Победа Кубинской революции - одно из крупнейших событий мирового революционного процесса современной эпохи. Строительство нового общества в первой социалистической стране западного полушария находится в центре острой идейной борьбы. В этом плане особую важность приобретает критический анализ буржуазной историографии по основным проблемам социалистического строительства на Кубе, а также ее международной политики. Необходимость разработки этих проблем подчеркнул II съезд Компартии Кубы, призвавший к решительной борьбе "против всех явных и скрытых буржуазных и империалистических концепций", направленных на то, чтобы "скрыть объективную необходимость социалистических преобразований на нашем континенте"1 .
Историография социалистической Кубы начала формироваться сразу после победы революции в 1959 году. Глубокий анализ истории коренных социально- экономических преобразований, перехода от демократического этапа революции к социалистическому и борьбы кубинского народа за создание материально-технической базы социализма дан в решениях I и II съездов Коммунистической партии Кубы, в трудах Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Кубы, Председателя Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба Ф. Кастро и его соратников. В работах кубинских историков и экономистов, зарубежных ученых-марксистов показаны успехи кубинского народа в строительстве социализма. Ряд исследований имеется в советской историографии2 . В то же время до сих пор нет монографических работ, критически анализирующих обширную буржуазную историографию по проблемам истории социалистической Кубы.
За 26 лет, прошедших после победы Кубинской революции, буржуазная историография, начав с открытой враждебности и клеветы в адрес революционной Кубы, перешла к сочетанию ожесточенного идеологического наступления против социалистической Кубы с вынужденным признанием ее исторических успехов в осуществлении глубоких преобразований, коренным образом изменивших облик ранее отста-
1 II съезд Коммунистической партии Кубы. М. 1981, с. 301.
2 Григулевич И. Р. Культурная революция на Кубе. М. 1965; Бекаревич А. Д. Куба: внешнеэкономические отношения. М. 1970; Дарусенков О. Т., Горбачев Б. В., Ткаченко В. Г. Куба - остров созидания. М. 1975; Дарусенков О. Т. Куба строит социализм. М. 1976; Петушков И. Г., Шейнин Э. Я. Экономика Кубы в системе международного социалистического разделения труда. М. 1976; Великий Октябрь и Кубинская революция. М. 1977; Очерки истории Кубы. М. 1978; Куба: опыт общественного развития. М. 1979; Советско-кубинские отношения. 1917 - 1977. М. 1980; XX лет Кубинской революции. М. 1980; Куба: строительство социализма. М. 1983; Владимиров В. Х. Куба: по пути строительства социализма. - Новая и новейшая история, 1984, N 1; Леонов Н. С. СССР - Куба: пример братского сотрудничества. - Международная жизнь, 1984, N 10.
стр. 54
лой страны. Однако основной задачей буржуазной историографии является стремление ослабить воздействие успехов социалистической Кубы на народы Латинской Америки, Азии, Африки, на капиталистический мир в целом, доказать "неэффективность" социализма в деле развития производительных сил, опорочить социалистические производственные отношения. Попытки представить социализм на Кубе в искаженном свете, принизить значение социально-экономических завоеваний кубинского народа являются частью глобального идеологического наступления империализма против реального социализма, возрастающей роли мировой социалистической системы на международной арене и ее растущего влияния на освободительную борьбу народов всего мира.
Если правобуржуазные авторы ведут идеологическую борьбу против революционной Кубы с позиций неприкрытой защиты капитализма, то концепции ультралевой историографии замаскированы псевдореволюционной фразеологией. Ее представители, выступая на словах "от имени революции", на деле, однако, в конечном счете смыкаются с буржуазной историографией на почве антикоммунизма и антисоветизма.
Влиятельное идеологическое течение, сформировавшееся на основе эволюции леворадикальной историографии, представляет собой прогрессивная демократическая общественная мысль Латинской Америки. В 60 - 70-е годы левые радикалы выступали с тезисами о "неприменимости" марксизма- ленинизма в Латинской Америке, о необходимости "латиноамериканизировать" теорию научного социализма, не принимали реального социализма и в целом были скептически настроены по отношению к социалистическому строительству на Кубе. Однако в конце 70-х - начале 80-х годов, испытывая всевозрастающее влияние идей марксизма-ленинизма и успехов кубинского народа, многие из них стали преодолевать крайности и односторонность леворадикальной концепции, приближаться к марксистско-ленинской интерпретации действительности. Речь идет, в частности, об эволюции мировоззрения видных мексиканских ученых - А. Агиляра, Ф. Кармоны, Р. Пердомо, П. Гонсалеса Касановы, С. Багу и др., группирующихся вокруг журнала "Estrategia". С особой силой эти новые тенденции проявились в оценках социалистического строительства на Кубе и ее внешней политики. Растущее значение приобретают и работы других прогрессивных авторов, изучающих историю социалистической Кубы.
Буржуазная историография при всей своей враждебности социализму вынуждена признать неоспоримые успехи, достигнутые кубинским народом в развитии своей экономики и культуры. Для буржуазно-либеральных историков развитых капиталистических стран значение Кубинской революции состоит прежде всего в серьезном прогрессе экономики, росте производства, отсутствии кризисов, повышении материального уровня жизни народа. Латиноамериканские буржуазные авторы делают упор на то, что на Кубе решены многие проблемы, остро стоящие перед Латинской Америкой: преодоление отсталости и слаборазвитости, экономический рост в интересах широких масс населения, коренное решение социальных проблем, развитие культуры и образования.
Директор Центра по изучению Латинской Америки при Питтсбургском университете К. Меса-Лаго отмечает, что цели, которые ставит перед собой кубинский народ, внушают оптимизм3 . Ректор Парижского университета в Нантере, глава исследовательского отдела Национального фонда политических наук Франции Р. Ремон пишет, что Кубин-
3 Mesa-Lago C. Dialectica de la revolution cubana: del idealismo carismatico al pragmatismo institucionalista. Madrid. 1979, pp. 69 - 103.
стр. 55
екая революция - это "призыв и пример для Латинской Америки"4 . Директор Международного центра по европейским проблемам Квебекского университета в Монреале Ж. Левек пишет о "консолидации кубинской экономики", о значительном прогрессе, достигнутом во многих ее областях5 . Профессор экономики в Массачусетсом университете А. Макэван отмечает большие успехи кубинского народа в области экономики, в организации эффективного управления обществом, в создании новых форм социальной организации, высоко оценивает его борьбу против господства империализма. Он признает, что "Кубинская революция проложила дорогу экономическому прогрессу, разрушила старые политические, экономические и социальные структуры, которые держали страну в состоянии слаборазвитости"6 . Эксперт Центра по изучению международных отношений в Гарвардском университете X. И. Домингес пишет, что в 70-е годы "процветание в материальной области стало наконец доступно многим простым кубинцам"7 . Специалист по экономике социалистической Кубы А. Р. М. Риттер (Канада) видит одну из главных заслуг Кубинской революции в сбалансированном сочетании экономического роста и распределения8 . Аргентинский историк А. Х. Пла подчеркивает, что с победой Кубинской революции перед латиноамериканскими странами создались новые, небывалые до сих пор перспективы для проведения социальных изменений. Социализм превратился в реальную альтернативу развития, встал на повестку дня во многих странах континента9 .
Буржуазная историография не может игнорировать достижений Кубы в социальной области. Многие авторы отмечают, что кубинцы гордятся социальными завоеваниями, которые они "получили благодаря своей коммунистической революции", - правом на работу, бесплатную медицинскую помощь, получение образования и т. д. Они вынуждены признать, что кубинцы стали лучше питаться и одеваться, в стране ликвидирована безработица и гарантированы не только занятость, но и стабильные доходы населения. Признается, что в кубинском обществе действует справедливая система распределения, в очень короткий исторический период ликвидировано неравное распределение доходов. Все эти выдающиеся достижения Кубинской революции сопоставляются с положением в развитых капиталистических странах и в латиноамериканских странах, где повсюду видны язвы бедности и голода10 .
Особое внимание буржуазных исследователей привлекает опыт Кубинской революции в системе образования. Английский ученый Б. Юбел подчеркивает, что Куба, подготовив высококвалифицированные кадры, обеспечила себе возможность пользоваться плодами новейшей технологии11 . Крупный американский педагог Р. Дж. Паулстон (Питтсбургский университет) расценивает успехи образования на Кубе
4 Remond R. Introduction a l'histoire de notre temps. Vol. 3. Le XX siecle de 1914 a nos jours. P. 1974, p. 218.
5 Levesque J. L'URSS et la revolution cubaine. Montreal. 1975, p. 208.
6 MacEwan A. Revolution and Economic Development in Cuba. N. Y 1981 pp. IX - XI, 31.
7 Dominguez J. I. Cuba: Order and Revolution. Lnd. 1978, p. 340.
8 Ritter A. R. M. The Transferability of Cuba's Revolutionary Development Models. In: Cuba in the World. Pittsburgh. 1979, p. 315.
9 Pla A. J. America Latina, siglo XX. Economia, sociedad, revolution. Caracas 1980, pp. 384, 441.
10 Mesa-Lago C. The Economy of Socialist Cuba: a Two-Decade Appraisal. Albuquerque. 1981, pp. 164 - 174; Nicholson J. Inside Cuba. N. Y. 1974, pp. 223, 232; Latin America and the Caribbean. Essex. 1980, p. 200; Eckstein S. Las ciudades en Cuba socialista. - Revista mexicana de sociologia, Mexico, 1978, N 1, pp. 171, 173; Ritter A. R. M. Institutional Strategy and Economic Performance in Revolutionary Cuba. In: Latin America Prospects for the 1970's. What Kind of Revolution? N. Y. 1973, p. 258.
11 Granma, 26.V.1983.
стр. 56
как подлинную революцию, отмечает, что они способствовали пробуждению к активной деятельности огромных масс сельского населения. Паулстон понимает, что кубинская система образования была бы невозможна без радикального изменения общественных отношений, без установления "системы равного распределения ценностей", отмечает ее большое значение для Латинской Америки и подчеркивает утопичность попыток использовать кубинский опыт без коренной перестройки социально-экономических структур. Он высоко оценивает борьбу кубинского народа за преодоление слаборазвитости, за создание "нового человека"12 .
Буржуазные авторы отмечают и такое очевидное достижение, как широкое участие масс в строительстве нового общества. Они подчеркивают, что массовые организации на Кубе сыграли "ключевую роль" в том, что революция вошла в обыденное сознание кубинцев13 . Высоко оценивается революционный энтузиазм кубинского народа в реализации программ революции, указывается, что процесс преодоления экономических трудностей сплотил массы вокруг Революционного правительства14 . Кубинская революция рассматривается как "первая успешная латиноамериканская революция, характеризуемая высокой степенью участия низов"15 . Отмечается единодушная поддержка кубинским народом нового строя, конституции Кубинской республики, позитивные результаты оформления политической системы16 .
В то же время основной целью правобуржуазных и ультралевых авторов является извращение характера общественного строя на Кубе, функционирования механизмов планирования и управления, закономерностей социалистической демократии в целом, дискредитация кубинского опыта строительства социализма. Получили распространение концепции, отрицающие как действенность в условиях Кубы общих закономерностей развития мирового социализма, так и значение того нового опыта, который выработан Компартией Кубы с учетом специфических особенностей исторического развития страны. Подобно тому, как буржуазная историография зачастую интерпретирует советский опыт как "исключительный" и "не имеющий значения" для Запада, так и вклад Кубы в сокровищницу мирового социализма, ее опыт преодоления отсталости трактуется как "неэффективный", "непригодный" для других стран17 .
Компартия Кубы в своей политике опирается на общие закономерности строительства социализма, открытые марксизмом-ленинизмом и проверенные на практике18 . Она творчески применяет их в конкретных специфических условиях Кубы, исходя из ленинского указания, что национальные особенности "могут касаться только не самого главного"19 . Однако в буржуазной историографии общие закономерности созидания нового общества - усиление руководящей роли КПК, совершенствование политической системы, административного управления Кубы, управления экономикой и планирования, выборы в органы народной
12 Paulston R. J. Problems of Educational Reform and Rural Development in Latin America: Some Lessons from Cuba. In: Rural Change and Public Policy. N. Y. 1980, pp. 156, 159, 164 - 165, a. o.
13 Ibid., p. 156.
14 Dominguez J. I. Op. cit., p. 299.
15 Paulston R. G. Op. cit., p. 159.
16 Frei E. Latin America: The Hopeful Option. N. Y. 1978, p. 163; Mesa- Lago C. Dialectica, pp. 126 - 127.
17 Maranon L. Latinoamerica en la urgencia revolutionaria. Barcelona. 1972, p. 33; Histoire du vingtieme siecle. Vol. X. P. 1971, p. 2982; Pla A. J. Op. cit., p. 391; Ritter A. R. M. The Transferability, p. 313.
18 Вальдес Виво Р. Кубинский вариант. - Проблемы мира и социализма, 1983, N 2, с. 55.
19 Ленин В. И. ПСС. Т. 39. с. 272.
стр. 57
власти, улучшение политического образования молодежи, внимание к идеологическим аспектам культурной жизни - трактуются как "советизация" кубинского общества"20 .
Острую полемику породила в антимарксистской историографии проблема сочетания экономических и моральных факторов в ходе социалистического строительства на Кубе. Учет кубинскими коммунистами экономических законов социализма, усиление внимания в начале 70-х годов к повышению эффективности общественного производства, росту производительности труда трактуется в буржуазной историографии как свидетельство того, что "уникальный характер Кубинской революции" поблек21 . Нападкам подвергается и тезис об индустриализации как одной из закономерностей строительства социализма. Индустриализация трактуется как "навязанная Советским Союзом"22 , а отказ кубинского руководства от курса на "ускоренную индустриализацию", не отвечающего в условиях Кубы оптимальным решениям экономических проблем, и развитие в первую очередь экспортных отраслей с целью создания накоплений для последующей индустриализации интерпретируются как "ревизия революционных целей", отход от социализма23 .
Свою оценку социалистического строительства на Кубе дает и ультралевая историография. Признавая, с одной стороны, очевидные успехи Кубы в создании нового, справедливого общества, революционный энтузиазм кубинцев24 , ультралевые в то же время вслед за буржуазными авторами заявляют о "бюрократизации" системы планирования и управления экономикой, "советизации" кубинского общества, осуждают широкое использование кубинскими руководителями интернационального опыта строительства социализма на базе идеологии марксизма-ленинизма25 . Они игнорируют огромные успехи Кубы в развитии экономики, заявляя вопреки очевидным фактам, что Кубинская революция оказалась якобы "неспособной" вывести страну из категории слаборазвитых государств, создать новую модель цивилизации. В работах ультралевых авторов отрицается социалистический характер преобразований и подлинно народный характер государственной власти на Кубе. Ультралевые считают, что строительство социализма должно базироваться на отказе от учета материальной заинтересованности трудящихся и не должно принимать во внимание опыт других социалистических стран26 . Таким образом, воплощенные в кубинском опыте общие закономерности строительства социализма объявляются буржуазной и ультралевой историографией как "навязанные Советским Союзом", а наличие специфических особенностей на Кубе - как свидетельство мнимой "несостоятельности советской модели".
В опыте строительства социализма на Кубе воплотились раскры-
20 Cudin E. Para um Brasil melhor. Rio de Janeiro. S. a., p. 159; Philipson L., Llerena R. Freedom Flights. N. Y. 1980, p. XXVII; Mesa-Lago C. Dialectica, pp. 170 - 174; ejusd. The Economy of Socialist Cuba, p. 29; Cuba. Political Consolidation and Economic Adjustment. - Bank of London and South America Review, Lnd., 1979, N 2, pp. 76 - 77; Maranon L. Op. cit., pp. 182 - 188; Cuba in the World, pp. 4, 169, 248; Impact of Cuban-Soviet Ties in the Western Hemisphere. Washington, 1980, p. 29; Joxe A. Socialisme et crise nucleaire. P. 1973, pp. 198, 202.
21 Mesa-Lago C. Dialectica, pp. 10, 218; Maranon L. Op. cit., p. 190; Ritter A. R. M. The Transferability, pp. 320 - 321; Cuba in the World, p. 169.
22 Castro's Cuba in the 1970's. N. Y. 1978, pp. 36 - 37.
23 Latin America and the Caribbean, p. 205.
24 Horowitz I. El comunismo cubano 1959 - 1979. Madrid. 1979, p. 146.
25 Vergara F. Cuba: vingt ans de transformations economiques. - Les temps modernes, P., 1980, N 413, p. 1023; Gamier J. -P. Une ville, une revolution: La Havane. De l'urbain au politique. P. 1973, p. 174.
26 Horowitz I. Op. cit., p. 133; Hodges D. C. The Legacy of Che Guevara. Lnd. 1977, pp. 11 - 74; Bernardo R. M. The Theory of Moral Incentives in Cuba. University of Alabama Press. 1971; Kahl J. A. The Moral Economy of a Revolutionary Society. In: Cuban Communism. New Brunswick. 1972.
стр. 58
тые Лениным общие закономерности строительства нового общества: создание социалистической экономики, индустриализация и социалистическое преобразование сельского хозяйства, культурная революция, социалистические принципы планирования и управления народным хозяйством, диктатура пролетариата, союз рабочего класса с крестьянством, руководящая роль Коммунистической партии. Вместе с тем Ленин неоднократно указывал на необходимость видеть своеобразие проявления общих законов в национально- конкретной обстановке, "схватить... национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи"27 . Кубинские коммунисты, отмечает член Политбюро Французской компартии Р. Леруа, сумели применить принципы социалистической революции к национальным условиям своей страны, что является подлинно ленинской политикой28 . Они внимательно изучают опыт братских социалистических стран. Ф. Кастро подчеркивал: "Марксизм-ленинизм - это наука, которая чрезвычайно обогатилась практикой социалистического строительства в различных странах. Мы, кубинские революционеры, можем также обогатить это наследие, но мы не можем игнорировать вклад других"29 .
Прогрессивная историография отмечает большие успехи кубинского народа в развитии социалистической экономики. На Кубе были проведены революционные преобразования - в отношениях собственности, социальном строе, в постановке образования, в психологии широких народных масс. Реализация первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1976 - 1980 гг.), совершенствование системы управления, принятие конституции (1976 г.), достижения во многих областях экономики - все это ярко свидетельствует об укреплении социалистической Кубы30 . Опыт строительства социализма на Кубе вновь доказал, отмечает Агиляр, что в наши дни социализм не утопия, а реальность31 . Кубинский пример открыл пути ликвидации частной собственности на орудия и средства производства, создания планового хозяйства и успешного независимого развития, преодоления слаборазвитости32 . Р. Пердомо пишет: "Для народов Латинской Америки Кубинская революция явилась тем, чем была советская революция для всех народов мира, включая и Кубу"33 . Агиляр подчеркивает, что само лишь существование победоносной Кубинской революции "превращает социализм в главный элемент нашей исторической действительности"; "с победой Кубинской революции начинается новый исторический этап социалистической революции в Латинской Америке"34 . Б. Каррион (Мексика) отмечает, что "сегодняшняя Куба - это наша правда и наш пример.
27 Ленин В. И. ПСС. Т. 41, с. 77.
28 Leroy R. Preface. In: Carrel A., Fournial G. Cuba socialiste de A a Z. P. 1975, pp. II - III.
29 I съезд Коммунистической партии Кубы. М. 1976, с. 106.
30 Perdomo R. Cuba: la batalla del desarrollo. -Estrategia, Mexico, 1978, N 21, pp. 88 - 89, 91; Martinez J., Perdomo R. Cuba. El poder popular. - Ibid., 1977, N 13, pp. 95 - 96.
31 Aguilar A. Signification del asalto al Moncada. - Estrategia, 1977, N 17, p. 90; ejusd. Cuba... Este pueblo merece la victoria. - Ibid., 1980, N 35, p. 71.
32 Pierre-Charles G. La base historica de la revolution cubana. - Estrategia, 1976, N 7, pp. 78 - 79; Moncayo P. Situation actual de America Latina у elementos de identification de su porvenir. Quito. 1980, p. 57; Carrion J. Cuba hoy. - Ibid., 1980, N 35, pp. 75, 77 - 78; Bray D. W., Harding T. Cuba. In: Latin America: The Struggle with Dependency and Beyond. N. Y. - Lnd. 1974, p. 730; Chilcote R. H., Edelstein J. C. Introduction. - Ibid., p. X; Perdomo R. 26 Aniversario del Moncada. - Ibid., 1979, N 28, p. 85.
33 Perdomo R. 26 Aniversario del Moncada, p. 84.
34 Capitalismo, atraso y dependencia en America Latina. T. II. Mexico. 1975, p. 48; Aguilar A. Exigencies de un programa revolucionario. - Estrategia, 1977, N 16, p. 33.
стр. 59
Она указывает нам то, что мы должны сделать для своего освобождения"35 . Социальные преобразования Кубинской революции, без которых невозможно создание нового общества, являются образцом для остальных латиноамериканских стран. Победа Кубинской революции, пишут прогрессивные мексиканские ученые, опровергла теорию "географического фатализма", препятствовавшую борьбе латиноамериканских народов за свободу и независимость; несмотря на небольшие размеры страны, слаборазвитость, бедность природных ресурсов, Куба сумела в течение нескольких лет покончить с безработицей, инфляцией, коррупцией, неграмотностью, концентрацией богатства в руках олигархии и ликвидировать другие язвы старого строя; Куба оказывает бескорыстную помощь другим народам, что является доказательством интернационалистского духа кубинского народа; Куба остается твердой перед лицом угроз со стороны империализма США. Борьба Кубы против империализма, угнетения и нищеты, за подлинную независимость имеет огромное значение для всего латиноамериканского континента36 .
Ведя идеологическую борьбу против реального социализма, стремясь доказать "преимущества" капиталистической системы, "западного образа жизни" и буржуазного миропорядка, буржуазная историография твердит о "несовместимости" социализма с демократией. Для нее характерны попытки опорочить демократизм общественного строя на Кубе, принизить значение массовых организаций, роста общественной активности трудящихся, извратить реальные права и свободы кубинского народа, принизить идеалы социализма. При этом замалчиваются такие основополагающие факты, как народный характер власти на социалистической Кубе, использование производительных сил в интересах трудящихся, а не для обогащения эксплуататоров, широкое участие трудящихся в управлении страной.
Именно победа революции освободила кубинский народ от эксплуатации, ликвидировала нищету, безработицу, расовую дискриминацию, неравноправие женщин, дала народу неотъемлемое право на труд. Революция привела к коренным политическим, социальным, экономическим и культурным преобразованиям. Темпы роста кубинской экономики являются одними из самых высоких в Латинской Америке. Как указывают Ф. Кастро, другие кубинские коммунисты, благодаря социализму в стране было покончено с массовой неграмотностью, Куба вышла на первое место в Латинской Америке в области просвещения, по уровню развития культуры, спорта, добилась больших успехов в области здравоохранения. Здравоохранение на Кубе находится на более высоком уровне не только по сравнению с другими латиноамериканскими странами, но и с некоторыми развитыми капиталистическими странами. Уровень жизни на Кубе выше, чем в любой другой развивающейся стране. Важным завоеванием Кубинской революции является повышение социальной активности масс, их участие в деятельности всех звеньев политической системы, в управлении государством, в обсуждении планов, в социалистическом соревновании, добровольном труде. Все это оказывает воздействие на формирование современной кубинской социалистической экономики. Огромную роль в деле развития инициативы и самодеятельности масс, формирования их нового сознания, умножения революционного энтузиазма играют массовые общественные организации - комитеты защиты революции, Профцентр трудящихся Кубы, Союз молодых коммунистов Кубы, Федерация кубинских женщин, Национальная Ассоциация мелких земледельцев и дру-
35 Carrion B. Cuba en dos tiempos (1960 - 1977). -Cuadernos americanos, Mexico, 1978, N 1, p. 37.
36 Por que estamos con Cuba. - Estrategia, 1980, N 34, pp. 91 - 92.
стр. 60
гие37 . Кубинский народ считает, что демократия означает и отсутствие свободы для тех, кто пытается подорвать социалистический строй, именно в этом состоит непременное условие осуществления подлинного народовластия. На Кубе нашла свое воплощение закономерность социалистической демократии, выражающаяся в наличии сильной и пользующейся полным доверием народа государственной власти, которая установлена и осуществляется трудящимися, защищает их коренные интересы.
Вопреки всему этому правое, реакционное крыло буржуазной историографии изображает социалистическую Кубу как "антидемократическое", "тоталитарное" государство38 . Политический строй социалистической Кубы буржуазные авторы пытаются представить как "элитарный", "технократический"; Куба изображается как "страна за бамбуковым занавесом"39 , где нет "организованной политической оппозиции", а большинство населения "исключено" из политического процесса, отстранено от принятия решений40 .
Особенно сильным нападкам подвергается система органов народной власти на Кубе, обеспечивающая участие трудящихся в управлении государством. Буржуазные авторы ставят под сомнение действенность принципов политического и административного управления, организации экономики, разработанных с учетом опыта других социалистических стран, углубления социалистической экономической интеграции, оказывающей благотворное воздействие на жизнь кубинского общества. Они пренебрежительно отзываются о массовых организациях, выражающих интересы и настроения народа и играющих огромную роль в общественно-политической жизни страны, игнорируют факты широкого участия кубинцев в принятии решений на самых различных уровнях.
Представители ультралевого направления в историографии повторяют буржуазные вымыслы о "несовместимости" практики социалистического строительства на Кубе с "индивидуальной свободой личности", извращают характер народной власти. Для них характерны выступления против руководящей роли партии и заявления об отсутствии на Кубе широкого участия трудящихся масс в политической жизни, в управлении государством и экономикой. Все эти концепции ориентированы на то, чтобы ослабить единство партии и народа, подорвать руководящую роль КПК в системе массовых организаций.
Коммунисты, другие прогрессивные авторы ведут острую борьбу с любыми извращениями природы социалистической демократии на Кубе. Чилийская коммунистка М. Харнекер подчеркивает, что Куба является подлинно демократическим государством, которое "не предпри-
37 Кастро Ф. Куба не может экспортировать революцию, но и Соединенные Штаты не смогут ее остановить. Сантьяго-де-Куба. 1984, с. 22 - 31; Родригес К. Р. Твердость, выдержка, конструктивная позиция. - Проблемы мира и социализма, 1984, N 1, с. 4; Диас Руис А. Социальная активность кубинского народа. - Там же, 1985, N 1, с. 56 - 60; Castro F. Una victoria militar pirrica y una profunda derrota moral. La Habana. 1983; Granma, 18.IV.1981; 3.I., 10.XII.1984; 4.I.1985.
38 Beaulac W. L. The Fractured Continent. Latin America in Close-Up. Stanford. 1980, p. 204; Mesa-Lago C. Dialectica, pp. 162 - 170; Castro's Cuba in the 1970's, pp. 211 - 219; Russia in the Caribbean. Washington. 1973, pp. 43 - 47; Lockwood L. Castro's Cuba, Cuba's Fidel. N. Y. 1967, pp. 210 - 211; Grossu S. Derriere le rideau de bambou. Courbewoie. 1975, p. 75; Ulam A. B. The Rivals: America and Russia since World War II. Harmondsworth. 1977, pp. 314 - 315.
39 Maranon L. Op. cit., p. 183; Ritter A. R. M. The Transferability, p. 327; Impact of Cuban-Soviet Ties, p. 103; Grossu S. Op. cit., pp. 7 - 9; Cuba in the World, pp. 7, 13 - 16, 34; Dominguez J. I. Op. cit, p. 234; Philipson L., Llerena R. Op. cit., p. XXI; Montaner C. A. Informe secreto sobre la Revolucion cubana. Madrid. 1976, pp. 313 - 316.
40 Mesa-Lago C. Dialectica, pp. 126 - 127; Philipson L., Llerena R. Op. cit., p. XX; Dominquez J. I. Op. cit., pp. 281, 381, 421 - 422: Impact of Cuban-Soviet Ties, pp. 8 - 9; Niess F. Notizen zum kubanischen Sozialismus. - Frankfurter Hefte, Frankfurt a/M., 1977, N 8, p. 49.
стр. 61
няло ни одного важного шага без консультации с массами путем использования различных механизмов". Кубинское руководство смогло преодолеть все препятствия "благодаря своему полному слиянию с народом и тому абсолютному доверию, которое народ испытывает по отношению к своим руководителям"41 . На Кубе, отмечают прогрессивные авторы, воочию видно коренное различие между буржуазной и социалистической демократией42 ; кубинский народ "обсуждает законы, защищает справедливость, утверждает экономические планы", защищает завоевания революции43 . Выдающимися результатами Кубинской революции являются недостижимая в буржуазном государстве тесная связь между руководством и массами, участие масс в обсуждении законов, в функционировании органов народной власти, высокий уровень сознательности в решении задач строительства социализма44 . Агиляр замечает: "Кто осмеливается сейчас утверждать, что революционное правительство не обладает прочной народной поддержкой?"; "Немного найдется правительств, которые смогли бы располагать такой сознательностью, таким энтузиазмом, таким доверием своего народа и такой его решимостью к борьбе"45 .
Высоко оценивают прогрессивные авторы и систему органов народной власти на Кубе: "Народная власть - это реальность Кубы", она является "свидетельством дальнейшего продвижения социализма" и призвана обеспечить кубинскому народу пути к "широким горизонтам коммунистического общества". Органы народной власти возникли на основе широкого участия народа в жизни страны, в принятии важнейших решений - об этом свидетельствует как работа комитетов защиты революции, так и Национальной Ассамблеи народной власти. Активное участие народа в политической жизни и в решении экономических задач стало возможным благодаря глубоким изменениям в социально-экономической структуре, непримиримой борьбе с любыми проявлениями бюрократизма, плодотворному использованию опыта социалистических стран, в частности, в области совершенствования механизма социалистической демократии. Противники социализма - как буржуазные авторы, так и многие представители мелкобуржуазного радикализма - видят в институционализации народной власти и политической консолидации народа "бюрократизацию". Однако на деле кубинский политический строй отражает зрелость и демократическую волю трудящихся, подчеркивают Мартинес и Пердомо. В то время как буржуазная конституционность гарантирует лишь свободу частной собственности и охраняет права буржуазии, социализм впервые в истории Кубы обеспечивает трудящимся действительное, а не формальное право на работу, на получение образования, на социальное обеспечение в старости, на медицинское обслуживание46 .
Острая идейная борьба вокруг обширной проблематики социалистического преобразования кубинского общества неразрывно связана и с теми дискуссиями, которые ведутся в зарубежной историографии по вопросам внешней политики Кубы, ее роли в международных делах. Особое значение придается буржуазной историографией искажению советско-кубинского сотрудничества, которое знаменует собой новый тип
41 Harnecker M. Cuba: los protagonistas de un nuevo poder. La Habana 1979 pp. 5, 449 - 450, 452.
42 Bengelsdorf C. Cuba, el poder popular: una gran escuela del gobierno. - Cuadernos politicos, Mexico, 1977, N 11, pp. 19 - 33.
43 Harnecker M. Op. cit., pp. 5 - 6.
44 Perdomo R. Cuba: la batalla del desarrollo, p. 92; Carrion B. Op cit pp. 25 - 37.
45 Aguilar A. Cuba... Esto pueblo merece la victoria, pp. 65 - 66.
46 Martinez G., Perdomo R. Cp. cit., pp. 54 - 96; Perdomo R. Cuba: la batalla del desarrollo, p. 91.
стр. 62
международных отношений равноправных суверенных государств, сплоченных общностью коренных интересов и целей, идеологией марксизма-ленинизма, узами социалистического интернационализма, взаимопомощи и солидарности. Именно поэтому вокруг всех аспектов советско-кубинских отношений идет острая идеологическая борьба.
Наряду с открыто враждебными выпадами против советско-кубинского сотрудничества, превалирующими в буржуазной и левацкой историографии, многие буржуазные исследователи, как правило, буржуазно-реформистского толка, в ряде случаев отмечают огромную экономическую помощь, оказанную Советским Союзом Кубе в самые трудные годы революции, подчеркивают, что без этой помощи Куба не смогла бы выстоять и защитить свои завоевания. Они признают, что советская помощь Кубе не означает, что Кубинская революция была "сделана в Москве" или что Куба является "сателлитом" СССР47 . Профессор политических наук в Стэнфордском университете Р. Фаген отмечает независимый характер политики Кубы. Он пишет, что выдающиеся достижения, которыми гордится ее народ, были "достигнуты благодаря поту, творческому порыву и жертвам миллионов кубинцев". Некоторые буржуазные авторы признают последовательность революционной внешней политики, проводимой кубинскими руководителями48 .
Ряд буржуазных авторов отмечает миролюбивый характер внешней политики социалистической Кубы. Американский историк В. Л. Бьюлак признает: "Куба доказала, что марксисты, находящиеся у власти, заметно усилили стремление к миру"49 . Французский буржуазный еженедельник "Le Monde diplomatique" отмечал помощь Кубы Анголе и другим африканским, а также латиноамериканским и азиатским странам в строительстве нового общества50 . Сотрудник Питтсбургского университета К. Блазье подчеркивает большое значение для Кубы ее сотрудничества со странами СЭВ51 . Некоторые буржуазные авторы осуждают агрессивную политику США в отношении Кубы, действия ЦРУ, направленные на удушение революции. Американский буржуазно-либеральный историк Л. Д. Ленгли отмечает, что Куба сумела нанести серьезный удар по американской гегемонии в зоне традиционного влияния США. Куба стала "ахиллесовой пятой для чудовища с Уолл-стрита", пишет А. Х. Пла52 .
Однако определяющей концепцией буржуазной историографии остается утверждение о мнимой "зависимости" Кубы от Советского Союза. Эта концепция - одно из проявлений политики империализма, стремящегося разобщить социалистические страны. Пытаясь ослабить огромное морально- политическое воздействие помощи СССР Кубе, постоянно крепнущего экономического, политического, идеологического, культурного и научно- технического сотрудничества СССР и социалистической Кубы, буржуазная историография интерпретирует советско-кубинское сотрудничество как "зависимость Кубы от СССР". Буржуазные авторы, учитывая, что проблема зависимости является одной из самых животрепещущих на латиноамериканском континенте, пытаются доказать, будто победа революции не гарантирует национальной независимости, а социализм не только не освобождает народы от зависимо-
47 Cuba in the World, p. 229; Levesque J. Op. cit., pp. 192 - 193.
48 Fagen R. R. Cuba and the Soviet Union. -The Wilson Quarterly, 1978, N 1, pp. 69 - 78; ejusd. The Transformation of Political Culture in Cuba. Stanford. 1969, pp. 164 - 165.
49 Beaulac W. L. Op. cit., p. 194.
50 Celeste M. -C. Solidarity revolutionnaire et aide au tiers-monde. -Le Monde diplomatique, 1977, N 275. p. 8.
51 Cuba in the World, p. 225.
52 Beaulac W. L. Op. cit., pp. 198 - 199; Langley L. D. The United States and the Caribbean. 1900 - 1970. Athens, 1980, p. 211; Pla A. J. Op. cit., p. 384.
стр. 63
сти, но, наоборот, якобы еще более усиливает ее53 . Помощь, предоставляемая СССР Кубе, трактуется как "сильнейшее оружие Москвы"54 .
Заявления об экономической, политической, идеологической "зависимости" Кубы от СССР сочетаются в буржуазной историографии с попытками преуменьшить значение советской помощи Кубе. Широко распространены попытки представить преданность социалистической Кубы идеалам марксизма- ленинизма как результат "идеологической зависимости" от Москвы. Даже переход кубинских революционных демократов к научному социализму, вытекавший из самой логики развития Кубинской революции, буржуазные авторы пытаются представить как результат "неусыпного контроля" со стороны СССР55 .
В унисон с буржуазными авторами выступает по этим вопросам и ультралевая историография, которая выдвигает концепцию об "усилении зависимости" Кубы и "потере ею суверенитета", стремится представить СССР как "заменивший США" и использующий экономическую помощь для установления своего контроля над Кубой, над ее внешней политикой56 .
Прогрессивная историография борется против всех этих клеветнических концепций. Французские коммунисты А. Карель и Ж. Фурниаль подчеркивают, что помощь СССР отвечает задачам всестороннего развития экономики Кубы57 . Американские исследователи Д. Брей и Т. Хардинг критикуют концепцию, кощунственно сопоставляющую советско-кубинские отношения с тем империалистическим контролем, который осуществляли США на Кубе до революции. СССР не имеет на Кубе собственных предприятий, не извлекает прибылей, не контролирует принятия решений, не препятствует проведению социально-экономических преобразований и развитию культуры58 . Пердомо, раскрывая несостоятельность аналогий между высоко оцениваемой им советской помощью Кубе и кабальной политикой империализма в отношении слаборазвитых стран, отмечает: "Главное, чего не понимают антисоветизм и антикоммунизм" и о чем свидетельствует консолидация Кубинской революции, - это "необратимость исторического процесса продвижения человечества к социализму" и тот факт, что сотрудничество между социалистическими странами способствует "взаимной выгоде с целью ускорения материального и духовного развития народов". Он подчеркивает, что Кубинская революция стала непобедимой "не только благодаря многочисленным достижениям ее народа, но и в результате солидарности социалистического содружества, в частности Советского Союза"59 . О советской помощи, внесшей значительный вклад в разрыв экономической блокады Кубы, пишет и Агиляр. Эквадорский социолог Р. Монкайо подчеркивает, что без советской помощи Кубинская революция не смогла бы выжить, защитить себя от прямой военной агрессии США60 .
53 Fidel Castro's Personal Revolution, 1959 - 1973. N. Y. 1975, pp. 310 - 311; Dominguez J. I. Op. cit., pp. 149, 340; Bender L. D. The Politics of Hostility. Castro's Revolution and United States Policy. Puerto Rico. 1975, pp. 51 - 52; Furtak R. K. Die kubanisch-sowjetische Partnerschaft. Entwicklung, Aktueller Stand, Probleme. Koln. 1980, pp. 2, 48; Beyond Cuba: Latin America Takes Charge of its Future. N. Y. 1974, p. 31.
54 Mesa-Lago C. Dialectica, p. 236; Impact of Cuban-Soviet Ties, pp. 90, 98; Dominguez J. I. Op. cit., p. 381; Maranon L. Op. cit., p. 187; Cuba in the World, p. 246.
55 Fontaine A. La guerre civile froide. P. 1969, p. 88.
56 Horowitz I. L. Op. cit., pp. 149, 179, 186; Vergara F. Op. cit., pp. 1023, 1032.
57 Carrel A., Fournial G. Op. cit., pp. 256 - 257.
58 Bray D. W., Harding T. Op. cit., pp. 717 - 718.
59 Perdomo R. Cuba: la batalla del desarrollo, pp. 90 - 91; ejusd. 26 Aniversario del Moncada, p. 84.
60 Capitalismo, atraso y dependencia en America Latina, pp. 49 - 50; Moncayo P. Op. cit., p. 46.
стр. 64
В советско-кубинских отношениях нашел яркое подтверждение дух равноправного сотрудничества, взаимопомощи и взаимной выгоды, характерный для отношений между странами социализма. Советско-кубинская дружба основана на принципах социалистического интернационализма, коллективного сотрудничества во имя общих целей. В советско-кубинских отношениях воплотились важнейшие принципы внешней политики СССР, который, являясь могучим социалистическим государством, "строит свои отношения с другими странами на высоком, - говоря словами В. И. Ленина, - человеческом принципе равенства, а не на унижающем великий народ принципе привилегий"61 . Советско-кубинские отношения подтверждают правоту ленинских принципов пролетарского интернационализма. Выступая на сессии Национальной Ассамблеи народной власти (декабрь 1984 г.), Ф. Кастро подчеркнул: "Если мы находимся сейчас в значительно более выгодном положении по сравнению с другими странами Латинской Америки, то этим полностью обязаны социалистическим странам, и в перовую очередь Советскому Союзу. Между нашими двумя странами всегда существовало глубокое взаимопонимание. Сотрудничество с Советским Союзом - это главная опора нашего настоящего и будущего. Солидарность и сотрудничество Советского Союза сделали возможными успехи Кубы в экономической и социальной областях"62 .
Как "возрастание зависимости" трактуются буржуазной историографией и участие Кубы в деятельности СЭВ, ее внешнеэкономические связи с другими странами социалистического содружества, способствующие созданию материально-технической базы социализма63 . Участие страны в международном социалистическом разделении труда интерпретируется как "вынужденное", "навязанное Москвой", которая якобы стремится оставить Кубу на уровне "аграрной страны"64 . Игнорируются цели и смысл социалистической экономической интеграции и кооперации, делаются попытки опорочить естественную для международного социалистического разделения труда специализацию стран на производстве различной продукции (для Кубы это традиционное производство сахара) и взаимовыгодные экономические соглашения между социалистическими странами, помощь СССР Кубе в решении жизненно важной для нее проблемы экспорта сахара в условиях, когда США лишили Кубу сахарной квоты.
Искажение сущности внешнеэкономических связей социалистических стран характерно и для работ ультралевых авторов. Они пытаются доказать, что двусторонние и многосторонние комиссии по экономическому сотрудничеству, в которые Куба входит как полноправный член, "нарушают суверенитет" кубинского государства. Ультралевая историография воспроизводит клеветнические нападки буржуазной пропаганды на социалистическую экономическую интеграцию, повторяет заявления о "росте зависимости" Кубы как следствии ее вступления в СЭВ65 .
На деле же вступление Кубы в СЭВ (1972 г.) основано на соблюдении ее суверенитета, равноправия и имеет для нее огромное значение, отвечает ее коренным национально-государственным интересам, способствует ее социально-экономическому развитию. Став членом СЭВ, Куба получила возможность диверсифицировать свою экономику,
61 О 60-й годовщине Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года. М. 1982, с. 25.
62 Granma, 4.I.1985.
63 Mesa-Lago C. Dialectics, pp. 33 - 60; Bender L. D. Op. cit., p. 139, Maranon L. Op. cit., p. 192; Latin America and the Caribbean, pp. 202, 204; Pla A. J. Op cit., p. 391.
64 Cau J. Une passion pour Che Guevara. P. 1979, p. 164.
65 Vergara F. Op. cit., pp. 1027, 1030; Latin America and the Caribbean, p. 204.
стр. 65
впервые в своей истории превратить традиционное производство сахара в мощный рычаг дальнейшего экономического развития страны. "Никого нельзя обвинить в том, что сегодня среди членов СЭВ есть государство, где говорят на испанском языке, государство, показывающее своими свершениями, идеями, своими отношениями с социалистическими странами пример другим государствам, знакомым лишь с ненавистными отношениями господства одних над другими, угнетением и унижением, навязанным им американским империализмом", - говорит Ф. Кастро66 .
Широко дискутируются в буржуазной историографии проблемы кубино- американских отношений. Буржуазные авторы пытаются доказать, что единственным путем, гарантирующим преодоление экономической отсталости, является односторонняя ориентация на "торговые и финансовые отношения с некоммунистическими странами", на "сближение с США". Эту альтернативу стремятся представить как залог "независимости" Кубы. В то же время стремление кубинского правительства укреплять торговые отношения с капиталистическими и развивающимися странами на взаимовыгодной основе истолковывается как попытка Кубы "переориентироваться на Запад", а курс на нормализацию кубино-американских отношений - как опасный для США. В этой связи необходимо сказать и о широко распространенной концепции буржуазных авторов, выступающих за урегулирование отношений США и Кубы на антисоветской основе "реинтеграции" Кубы в западное полушарие, ее отказа от сотрудничества с СССР, другими социалистическими странами и ликвидации революционных завоеваний под флагом "возврата к плюрализму"67 .
С целью доказать необходимость переориентации Кубы на США пересматривается история кубино-американских отношений и извращается их характер. Заметно стремление обелить политику американского империализма в отношении Кубы и возложить на революционную Кубу ответственность за разрыв отношений с США, изобразить кубинскую политику США в первые годы после революции как направленную на "примирение" и переговоры. Профессор Сорбонны Ж. -Б. Дюрозель заявляет, что правительство США было "благожелательно настроено по отношению к новому режиму". Профессор университета Пуэрто-Рико Л. Д. Бендер стремится доказать, что именно США принадлежит инициатива улучшения отношений между двумя странами, под которым он понимает, однако, восстановление "традиционного сотрудничества", т. е. полуколониальной зависимости Кубы от США68 . На Кубу возлагается вина за нынешнее состояние отношений с США, оправдывается американская политика лишения Кубы традиционных рынков и ее экономическая блокада. США изображаются в виде "миротворца", а на Кубу возлагается ответственность за срыв любой американской "инициативы", при этом ей ставится в вину и союз с СССР и поддержка революционных, освободительных движений в Африке и Латинской Америке69 . Что касается трактовки агрессивной политики США в отношении Кубы, то она интерпретируется буржуазными авторами в апологетическом духе. Идеологи империализма заявляют, что весь мир является "зоной стратегических интересов США", обосновывают
66 Кастро Ф. Во имя взаимного процветания. - Коммунист, 1977, N 4, с. 80.
67 Russia in the Caribbean. Washington, 1973, pt. I, p. 22; pt. II, p. 42; Cuba in the World, pp. 40, 219; Mesa-Lago C. Dialectica, pp. 221, 240; Impact of Cuban- Soviet Ties, p. 92; Weiss Fagen P. Toward Detente with Cuba: Issues and Obstacles. - International Policy Report, 1977, N 3, pp. 16 - 18.
68 Langley L. D. Op. cit., pp. 216 - 217; Duroselle G. B. Le monde dechire. P. 1970, p. 331; Bender L. D. Op. cit., pp. 30 - 31.
69 Bender L. D. Op. cit., pp. 30 - 31; Langley L. D. Op. cit., pp. 216 - 217; Cuba in the World, p. 199.
стр. 66
"право" США повсюду создавать свои сферы влияния и вести борьбу против освободительных движений.
В буржуазно-либеральной историографии встречается иногда критика политики США в отношении Кубы. Так, признается, что США враждебно относились к Кубе с момента победы революции, стремились к ее изоляции, ограничению влияния и популярности идей Кубинской революции в западном полушарии. Критике подвергается ЦРУ, которое своими антикубинскими террористическими акциями способствовало падению престижа США. Однако в целом буржуазные авторы приукрашивают империалистическую политику, рассчитывая на изменение политики Кубы в духе проамериканской ориентации. Их основной тезис: не США, а лишь Куба заинтересована в нормализации отношений.
Грубым фальсификациям подвергается в буржуазной историографии роль Кубы на международной арене. Перечеркивая и искажая ее активное участие в международных делах, буржуазные авторы выдвинули концепцию, согласно которой суверенная Куба рассматривается как "пассивный объект" в борьбе "двух сверхдержав", а советско-кубинское сотрудничество - как "тактическая уловка Москвы" для "расширения советского влияния" в Латинской Америке, ограничения зоны стратегических интересов США и реализации "коммунистической стратегии экспорта освободительных движений"70 .
В работах ученых-марксистов, других прогрессивных историков дается отпор подобным концепциям. Профессор Национального автономного университета Мексики Ж. Пьер-Шарль опровергает тезис буржуазных авторов о том, что судьба Кубы решается "сверхдержавами", разоблачает империализм США и раскрывает цели политики СССР и Кубы - "гарантировать само существование и безопасность единственного социалистического государства в западном полушарии", защитить Кубу от угрозы американской интервенции. В то время как США, пишет исследователь, провоцировали в период т. н. карибского кризиса 1962 г. военное столкновение, поставили мир на грань ядерной войны, СССР делал все для того, чтобы "избежать эскалации противостояния", ликвидировать конфликтную ситуацию путем переговоров71 .
В последние годы на Западе получил широкое распространение тезис об "агрессивном" курсе Кубы в связи с ее политикой в Африке. Так, политика Кубы в отношении Анголы освещается в антисоветском ключе, как проявление "зависимости" Кубы от стратегии СССР, якобы заинтересованного в "проникновении" на африканский континент. Агрессорами, "нагнетающими напряженность", предстают не западные страны, помогающие раскольническим группировкам в Анголе, а СССР и Куба, поднявшие свой голос в защиту неотъемлемого права народов Анголы на независимое развитие72 .
Характерной для социал-демократической историографии является трактовка внешней политики Кубы в работе одного из руководителей социал- демократической партии Швеции П. Скори. Он указывает, что военное присутствие Кубы в Анголе закончится тогда, когда отпадут те причины, которые его вызвали, а именно - поддержка западными
70 Russia in the Caribbean, pt. II, pp. 25, 85; pt. I, p. 13; Bender L. D. Op. cit., pp. 58, 60 - 61, 72; Cuba in the World, pp. 37 - 39, 248, 252; Impact of Cuban- Soviet Ties, pp. 3, 8, 90; Furtak R. K. Op. cit., S. 1 - 2, 10, 38 - 39, 48; Joxe A. Op. cit., pp. 127, 131. 133, 542 - 543; Castro's Cuba in the 1970's, p. 34.
71 Pierre-Charles C. El Caribe a la hora de Cuba. Mexico. 1981, pp. 146 - 151. a. o.
72 Furtak R. K. Op. cit., S. 2, 40, 46; Castro's Cuba in the 1970's, p. I; Cuba in the World, p. 3; Implications of Soviet and Cuban Activities in Africa for U. S. Policy. Washington. 1979, p. 29; World Communism at the Crossroads. Boston. 1980, pp. 89 - 91; Impact of Cuba-Soviet Ties, pp. 91 - 94, 100 - 102; Phi lip son L., Llerena R. Op. cit., p. XXVIII.
стр. 67
странами колониализма и расизма, заговоры против прогрессивных правительств. Вместе с тем декларируемая им поддержка Кубы, борьбы против неоколониализма сочетается с антисоветизмом, с попытками посеять недоверие между Кубой и СССР73 .
Как известно, политика Кубы в отношении Анголы зиждется на принципах пролетарского интернационализма, солидарности и помощи народам, борющимся против империалистической агрессии. Помощь Кубы, предоставленная по просьбе ангольского правительства, имеет целью защиту этой африканской страны от агрессии ЮАР и восстановление ее экономики. Бескорыстную интернационалистскую помощь в защите суверенитета и территориальной целостности оказала Куба и Эфиопии.
Измышлениям буржуазной историографии противостоят работы прогрессивных авторов. Агиляр подчеркивает, что, приняв решение поддержать борьбу народа Анголы, Куба продемонстрировала подлинно революционную солидарность. Прогрессивные латиноамериканские ученые разоблачают измышления об "угрозе миру", якобы исходящей от Кубы, и указывают, что "буржуазная общественная наука" не в состоянии понять ни значения помощи ангольскому народу как проявления пролетарского интернационализма, ни "необратимости движения человечества к социализму"74 .
Острым нападкам подвергается роль Кубы в движении неприсоединения. При этом выдвигается ложный тезис, что Куба добивается утверждения своего преобладания среди развивающихся стран и стремится "навязать" им свою модель развития75 . Таким образом буржуазные авторы пытаются подорвать высокий авторитет и престиж Кубы в этом движении, опорочить в глазах народов неприсоединившихся стран кубинский опыт построения социалистического общества. Они извращают цели внешней политики Кубы, выступающей за идеалы мира, международного сотрудничества, в поддержку освободительной борьбы народов против империализма и неоколониализма.
Наглядным опровержением буржуазных концепций является успешное строительство социализма на кубинской земле. Вопреки пророчествам буржуазных авторов, заявляющих, что Кубинская революция пройдет незамеченной в истории и "будет забыта"76 , строящая социализм Куба получила признание прогрессивного человечества. "Продвигаясь по революционному пути, Куба на много лет опередила другие страны Латинской Америки. То, чего Куба достигла за эти годы, было бы невозможно при капитализме", - указывает Ф. Кастро77 .
Успехи кубинского народа имеют важное международное значение. Кубинская революция дала ответ на основные вопросы, стоящие перед народами Латинской Америки, Азии и Африки в поисках реального и эффективного пути преодоления экономической отсталости. Опыт строительства социализма на Кубе вносит ценный вклад в разработку экономических, социальных и политических проблем развития социалистического общества, и бесплодны попытки буржуазных фальсификаторов его опорочить.
73 Schori P. Cuba en Africa. - Nueva Sociedad, Caracas, 1978, N 36, pp. 101, 104.
74 Aguilar A. Signification del asalto al Moncada. - Estrategia, 1977 N 13 p 93; N 15, pp. 92 - 93.
75 Impact of Cuban-Soviet Ties, pp. 45, 92; Ritter A. R. M. The Transferability, pp. 328 - 329; Latin America and the Caribbean, p. 204.
76 Niсholson J. Op. cit., p. 232. v.
77 Granma, 28.VII.1983.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |