М. Московский рабочий. 1984. 366 с.
Неисчерпаемая, нестареющая тема - Ленин и молодежь. Все новые и новые поколения становятся на путь борьбы за революционное обновление мира. И, решая поставленные перед ними историей задачи, они обращаются к идеям Ленина, к его великому жизненному примеру как к компасу, который помогает находить ответы на самые острые вопросы. Это прежде всего вопросы становления, революционного воспитания подрастающей смены, формирования у юношества научного, марксистско-ленинского мировоззрения. Сегодня, как и более 60 лет назад, когда наш комсомол принимал имя В. И. Ленина, по- прежнему актуальна задача воспитания молодежи на примере его жизни и деятельности, на революционных, боевых и трудовых традициях Коммунистической партии, советского народа. Ленин и молодежь - ключевая тема при рассмотрении и решении всех принципиальных проблем молодежного движения в современную эпоху, его истории1 .
1 См.: Мухамеджанов М. М. Молодежь и революция (У истоков международного революционного движения молодежи). М. 1972; Трущенко Н. В. Источник силы. Партия - организатор и руководитель комсомола. М. 1973; его же. Сплоченные словом Ильича. Исторический очерк о III съезде РКСМ. М. 1980; Трайнин А. С.
стр. 124
К числу исследователей этой темы относится лауреат премии Ленинского комсомола в области науки кандидат исторических наук В. И. Десятерик2 . При разработке и освещении вопросов борьбы Ленина, большевиков, зарубежных интернационалистов-ленинцев за молодежь автор вводит в научный оборот новые материалы, обращается к сюжетам, рассмотренным и другими авторами, и, как правило, выявляет новые аспекты темы. При анализе процессов и явлений, происходивших и происходящих в молодежной среде, он не ограничивается географическими границами отдельных стран, рамками отдельных национальных или международных организаций, что значительно расширяет возможности для выявления общих закономерностей воздействия ленинизма на широкие массы молодежи.
В исследовательских работах В. И. Десятерика о молодежи привлекает литературно-публицистический стиль. Умение быть понятным не только узкому кругу специалистов, популярность изложения значительно расширяют читательскую аудиторию и делают научный труд непосредственным оружием в идеологической борьбе.
И в рецензируемой книге автор выступает и как исследователь-историк и как популяризатор, публицист.
Среди исторических работ по комсомольско-молодежной проблематике книга В. И. Десятерика выделяется своими жанровыми особенностями. Первую ее часть, повествующую о помощи Ленина комсомолу в момент его становления, автор определяет как публицистическое повествование, вторую, посвященную речи Ленина на III съезде комсомола, - как документальный репортаж. И это отнюдь не отход от научности, поскольку автор, аргументируя выдвигаемые им положения, выходит за рамки традиционных источников, опирается на более широкий круг материалов.
В исторической литературе давно стало нормой, что анализ процессов; в молодежном движении делается на базе трудов Ленина, документов КПСС, международного коммунистического движения, коммунистических союзов молодежи. Воспоминания участников событий используются чаще всего лишь как дополнительный, иллюстративный материал. И это естественно. Но, к сожалению, немало исследователей, стремясь к большей документальности, вообще игнорируют этот источник. В результате исторические события излагаются в отрыве от человеческих судеб, что обедняет повествование.
Для В. И. Десятерика живой человеческий материал, заключенный в воспоминаниях, не есть что-то второстепенное, а один из основных источников научного поиска. Такой подход предопределен достигнутым и достаточно высоким уровнем разработки проблемы "Ленин и молодежь". Авторы воспоминаний, на которые опирается В. И. Десятерик, - ветераны партии и комсомола, знавшие Ленина. Политическое лицо их известно. И их мемуары, дошедшие до нас, выверены на весах истории.
Книга концентрирует внимание читателя на первых годах деятельности Российского комсомола. Автор делает упор на анализ воспоминаний С. М. Кирова, Н. К. Крупской, Н. И. Подвойского, Е. Д. Стасовой, видных деятелей и активистов комсомола Е. Герр, Е. Драбкиной, Н. Пенькова и др. Эти воспоминания позволяют ему проследить позицию Ленина по важнейшим вопросам создания организации революционной молодежи в России (цели, задачи, принципы построения), форм и методов борьбы и воспитания подрастающего поколения.
Известно, сколь важное значение для этого имела беседа Ленина с делегацией I съезда РКСМ. Воспоминания участников встречи публиковались и тогда, под непосредственным впечатлением от нее, и в более поздние годы. Не все они отличаются точностью, а в ряде деталей иногда противоречат друг другу. Воссоздание этой встречи вождя с представителями только что созданного комсомола - от-
Под знаменем революции. Коммунистическая партия - руководитель революционного юношеского движения, организатор комсомола. М. 1975; Зубков В. А., Привалов В. В. Ленин и молодежь. Л. 1977; Ацаркин А. Н. Пролетарская революция и молодежь. Рождение комсомола. М. 1981; Сулемов В. А. Союз молодых борцов. Теория, исторический опыт и современные проблемы комсомольского строительства. М. 1982; и др.
2 См. Десятерик В. И. Революционные традиции - молодому поколению. Деятельность В. И. Ленина, большевиков по революционному воспитанию молодежи. 1903 - 1917. М. 1980; и др.
стр. 125
ветственная задача. И автор скрупулезно работает над ее решением, сводит воедино многочисленные свидетельства, выявляет наиболее точные детали и по ним восстанавливает картину события, содержание беседы Ленина с посланцами комсомольского съезда. Сделанные вождем замечания, высказанные напутствия, отмечается в книге, получили "программное звучание для деятельности комсомольских организаций" (с. 48).
Забота Ленина - вождя Коммунистической партии, основателя первого в мире рабоче-крестьянского государства - о молодежи была поистине безграничной, подлинно отеческой. Об этом свидетельствуют приводимые в книге многочисленные данные из биографической хроники В. И. Ленина, воспоминания Н. К. Крупской, свидетельства всех, кто так или иначе соприкасался с ним. На заседаниях Политбюро, Оргбюро ЦК РКП (б), Совнаркома, многочисленных деловых совещаниях, митингах Ленин говорил о молодежи, ее проблемах, их решении. Ленин глубоко верил в творческие силы и огромные потенциальные возможности молодого поколения. Главные из заветов Ленина молодежи прозвучали в его речи на III съезде РКСМ "Задачи союзов молодежи" 2 октября 1920 года. Современники, отмечает автор, справедливо определили ее как "бездонно глубокую" (с. 349). В книге показано, что важнейшие положения, выдвинутые и обоснованные в речи Ленина, актуальны и сегодня. Характеризуя ее значение, автор подчеркивает, что оно заключается не в том, что в ней изложены формулы, годные на все случаи и времена (великий учитель молодежи был самым решительным противником нетворческого отношения к революционной теории, превращения ее в окостеневшие догмы); сила ее в том, что здесь определяется направление работы комсомола, всего подрастающего поколения, - учиться коммунизму, а работа эта на каждом историческом этапе, в конкретных условиях каждого поколения строится по-разному. Автор напоминает важность указания Ленина о том, чтобы теоретические установки, политические лозунги соответствовали сути переживаемого момента; подчеркивает, что Ленин учил комсомольцев, юношей и девушек реализму, вооружал их революционно-критическим методом подхода к действительности.
Опираясь на ленинские документы, свидетельства соратников вождя, непосредственных участников событий, В. И. Десятерик обстоятельно анализирует историческую обстановку того времени. Это помогает более глубоко и точно оценить каждое ленинское слово, обращенное с трибуны III съезда РКСМ. Автор показывает значение ленинских заветов для молодежи и в последующие годы. Наряду с воспоминаниями людей, лично знавших Ленина, в книге фигурируют высказывания видных деятелей молодежного движения 30-х годов - Генерального секретаря ЦК ВЛКСМ А. Косарева и одного из руководителей комсомола США, К. Лайтфута, первого космонавта Ю. Гагарина, молодых коммунистов наших дней из СССР, ГДР, Вьетнама и других стран. Этим подчеркивается революционная преемственность поколений борцов, жизненная сила ленинских заветов молодежи. Сегодня, в новых исторических условиях, новыми средствами комсомол, молодое поколение Советской страны решают под руководством партии те же важные задачи, которые были поставлены Лениным в его знаменитой речи.
Рецензируемая книга - пример исторического труда, который работает непосредственно на сегодняшний день, являясь оружием нашей партии в идеологической борьбе. Вместе с тем по работе В. И. Десятерика можно высказать некоторые соображения. Автор приводит интересный фактический материал о распространении за рубежом речи Ленина на III съезде РКСМ, однако не показывает ее практического значения в борьбе за преодоление авангардистских и других сектантских тенденций в КИМ, процесс интернационализации опыта нашей партии по руководству комсомолом в международном коммунистическом молодежном движении 20 - 30-х годов. Между тем уже в резолюции III конгресса Коминтерна "Коммунистический Интернационал и коммунистическое движение молодежи", принятой летом 1921 г. при участии Ленина, эти и другие аспекты работы братских партий с молодежью получили широкое освещение3 .
Жаль, что в книге отсутствует научно-справочный аппарат. В тех случаях, когда автор приводит малоизвестные высказывания Ленина о молодежи и ее проблемах, хотелось бы, чтобы он назвал соответствующие источники. Были бы полезны так-
3 См. В. И. Ленин и Коммунистический Интернационал. М. 1970, с. 329 - 333.
стр. 126
же биографические справки об упоминаемых в книге людях, участниках описываемых событий.
Высказанные замечания не снижают общей положительной опенки новой книги В. И. Десятерика, которая значительно расширяет и углубляет наши знания о многообразной революционно-преобразующей деятельности Ленина, вносит существенный вклад в научную разработку и пропаганду ленинской концепции коммунистического воспитания молодежи.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |