к иной, чем прежде, биполярности мира, в иных координатах, кото-

стр. 54


рые уже выходят за государственно-территориальные рамки или привычное деление на левых и правых. Мир раскалывается на противоположные мировоззрения, мироощущения и образы жизни. Для одних (меньшинства) в такой биполярности страж глобалистского проекта - Соединенные Штаты олицетворяют прогресс, для других (большинства) - символ разрушения мироздания. Этот раскол проходит уже и внутри самой Америки2.

Меняется массовое представление американцев о своей исключительности. Интеллектуальная элита - ученые, политики, творческие люди - выдвигают новые идеи развития и безопасности. Альтернативные рыночному фундаментализму концепции постепенно продвигаются в политику. Среди оппонентов неолиберальной глобализации и Джозеф Стиглиц, бывший вице-президент Всемирного банка, покинувший этот пост из-за разногласий с его руководством. Позднее он стал лауреатом Нобелевской премии по экономике, является профессором Колумбийского университета.

Трудно не согласиться с точкой зрения этого авторитетного экономиста, высказанной в интервью "Независимой газете". "Американская экономика уже почти наверняка перешла из состояния некоторого экономического спада в состояние полномасштабной рецессии. Американцы сейчас задумались о разумности своего одностороннего подхода к внешней политике... Растет ощущение того, что мы могли сбиться с пути, придавая слишком большое значение собственной материальной выгоде и явно недостаточно общим интересам... Америка провозгласила наступление глобализации. Вместе с тем она должна осознать, что с глобализацией приходит взаимозависимость, а в условиях взаимозависимости появляется необходимость в совместном принятии решений во всех областях, которые оказывают воздействие на всех нас", - отметил профессор3.

* * *

Неолиберальная теория выстраивалась, прежде всего, как антитеза крайностям коммунистической системы и породила собственные крайние догмы, на которые по инерции продолжает опираться Запад в отношениях с Востоком. Запад неоднороден, но совместно на политическом уровне он продолжает рассматривать перемены в остальном мире через призму именно этого проекта, давая советы, которые он сам, как ни парадоксально, зачастую опровергает своей практикой.

Открытие рынка, ориентация на экспорт, сворачивание социальной ответственности государства, его присутствия в экономике, его протекционистских действий (причем все это в самых радикальных формах) - формула "прогресса", но - для других. Чаще всего практика, выстроенная на таких рекомендациях, приводит к совершенно противоположным результатам.

Предлагаемые остальному миру неолиберальные рекомендации развития в большинстве случаев вызывают процессы их отторжения. Иногда официозом, но чаще самим обществом. Мы видим, как в Латинской Америке, Азии и Африке, да и у нас самих это сопровождается возрождением левых идей, а также национальным и религиозным радикализмом. К тому же рыночный фундаментализм как ответную реакцию порождает фундаментализмы иного рода.

Во многом ответом на него является и радикализация мусульманских движений. Ведь раздражение мусульман вызывает, прежде всего, радикальный материализм, распространяющий поклонение идолу богатства и расточительности. Подобный сплав коммерции и индивидуализма вообще не присущ Востоку, в том числе исламскому миру, пропитанному общинной жизнью. Главный западный лозунг свободы, обретший свойства вседозволенности и неконтролируемого эгоизма, вступает в противоречие с основополагающим исламским принципом справедливости. Рекламный лозунг "Пепси-колы" - бери от

стр. 55


жизни все - чужд мусульманской культуре. Если берешь, надо и отдавать. Ислам не против рыночной экономики, но против рыночного общества.

* * *

Лидером религиозного ответа глобализму является сейчас исламский мир - мир традиционной общинной культуры, в которой вера и этика крепко связаны воедино и являются руководством к действию. И эта культура протестует против невежества, безнравственности, эгоизма, лицемерия, цинизма, алчности, бессмысленного расточительства человеческой энергии и природных ресурсов - против всего того, что изначально было чуждо исламскому учению и в борьбе против чего оно, собственно, и рождалось.

Исламский ответ на болезни современности не сводится лишь к радикальному исламизму. Его экстремистские формы у всех на виду. Не так заметны его умеренные проявления в виде интеллектуальной полемики и умонастроений мусульман, но они достаточно широки и вращаются вокруг оси веры - справедливости божественной и справедливости в жизни людей. Исламский ответ - это единственный пример опоры на религиозно-этические ценности для построения экономической альтернативы неолиберализму. Исламская экономика, несмотря на массу пессимистических прогнозов в прошлом, все же постепенно начинает работать. Ее социальная ориентированность при одновременном признании частной собственности очевидна, и в ней можно найти немало элементов нарождающейся сейчас на Западе теории этической экономики или концепции устойчивого развития4.

Ответ мусульманской традиции на вопрос о том, как выйти из глобального системного кризиса, строится на общих и очень важных принципах. Таких, например, как уравновешенность духовной и мирской жизни, личных и общественных интересов; справедливое правление; справедливое вознаграждение за труд; запрет на нетрудовое обогащение; помощь обездоленным; признание частной собственности и, в то же время, нераспространение ее полностью на такое общенародное достояние, как земля, вода, недра. Но в этом ответе пока не хватает современных научных знаний по технологиям сбалансированности экономического, социального и экологического благополучия, которые дает сейчас западная и российская наука. Исламский мир демонстрирует все же по преимуществу традиционалистский ответ на глобалистскую атаку, но этот ответ - часть антиглобалистского движения, в котором формируются различные альтернативные течения.

На Востоке и Западе они называются по-разному - исламским проектом, антиглобализмом, теологией освобождения, христианским или экологическим социализмом, евразийством, ноосферным движением, социо-природной синергетикой, теорией устойчивого развития. Несмотря на различие технологических или религиозных приоритетов, суть их одна - отказ от разрушения мироздания и приближение к соразмеренности во всех сферах жизни: в международных делах, в отношениях личности, общества и государства, религии и науки, человека и природы. При всех различиях в понимании глобального кризиса и трактовке его причин разные альтернативные направления объединяет общее ядро. Осознание переломного этапа в истории и эволюции человечества и необходимости изменения доминирующих в настоящее время ориентиров развития, которые уже через несколько десятилетий способны вызвать глобальную катастрофу.

В то же время в мировом противостоянии сторонников глобализма и его противников сошлись два радикально действующих соперника: с одной стороны, неоконсервативное руководство США, с другой - экстремистское крыло исламистского интернационала. Идет столкновение в первую очередь самых агрессивных и политизированных идеологий на сегодняшний день. Причем идеологий, резко расходящихся по своим целям и ценностям. В этом противостоянии традиция столкнулась с модернизацией, духовная жизнь с материальной, возникли крайние взгляды на средства достижения целей.

Обе идеологии претендуют на универсальность и готовы отстаивать свою правду с оружием в руках. Исламизм в виде его крайнего, халифатского движения сам начинает превращаться в своеобразный глобализм, претендующий на мировое господство. Столкновение исламистского и глобалистского проектов несет колоссальную разрушительную силу. Оба они неконструктивны и губительны для мировой цивилизации. Постепенно в их противостояние втягивается все больше стран. Политика значительной и влиятельной части государств все больше замыкается на борьбе с так называемым "международным" терроризмом. Но борьба эта ведется преимущественно с последствиями, но не с причинами, порождающими современные противоречия и конфликты. А они, в отличие от прошлого, переплетены уже намного плотнее и туже.


1 В последние десятилетия глобальное неравенство стремительно растет. Если соотношение уровня доходов верхнего и нижнего квинтелей (пятой части) населения мира составляло в 1960 г. - 30:1, то в 1990 г. уже - 60:1, а к концу 90-х гг. - 74:1. См: Human Development Report (далее HDR), 1999. New York, p. 3. Согласно более поздней публикации ПРООН, в 1970 г. это соотношение равнялось 34:1, в 1997 г. - 70:1 (HDR, 2001, р. 20). В расчетах использовалось измерение доходов на базе обменных курсов. Цит. по: Вебер А. Б. Глобализация и устойчивое развитие: проблемное поле и возможные сценарии // Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых "Глобальный мир". Выпуск одиннадцатый. М., Издательский дом "Новый век". Институт мировой экономики и международных отношений. Институт микроэкономики. 2001, с. 15.

2 Среди оппонентов неолиберальной глобализации, к примеру, не только много демократов, но есть и республиканцы. См.: Азроянц Э. А. Будущее: эволюционные и эсхатологические альтернативы // Труды клуба ученых "Глобальный мир". Том 2. М., Институт микроэкономики РАН. 2002, с. 102 - 148; Вебер А. Б. Глобализация: взгляд в будущее. // Труды клуба ученых "Глобальный мир". Том 2. М., Институт микроэкономики РАН. 2002, с. 149 - 160.

3 Стиглиц Дж. Новая расстановка приоритетов. Америке пора освободиться от экономического эгоизма // Независимая газета, 16.10.2001. Цит по: Азроянц Э. А. Указ. соч.

4 См.: Ниязи А. Ш. Проблемы устойчивого развития и мусульманский мир // Человек и природа в духовной культуре Востока. [Ред. -сост. Н. И. Фомина]. М., ИВ РАН, Крафт+, 2004, с. 508 - 531; Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. М., Издательство "Умма". 2004, с. 283.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЗАПАД-И-МУСУЛЬМАНСКИЙ-ВОСТОК-В-СИСТЕМЕ-НОВОЙ-БИПОЛЯРНОСТИ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Цеслан БастановContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Ceslan

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. НИЯЗИ, ЗАПАД И МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК В СИСТЕМЕ НОВОЙ БИПОЛЯРНОСТИ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 23.06.2023. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЗАПАД-И-МУСУЛЬМАНСКИЙ-ВОСТОК-В-СИСТЕМЕ-НОВОЙ-БИПОЛЯРНОСТИ (date of access: 25.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. НИЯЗИ:

А. НИЯЗИ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Цеслан Бастанов
Atarau, Kazakhstan
259 views rating
23.06.2023 (521 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ СТАТЬИ А.К. ШАГИНЯНА "НАХИЧЕВАНЬ В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА"
19 hours ago · From Urhan Karimov
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА В НАУЧНОЙ ПЕРИОДИКЕ ЗА 2012 г.
19 hours ago · From Urhan Karimov
ОТ РОССИЙСКОГО ОРИЕНТАЛИЗМА К СОВЕТСКОЙ ИРАНИСТИКЕ. ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР И ЕГО ИСТОРИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ РОССИИ
20 hours ago · From Urhan Karimov
ПАТРИМОНИАЛИЗМ VS СУЛТАНИЗМ: "АРАБСКАЯ ВЕСНА" И СУДЬБЫ ТРАДИЦИОННОГО ГОСПОДСТВА
20 hours ago · From Urhan Karimov
ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАЩИТНОЕ ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕ ТАНГУТОВ
Catalog: Экология 
20 hours ago · From Urhan Karimov
Е.А. ОГАНОВА, С.Н. ВОРОБЬЕВА. ТУРЕЦКИЙ ЯЗЫК. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПЕРЕВОДУ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ
20 hours ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ 2013
20 hours ago · From Urhan Karimov
ПОЛИТИКА МОНГОЛИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
21 hours ago · From Urhan Karimov
THE LEBANESE CRISIS: THE TRANSFORMATION OF SOCIETY AND THE STATE
Catalog: История 
21 hours ago · From Urhan Karimov
IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ПО АРХЕОЛОГИИ ЕВРАЗИИ
23 hours ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЗАПАД И МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК В СИСТЕМЕ НОВОЙ БИПОЛЯРНОСТИ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android