Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по советскому телевидению 18 августа 1986 г. - событие большой политической и идеологической важности. Решение советского руководства продлить односторонний мораторий на ядерные взрывы до 1 января 1987 г. имеет огромное значение как для советской внешней политики, так и для всей системы международных отношений. Советский народ горячо поддержал эту новую мирную инициативу своего правительства. Широкий отклик и одобрение она получила за рубежом среди тех, кому дорог мир.
Журнал "Вопросы истории" обратился к ведущим советским историкам с просьбой высказать свое мнение о значении Заявления М. С. Горбачева, поделиться своими соображениями о том, каким может быть вклад исторической науки в утверждение нового политического мышления в современный ракетно-ядерный век.
Академик С. Л. Тихвинский - академик-секретарь Отделения истории АН СССР, Председатель Национального комитета историков Советского Союза.
Советские историки горячо приветствуют решение Политбюро ЦК КПСС и Советского правительства продлить односторонний мораторий на ядерные взрывы до 1 января 1987 года. Это смелое, ответственное решение - яркое свидетельство миролюбия нашей страны, стремления предотвратить угрозу тотального уничтожения человечества. Историкам в силу их профессии хорошо известны пагубные, разрушительные последствия многочисленных войн, имевших место в истории цивилизации, особенно двух опустошительных мировых войн в нынешнем столетии.
Когда был разгромлен германский фашизм и вступление СССР в войну с милитаристской Японией сделало ее капитуляцию неотвратимой, правящие круги США провели демонстрацию силы, уничтожив атомными бомбами японские города Хиросиму и Нагасаки. По расчетам американских политических и военных руководителей, эта бесчеловечная акция должна была запугать Советский Союз, заставить нашу страну подчиниться американскому диктату в послевоенном мире. Человеконенавистнические, маниакальные планы администрации США, вскоре после окончания второй мировой войны неоднократно собиравшейся подвергнуть "превентивной" ядерной бомбардировке советские города (пресловутый план "Дропшот" и другие директивы), потерпели крах. Ценой огромного напряжения сил, отвлекая значительные ресурсы от неотложной работы по восстановлению разрушений, причиненных фашистскими агрессорами, наша страна сумела создать собственное ядер-
стр. 3
ное оружие и средства его доставки, обеспечить СССР военно-стратегический паритет с США.
В то же время Советский Союз неуклонно и последовательно выступал в авангарде борьбы за мир, за разоружение; он был инициатором ряда мер, направленных на полное и всеобщее разоружение, запрещение ядерного оружия, против переноса гонки вооружений в космическое пространство. Широкий положительный отклик среди историков различных стран вызвало решение СССР, принятое более года тому назад, о введении в одностороннем порядке моратория на ядерные испытания, решение, открывавшее путь к уничтожению ядерного оружия, свертыванию гонки вооружений, оздоровлению международной обстановки.
Наглядным свидетельством этому явилось принятие в августе 1985 г. участниками XVI Международного конгресса исторических наук, проходившего в Штутгарте (ФРГ), обращения ко всем правительствам мира с призывом заморозить производство ядерного оружия и прекратить ядерные испытания как необходимый предварительный шаг для последующего поэтапного разоружения под эффективным контролем. В работе этого представительного форума ученых принимали участие историки 56 стран, горячо одобрившие инициативу Советского Союза о введении одностороннего моратория на ядерные испытания. Известный американский историк, в прошлом видный дипломат, Дж. Кеннан в письме советским организаторам "круглого стола" "Ответственность историка в ядерный век", проходившего в рамках конгресса, сожалея о невозможности по состоянию здоровья принять участие в его работе, писал, что он "полностью разделяет точку зрения о том, что историк должен быть чрезвычайно озабочен сохранением мира, ибо война между великими державами в нынешних условиях сможет уничтожить саму историю, в том смысле, что не будет ни прошлого, ни будущего цивилизации".
Более года Советский Союз строго придерживается одностороннего моратория на ядерные испытания. За это время нашей страной был предпринят ряд крупномасштабных шагов, направленных на прекращение гонки вооружений на Земле и недопущение милитаризации космоса. Выдвинутые в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 15 января с. г. конкретные предложения о ликвидации ядерного оружия во всем мире к 2000 г. открывают путь для конкретных поэтапных мероприятий в области разоружения. XXVII съездом КПСС были предложены принципиальные основы всеобъемлющей системы международной безопасности, являющейся наиболее обобщенным выражением новых подходов во внешней политике. Эта программа предусматривает конкретные меры по ослаблению международной напряженности и развитию всестороннего сотрудничества между странами и народами. Вместе со своими союзниками СССР предложил комплекс мер по сокращению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе от Атлантики до Урала, по запрещению химического оружия, ликвидации его запасов и производственной базы и др. Советский Союз выдвинул также широкую платформу обеспечения безопасности и сотрудничества в азиатско- тихоокеанском регионе.
Новая советская инициатива, продлевающая срок действия одностороннего моратория на ядерные взрывы до 1 января 1987 г., встретившая единодушное одобрение советского народа и миролюбивой общественности планеты, находится в центре внимания проходящих в эти дни конгрессов, конференций, симпозиумов, на которых встречаются историки различных стран. Так, советские и иностранные ученые - участники состоявшейся в конце августа с. г. в Москве X Всесоюзной конференции по изучению истории, экономики, литературы и языка скан-
стр. 4
динавских стран и ФИНЛЯНДИИ приветствовали решение СССР о продлении моратория, решение, принятие которого основывалось на реальностях ядерно-космической эры, и уделили большое внимание вопросам сохранения мира и обеспечения безопасности на Севере Европы. О необходимости присоединения США к мораторию на запрещение ядерных испытаний говорилось и на проходившем в августе в Берне (Швейцария) IX Международном конгрессе по экономической истории.
Советские историки полностью солидаризуются со словами М. С. Горбачева о том, что "старые представления о войне как средстве достижения политических целей отжили свой век. В ядерную эпоху эти отжившие себя догматы питают политику, которая может привести к вселенскому пожару". Мы призываем американских историков активизировать требования о присоединении администрации США к мораторию с тем, чтобы уберечь мирное будущее нашей планеты.
Академик В. А. Виноградов - директор Института научной информации по общественным наукам АН СССР, председатель Комиссии по делам Европейского (Венского) центра по координации исследований и документации в области общественных наук.
Политбюро ЦК КПСС, правительство Советского Союза приняли важное решение, направленное на обеспечение всеобщей безопасности, обуздание гонки вооружений, а в перспективе до 2000 г. - на полную ликвидацию ядерного оружия. Сделан еще один важный шаг по реализации выдвинутой на XXVII съезде КПСС советской концепции взаимоотношений стран в мире, - концепции, построенной на категориях нового политического мышления, возводящего доверие и мирное сосуществование в основополагающие принципы международных отношений.
В Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по советскому телевидению от 18 августа 1986 г. так говорится об одностороннем советском моратории на ядерные испытания: "Это непростое, чрезвычайно ответственное и... трудное для нас решение". И тем не менее Советский Союз принял его, исходя из реальностей ядерно- космической эры.
По сути дела, на мировой арене сталкиваются две тенденции. Советским Союзом предложен мораторий на ядерные испытания, дано согласие на международный контроль, выдвинуты далеко идущие предложения: остановить раз и навсегда ядерную лихорадку на Земле, запретить и ликвидировать химическое оружие вместе со средствами его производства, сократить обычные вооружения в Европе, осуществить план "звездного мира" вместо "звездных войн". Предложена также конструктивная программа сотрудничества в азиатско-тихоокеанском регионе. А с другой стороны, - продолжение Соединенными Штатами ядерных испытаний, упорное сопротивление миролюбивым инициативам, стремление торпедировать Договор ОСВ-2, игнорирование мнения и требований общественности как своей, так и других стран мира.
Принятие решения о продлении моратория - это прежде всего понимание, что реальности нашего века требуют инициатив, конкретных действий, которые могут способствовать прекращению гонки вооружений. Важно и то, что мораторий рассматривается не изолированно, не только как мера, направленная на прекращение ядерных взрывов, а в контексте общей проблемы избавления человечества от ядерного оружия. Советское предложение учитывает и настроения широкой мировой общественности, выступающей за скорейшее прекращение ядерных взрывов. В их числе Движение неприсоединения, антивоенные движения многих стран, деятельность "делийской шестерки", представляющие милли-
стр. 5
арды людей нашей планеты. Наши инициативы принимают во внимание и мирные настроения широких масс населения в США и странах НАТО.
Действия американской администрации свидетельствуют, что перестройка политического мышления, основанная на понимании глобальной взаимозависимости народов, единства судьбы всего человечества, стоящего перед дилеммой - сообща выжить или вместе погибнуть, происходит нелегко. И это обусловлено не только инерцией, предубеждениями и всем багажом старых представлений, но вполне конкретными интересами определенной части правящих кругов США и их союзников - интересами военно-промышленного комплекса, реакционных политиков, мыслящих категориями антикоммунизма и конфронтации. Тем более важное значение имеет последовательность, с которой Советский Союз отстаивает свою концепцию мира, свой подход к созданию всеобъемлющей системы международной безопасности, конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества всех стран.
Новое продление моратория на проведение ядерных испытаний - еще одно практическое доказательство этой последовательности, глубокой приверженности нашего народа к миру, стремления КПСС и Советского правительства найти взаимоприемлемые пути устранения угрозы термоядерной войны. Продление моратория продиктовано чувством глубокой ответственности за завтрашний день нашей планеты, стремлением предотвратить ядерную катастрофу. Тишина на советских ядерных полигонах убедительнее всяких слов говорит о том, что в Советском Союзе новое политическое мышление является объективной реальностью. Ответ - за другой стороной. Продление моратория - это еще один шанс образумиться тем американским политическим деятелям, которые считают, что прекращение ядерных взрывов "не отвечает" интересам национальной безопасности США.
Советские ученые-обществоведы горячо поддерживают решение своего правительства об очередном одностороннем продлении моратория на ядерные испытания. Их задача - еще более глубоко анализировать экономические, политические, социальные и психологические аспекты гонки вооружений и те возможности, которые открывает перед человечеством ее прекращение. Специалисты в области общественных наук видят свое призвание и в том, чтобы изучать магистральные тенденции развития современной системы международных отношений, те явления и процессы, которые происходят в современном мире. Это позволит мировой общественности реально оценить нынешнюю сложную ситуацию, разоблачить те пропагандистские уловки, которыми пользуется администрация США для реализации своих милитаристских устремлений. Мир сейчас стоит на перепутье - либо произойдет поворот к еще большей конфронтации, что, по сути, уже означает канун ядерной войны, либо все-таки победит разум, и человечество начнет двигаться по пути разоружения. Поэтому одна из важнейших задач общественных наук состоит в том, чтобы способствовать выработке нового политического мышления, разъяснять смысл миролюбивых инициатив Советского правительства, свидетельствующих о его стремлении уберечь человечество от ужасов ядерного апокалипсиса.
Академик А. Л. Нарочницкий - Председатель Научного совета АН СССР "История внешней политики СССР и международных отношений".
Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по советскому телевидению 18 августа 1986 г. о продлении Советским Союзом одностороннего моратория на ядерные взрывы до 1 января 1987 г. является актом большой государственной мудрости и доброй воли. Это - новое проявление присущей социализму миролюбивой внеш-
стр. 6
ней политики, еще одно свидетельство выдающейся роли нашей страны, стоящей в авангарде современной борьбы всех миролюбивых сил человечества против угрозы ядерной катастрофы, за социальный прогресс, мир и безопасность народов. Акт этот отвечает глубоко гуманистической природе нашего общественного строя, свидетельствует о неразрывной связи социализма и мира, подтверждает, что миролюбивая политика КПСС, принципы и направления которой получили новое выражение в решениях XXVII съезда партии, отражает высшие политические и моральные ценности нашей эпохи, отвечает интересам всего человечества.
Заявление М. С. Горбачева является логическим звеном в борьбе за реализацию выдвинутой СССР программы прекращения гонки вооружений и полной ликвидации ядерного оружия к 2000 году. Это акт нового политического мышления ядерно- космической эры, когда неслыханная разрушительная мощь современного оружия создала принципиально новую военно-политическую ситуацию и безопасность может быть лишь всеобщей, для всех равной и взаимной. Руководство КПСС и Советского государства исходит из того, что ядерное оружие никогда не должно быть применено и что в ядерной войне не может быть победителей.
Высказывания, идущие как бы в этом направлении, были сделаны и президентом США Р. Рейганом во время его встречи с. М. С. Горбачевым в Женеве, но практические действия американской администрации, ее лихорадочные военные приготовления, планы "звездных войн" и продолжение ядерных взрывов говорят о том, что в политике США берут верх наиболее агрессивные и реакционные аилы и позитивных изменений не произошло. В Вашингтоне мыслят устарелыми категориями, ставят себе несбыточную цель достижения военного превосходства, имперского диктата над миром. Мы знаем о разных "директивах" и заявлениях ответственных лиц администрации США о возможности "ограниченной" ядерной войны, о том, что милитаризация космоса и программа "звездных войн" вернет якобы США к тому положению, когда они были неуязвимы для ответного удара и располагали монополией на атомное оружие. Но эти агрессивные мечты и амбиции навечно похоронены историей, к ним уже нет возврата. Единственно разумный путь, отвечающий интересам всех народов мира, - возвращение международных отношений на путь разрядки, обуздание гонки вооружений.
Абсурдно выглядят лживые доводы вашингтонской администрации о том, что США якобы отстали от Советского Союза в области ядерного оружия и нуждаются в большем числе ядерных взрывов в целях "сдерживания". То, что по их количеству США намного опередили СССР, показывает полную несостоятельность такого рода аргументов, делает неубедительными рассуждения о том, что ядерные взрывы нужны США для проверки годности уже имеющихся запасов ядерного оружия. Ведь для обеспечения их безопасности у обеих сторон ядерных средств давным-давно уже более чем достаточно. Смехотворно звучат и утверждения, что Заявление М. С. Горбачева - это только "пропаганда". Почему бы тогда Соединенным Штатам не ответить такой же "пропагандой"? Напомним, что мораторий - это не словесное заявление, а действие. Как известно, Советский Союз согласился и на меры контроля на своей территории. Это показывает полную несостоятельность ссылок администрации США на невозможность контроля.
Заявление М. С. Горбачева и принятое несколько лет назад обязательство СССР не применять ядерное оружие первым, наносят сокрушительный удар по мифу о "советской угрозе", якобы толкающей США и их союзников на дальнейшую гонку вооружений. Единственно воз-
стр. 7
можное объяснение непрекращающейся серии ядерных взрывов в США заключается в том, что они служат погоне военно-промышленного комплекса за гигантскими прибылями, созданию новых систем оружия, планам "звездных войн", что они проводятся ради достижения социального реванша и ускользающего миража мирового господства. Мораторий, как рентгеновский луч, еще раз выявил эти опасные планы. Политика Вашингтона представляет угрозу не только для Советского Союза и других стран социализма. Планы мирового господства США угрожают в немалой мере неприсоединившимся государствам, развивающимся странам, находящимся в петле долговой кабалы и вынужденным выплатой ростовщических процентов субсидировать гонку вооружений США, да и многим другим странам. Агрессивные амбиции США опасны для них самих и для их собственных союзников. Многие политические деятели стран - союзниц США по НАТО, а также Японии уже отдают себе в этом довольно ясный отчет. Наконец, ядерная катастрофа грозит гибелью всему человечеству и его цивилизации. Об этом убедительно говорят исследования ученых о возможных ее последствиях для жизни на нашей планете.
Опыт истории не раз подтверждал неизбежный провал попыток какой-либо державы достичь мирового господства. Так было в относительно недавние времена с наполеоновской империей, с кайзеровской, а затем и с гитлеровской Германией. Тем более несостоятельны подобные амбиции в эпоху ракетно-ядерного оружия, когда возможность "неприемлемого ответа" обороняющейся стороны достаточно обеспечена и никакие проекты типа "звездных войн" не смогут устранить такую возможность.
СССР нельзя запугать и подорвать его экономику, и если будет нужно, заявил М. С. Горбачев, "мы быстро найдем ответ, причем будет он не таким, каким его ожидают в США. Но это будет ответ, который обесценит программу "звездных войн". Эти слова вполне подтверждаются опытом истории гонки вооружений. Ход ее показывает, что всякому оружию, созданному американской стороной, противопоставлялось такое же оружие в ответ - так было и с атомным оружием и с его носителями. США были инициаторами его создания и применения, а потом утратили монополию на него и способность на ее основе шантажировать и запугивать другие страны. Так было и с разделяющимися боеголовками ядерных ракет и т. д.
Опыт истории говорит и еще об одном опаснейшем явлении - об угрозе, которую составляет слепая недальновидность и утрата чувства реальности политическим руководством страны, питающим химерические надежды на мировое господство. Иллюзия военного превосходства не раз толкала агрессоров на авантюры и не раз приводила их к катастрофе.
Академик А. М. Самсонов - руководитель долгосрочной целевой комплексной программы "Проблемы войны и мира в XX веке".
В Заявлении по советскому телевидению 18 августа 1986 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев еще раз обратил внимание правительств и народов всех стран на реальности ядерно-космической эры. Он говорил о том, что волнует всех людей планеты. Человечество сползает к ядерной бездне. Все меньше остается времени, чтобы не допустить катастрофы. Правящие круги США и стран НАТО убыстряют бег гонки вооружений. Происходит перенос ее в космос. Программа "звездных войн" подрывает перспективы переговоров о разоружении, расширяет зону недоверия между государствами. Анализируя современное положение в мире, М. С. Горбачев указал на виновников растущей напряженности. "Правая, милитаристская группировка в США, представляющая мощный военно-промышленный комплекс, просто помешалась на гонке вооружений". Названы в Заявлении и истоки такой политики.
стр. 8
Заявление характеризует принципиально другой внешнеполитический курс, проводимый Советским Союзом, курс, основанный на приверженности социализма делу мира и понимании глубоких изменений, происшедших в развитии общества. Именно этим были продиктованы советские предложения от 15 января 1986 г. о ликвидации ядерного оружия во всем мире к 2000 г., что полностью отвечает требованиям эпохи. Советским правительством внесены также предложения по химическому оружию, сокращению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе от Атлантики до Урала, сформулирована широкая программа обеспечения безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе. Все это полностью разделяется союзниками СССР по Организации Варшавского Договора. Важнейшие положения этой программы поддерживают значительная часть мирового сообщества государств, все здравомыслящие люди.
М. С. Горбачев подчеркивает ту непреложную истину, что современная мировая политика должна строиться на новом мышлении. "Равновесие страха" не может оставаться фактором сдерживания. Отжили свой век и старые представления о войне как средстве достижения политических целей. "Сегодня нельзя обеспечить собственную безопасность без учета безопасности других государств и народов. Не может быть подлинной безопасности, если она неодинаково равная и всеобъемлющая. Думать иначе - значит пребывать в мире иллюзий, в мире самообмана".
Современный, сложный, многообразный и противоречивый мир объективно становится все более взаимосвязанным и целостным. Это необходимо учитывать и во внешней политике. Проблема международной безопасности - проблема общая, и ответственность за нее должна быть общей. Ее главный метод - разоружение, признание принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Разоружение высвободит средства для освоения космоса и океанских глубин, решения проблем экологии, ликвидации голода, эпидемий и преодоления экономической и культурной отсталости.
Новое мышление несовместимо с политикой глобализма, претензиями на мировое господство, вмешательством в суверенные права народов и государств, стремлением воспрепятствовать развитию их по избранному ими пути, равно как и с попытками добиться военного превосходства над СССР, другими странами социализма, политикой грабежа в отношении развивающихся стран. Сегодня нельзя строить межгосударственные отношения в расчете на превосходство в страшных орудиях истребления. Тот, кто решится нанести первый ядерный удар, сам погибнет от последствий взрыва собственных боеголовок. Решение СССР о моратории на ядерные взрывы встретило одобрение и поддержку во всем мире. Люди расценили его как пример реалистического подхода к современным проблемам, вселяющий надежду на избавление от страха перед ядерной катастрофой, как свидетельство высокой ответственности за судьбы человечества.
Новому мышлению в мировой политике противостоят прежде всего правящие круги США. Они упорно отказываются от прекращения ядерных испытаний, бойкотируют все миролюбивые инициативы СССР, демонстративно пренебрегают требованиями общественности, мнением своих союзников и собственного народа. В США активно действуют силы, которые не хотят разоружения. Они пытаются втянуть СССР в новые витки гонки вооружений. Несмотря на это, советское руководство, взвесив все "за" и "против", решило продлить односторонний мораторий на ядерные взрывы до 1 января 1987 года. Это на деле доказывает серьезность и искренность советской программы ядерного разоружения, которая встретила одобрение людей на всех континентах.
стр. 9
В борьбе за мир и разоружение участвуют и советские историки. Они освещают трудный и героический путь Советского государства, его политику последовательного воплощения в жизнь ленинского принципа мирного сосуществования государств с различными общественными системами. Важное место в работе историков занимает изучение традиций сотрудничества народов, укрепления международной безопасности. Все это служит целям упрочения мира и добрососедства. Активно изучаются нашими историками проблемы войны и мира в XX веке. Этому направлению посвящена специальная комплексная программа, недавно утвержденная Отделением истории АН СССР. В уже опубликованных трудах на конкретном материале показана социальная сущность и характер двух мировых войн, развязанных реакционными силами империализма, которые сейчас толкают человечество к пропасти.
Историки аргументированно разоблачают реакционных буржуазных авторов, возводящих клевету на КПСС, СССР, советскую внешнюю политику, распространяющих ложь о пройденном нашей страной пути, о героической борьбе советского народа в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Американские сторонники разбойного курса и их западноевропейские партнеры широко используют в целях идеологического наступления против СССР, других стран социализма весь арсенал фашистской пропаганды 30-х - первой половины 40-х годов. Вместе с тем среди ученых капиталистических государств есть немало историков, искренне стремящихся к объективному освещению событий прошлого и выступающих против поджигателей войны.
Заявление М. С. Горбачева послужит новым важным стимулом для советских историков. Своими трудами, участием в общественной жизни и антивоенном движении они еще активнее будут бороться за прекращение испытаний ядерного оружия, против гонки вооружений, за прочный мир между народами.
Член-корреспондент АН СССР Г. Ф. Ким - и. о. директора Института востоковедения АН СССР, главный редактор журнала "Азия и Африка сегодня".
Будущий историк, обращаясь к событиям последних двух десятилетий XX в., обратит внимание на драматическую борьбу человечества за свое выживание, за предотвращение ядерного самоуничтожения. Этот императив, со всей суровой правдой проанализированный на XXVII съезде КПСС, является стержневой линией внешнеполитического курса нашей страны. И если человечеству удается предотвращать угрозу ядерной катастрофы и сохранять земную цивилизацию - плод многовековых его трудов, то этим оно обязано прежде всего тем титаническим усилиям, которые прилагает СССР во имя сохранения мира. Эти мысли с особенной полнотой и силой ощущаешь, когда внимание всего мира приковано к новым советским мирным инициативам. Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по советскому телевидению 18 августа о новом продлении нашего моратория на ядерные испытания, а также его речь на торжественном заседании, посвященном вручению Владивостоку ордена Ленина 28 июля, имеют внутреннюю логическую связь. У них одна цель: обеспечение мира и безопасности на Земле. Оба выступления обладают огромной притягательной силой, обусловленной тем, что они основаны на новом подходе, на новом мышлении, столь необходимом в ядерный век. Советское руководство, вопреки обструкционистскому курсу империалистических сил, и прежде всего США, настойчиво ищет пути к ядерному разоружению. Тщательно взвесив все возможные последствия и стремясь к достижению разумного компромисса и максимальному использованию антивоенного антиядерного потенциала человечества, Советский Союз продлил одно-
стр. 10
сторонний мораторий на ядерные испытания. Он был введен со дня 40-й годовщины атомной бомбардировки Хиросимы. Противники ядерного разоружения, особенно представители нынешней американской администрации, обвиняют советское руководство в пропагандистском использовании самого названия этого японского города. Но ведь "доядерное мышление в сущности потеряло свое значение 6 августа 1945 года".
Связь между ядерным разоружением и утверждением принципов мира и безопасности в азиатско-тихоокеанском регионе видится нам не только в том, что в Азии впервые было применено ядерное оружие. По многим направлениям Азия выдвигается сегодня на передний план в поисках путей к миру и безопасности, устранению угрозы ядерного самоуничтожения. Ведь и поныне здесь в ряде районов проводятся ядерные испытания, остаются опасные очаги локальных конфликтов и напряженности. Многие из них корнями уходят в прошлое - в эпоху колониализма. "Оскорбленное колониализмом достоинство народов, наследие нищеты, неграмотности, отсталости, а вместе с ними - глубокие предрассудки, - говорил М. С. Горбачев во Владивостоке, - сохраняют почву для недоверия и неприязни между народами, в том числе живущими в пределах одного государства. На трудностях и пережитках спекулирует империализм, в результате разгораются локальные конфликты, этнические и религиозные междоусобицы, возникает политическая нестабильность"1 .
Именно в Азии чаще всего возникали локальные конфликты. За послевоенные годы здесь вспыхивали самые крупные (после второй мировой войны) конфликты - в Корее и Вьетнаме. И сейчас в Азии сосредоточено наибольшее число очагов, которые могут стать своего рода детонаторами крупномасштабных военных потрясений. Стало быть, этот регион кровно заинтересован в установлении атмосферы доверия и добрососедства. Сфера международных отношений фокусируется сейчас на одной ключевой проблеме: быть или не быть новой мировой войне со всеми ее гибельными для человечества последствиями. Только на кораблях военных флотов США, оперирующих в бассейне Тихого океана, находится более 2 тыс. единиц ядерного оружия. Около 1 тыс. ядерных боезарядов США размещено на территории Южной Кореи. В порты Японии периодически заходят американские корабли с атомным оружием на борту. Другими словами, азиатско- тихоокеанский регион стал второй после Европы сферой глобальной конфронтации.
Сегодня в этом регионе широко развертывается антиядерное движение. Наиболее распространенной его формой стало движение за превращение отдельных районов в безъядерные зоны. В этом проявляется растущее понимание народами всей пагубности ядерного конфликта. В Азии выдвигается много плодотворных идей, направленных на обеспечение всеобщего мира. Вклад ее народов в общечеловеческую культуру, их опыт антиимпериалистической борьбы отмечен в речи М. С. Горбачева во Владивостоке.
Когда речь заходит о создании системы общеазиатской безопасности (наподобие общеевропейской), ее противники обычно приводят перечень тех условий, которые были якобы в Европе, но отсутствуют в Азии, гиперболизируя трудности, стоящие на этом пути, сознательно игнорируя позитивный потенциал азиатских народов. Азия внесла и вносит немало конструктивного в ослабление напряженности, выработку взаимоприемлемого согласия в азиатско-тихоокеанском регионе. Так, позиция КНР по ядерному оружию во многом совпадает с позицией СССР. Активно поддерживая программу глобального ядерного разоружения, Индия выступает за демилитаризацию Индийского океана, созда-
1 Перестройка неотложна, она касается всех и во всем. М. 1986, с. 21.
стр. 11
ние там безъядерной зоны. Бесспорную практическую ценность имеют и три неядерных принципа Японии, провозглашающие обязательство этой страны не производить ядерное оружие, не обладать им и не ввозить его. Недавнее предложение КНДР о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове, а также ценные инициативы в этой области СРВ, МНР, Индонезии и других стран могут обеспечить новый международный климат не только в региональных рамках.
Все это создает благоприятную почву для созыва (по типу хельсинкской) тихоокеанской конференции с участием всех стран региона, о которой говорил М. С. Горбачев во Владивостоке2. Опыт Хельсинки ценен для Азии тем, что при наличии доброй воли можно решать самые сложные международные проблемы. В Азии существуют многие трудные проблемы, но есть и такой крупный потенциал антивоенного, антиядерного движения, могущий сыграть важную роль в борьбе за мир, как Движение неприсоединения, основанное на принципах мирного сосуществования, роль которого в мировом сообществе сильно возросла.
Часто говорят, что идея достижения мира без ядерного оружия должна вначале воплотиться в Европе. Да, именно на ее территории сложилось опасное военно- политическое противостояние двух социальных систем, здесь сосредоточены крупнейшие военные силы НАТО и Организации Варшавского Договора. Но разве это веский аргумент в пользу тех или иных географических приоритетов в борьбе за ядерное разоружение? В наш век несколько стран любого региона или даже отдельные государства могут выступить как инициаторы антивоенной, антиядерной борьбы ради спасения цивилизации и самой жизни на Земле. Азия, которая с древнейших времен вносила неоценимый вклад в общечеловеческий прогресс, призвана теперь, овладевая искусством добрососедства и мирного сосуществования, внести свой вклад в создание мира без войн, кровопролитий, атомного и других чудовищных орудий истребления. Это одно из основополагающих требований нового политического мышления нашего времени.
Член-корреспондент АН СССР В. Г. Трухановский - главный редактор журнала "Вопросы истории", председатель Научно-методического совета по пропаганде внешней политики СССР и международных отношений Всесоюзного общества "Знание".
Редко в международной жизни выступление государственного деятеля получает столь огромный резонанс, как Заявление М. С. Горбачева по советскому телевидению 18 августа 1986 года. И это естественно, ибо Генеральный секретарь ЦК КПСС говорил о главном в жизни всех людей и, следовательно, каждого из нас: о том, как отвести опасность ядерной войны и спасти человечество, сохранить его физическое существование, угроза которому исходит от США и их союзников, собирающихся распространить гонку ядерных вооружений на космическое пространство.
Ключевым звеном в цепи антивоенных мер является сегодня прекращение ядерных испытаний в США и СССР. Поэтому Советский Союз в течение года - с 6 августа 1985 до 6 августа 1986 г. - соблюдал односторонний мораторий на испытания ядерного оружия. В основе этих крайне важных действий, как заявил М. С. Горбачев, лежит наше убеждение, что "прекращение ядерных испытаний не только Советским Союзом, но и Соединенными Штатами было бы реальным прорывом к приостановке гонки ядерных вооружений, ускорителем их ликвидации". Продление одностороннего советского моратория на ядерные взрывы до 1 января 1987 г. дает США возможность еще раз взвесить
2 Там же, с. 29.
стр. 12
все "за" и "против" и обратиться, наконец, к политике здравого смысла, дав согласие на прекращение ядерных испытаний. Мировое общественное мнение, включая американское, получает дополнительный аргумент и время для воздействия на правящие круги США.
М. С. Горбачев еще раз подчеркнул необходимость нового политического мышления по вопросам войны и мира, отвечающего реальностям сегодняшнего дня. Эта проблема была подробно рассмотрена и четко сформулирована на XXVII съезде КПСС.
До этого она прошла сравнительно длительный процесс созревания, т. е. осознания новых реальностей в мировом развитии. Постепенно, по мере накопления данных о последствиях атомных бомбардировок Японии Соединенными Штатами и результатов многочисленных испытаний все более совершенных атомных, а затем водородных бомб становилось бесспорным, что люди получили в свое распоряжение средство, применение которого приведет к уничтожению рода человеческого.
В 80-е годы со всей определенностью стало очевидным, что угроза уничтожения жизни существует для любого жителя любой страны, где бы она ни находилась и независимо от того, в каких районах было бы применено ядерное оружие. Ракетно-ядерная война создаст на земном шаре убивающую жизнь экологическую обстановку. Советские, американские и многие другие ученые назвали ее "ядерной зимой". Ее не переживет никто. С этим выводом ученых не согласны лишь адвокаты ядерной войны, выполняющие социальный заказ военно-промышленного комплекса, а также политиков и государственных деятелей, охваченных параноидальной злобой к социализму и готовых сделать предметом азартной игры жизнь своих народов и всего человечества.
Проанализировав сложившуюся в мире обстановку, характер и масштабы ядерной угрозы, XXVII съезд КПСС сформулировал имеющий важное практическое и политическое значение вывод: "На будущее магистральным направлением деятельности партии на международной арене должна оставаться борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира. Съезд подчеркивает, что альтернативы этой политике нет"3 . Если человечество хочет избежать тотальной гибели, оно должно отвести ядерную опасность и прекратить гонку вооружений. На это и направлены мирные инициативы Советского Союза.
Вторжение научно-технической революции в область вооружений, военной техники изменило характер вопроса о войне как орудии политики. Современное оружие таково, что сколько бы его ни было накоплено и какой бы ни был способ его применения, ядерная война, во-первых, не может быть выиграна ни нападающим, ни обороняющимся и, во- вторых, она несет гибель всему человечеству. Итак, сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что развязывание такой войны - это акт самоубийства для ее инициатора и акт убийства им всех людей на Земле. Учитывая это, XXVII съезд КПСС сделал имеющий важное теоретическое и практическое значение вывод: "Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды защитить себя лишь военно-техническими средствами, созданием даже самой мощной обороны, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений выиграть нельзя. Продолжение ее на Земле, а тем более распространение ее на космос ускорит и без того критически высокий темп накопления и совершенствования ядерного и других видов оружия, в результате чего даже паритет перестанет быть фактором военно-политического сдерживания. А стало быть, обеспечение безо-
3 Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М. 1986, с. 110.
стр. 13
пасности все больше предстает как задача политическая, решить которую можно лишь политическими средствами"4 .
Принципиальное отношение коммунистов к войне всегда соответствовало оценке, которую дал ей В. И. Ленин. Он говорил, что "социалисты всегда осуждали войны между народами, как варварское и зверское дело"5 . В то время, когда жил Ленин, развитие науки и техники еще не превратило войну, как в наши дни, в безусловно самоубийственное дело. Однако Ленин с присущей ему прозорливостью, наблюдая за развитием военной техники, предсказал, что такой момент когда-то наступит. Н. К. Крупская рассказывает: в начале 1918 г. "Владимир Ильич говорил, что современная техника сейчас все более и более помогает разрушительному характеру войны. Но будет такое время, когда война станет настолько разрушительной, что она вообще станет невозможной. Потом к этому вопросу Владимир Ильич вернулся в 1920 - 1921 гг. Он рассказал мне про один разговор с инженером, который говорил, что сейчас на очереди стоит такое изобретение, что можно будет на расстоянии уничтожить большую армию. Это сделает всякую войну невозможной. Ильич с большим увлечением говорил об этом. Видно было, как страстно он хотел, чтобы война стала невозможной"6 .
Ленин, конечно, понимал, что этого исхода добьются народные массы, и считал, что коммунисты должны разъяснять массам политические, классовые причины, порождающие войны, и организовывать их на борьбу с милитаризмом.
В конце XX в. наступило время, о котором думал Ленин. Ранее на протяжении многих столетий война являлась средством, при помощи которого одно государство пыталось подчинить себе другое, закабалить народы, превратить их в своих колониальных рабов. Позднее при помощи войны государства добивались передела уже поделенного мира, стремились установить свое влияние и господство над отдельными континентами. Сегодня даже наиболее агрессивные империалистические силы не могут не понимать, что характер современных вооружений исключает возможность использования войны для достижения подобных целей. Эта истина стала настолько очевидной, что даже реакционные и агрессивные государственные деятели США, пусть нехотя, вынужденно, с целью ввести в заблуждение народы, но все же признают ее в своих выступлениях и даже в подписанных ими официальных соглашениях. Объективно это является признанием невозможности использования военных средств для решения политических проблем. Ядерный век требует нового взгляда на связь между войной и политикой.
Изменения в мире диктуют необходимость приведения политики государств в соответствие с этими изменениями, а для этого нужно их осознать, по-научному осмыслить и сделать выводы, которые должны составить теоретическую основу политики, согласующейся с новыми условиями. Иначе говоря, ядерный век требует нового мышления. Введение его в международную политику означает отказ от прежних взглядов на связь между войной и политикой. В доядерную эпоху, как известно, вслед за К. Клаузевицем считали, что война есть продолжение политики иными средствами. Эта концепция в свое время верно отражала положение вещей, и ее разделяли марксисты7 .
Однако в ядерный век роль войны в жизни общества принципиально изменилась. Вторжение научно-технической революции в область вооружений привело к тому, что ядерную войну никто не может выиграть. А раз так, то она уже не может служить прежним целям.
4 Там же.
5 Ленин В. И. ПСС. Т. 26, с. 311.
6 Крупская Н. К. О Ленине. М. 1960, с. 40 - 41.
7 См. Ленин В. И. ПСС. Т. 26, с. 316.
стр. 14
Следовательно, взгляды Клаузевица в наше время устарели и уже не соответствуют объективным реальностям сегодняшнего дня. В Политическом докладе ЦК КПСС съезду говорится: "Современный мир стал слишком маленьким и хрупким для войн и силовой политики. Спасти и сохранить его нельзя, если не порвать - решительно и бесповоротно - с образом мыслей и действий, которые веками строились на приемлемости, допустимости войн и вооруженных конфликтов"8 .
Новое мышление все большие пробивает себе путь в сознании как широких народных масс, так и политических и государственных деятелей буржуазного мира. Даже представители правительства США вынуждены признавать, что ядерная война никем не может быть выиграна, хотя похоже, что на самом деле они думают иначе. Их заявления, как и высказывания руководителей Англии и иных стран НАТО, находятся в прямом противоречии с их практической военной и внешней политикой. Во-первых, они ведут материальную (усиление ганки вооружений), политическую и морально-психологическую подготовку к войне, во-вторых, пытаются игнорировать объективные реальности современного мира.
Империализм остается по своей классовой, социальной природе источником агрессии, системой, органически порождающей войны. Отсюда и лихорадочные усилия его политиков и теоретиков в США, Англии и некоторых других странах обосновать и разрекламировать различные концепции "ограниченных ядерных войн". Имеется в виду регулировать и ограничивать в будущем военные действия с использованием ядерного оружия так, чтобы уменьшить ущерб для США и их союзников и в то же время добиться выгодных для себя результатов. В этом духе идет работа не только в теоретико- пропагандистском плане, но и в области модернизации и создания все новых компонентов американского, английского, западногерманского наступательного оружия. Однако никому не дано перехитрить историю, обойти законы ее развития, которые действуют независимо от воли тех или иных лиц, какие бы высокие посты они ни занимали. На XXVII съезде КПСС была убедительно раскрыта устарелости и несостоятельность подобных концепций и доказано, что ядерный век диктует новое политическое мышление.
Заявление М. С. Горбачева от 18 августа 1986 г. содержит принципиальное утверждение, что "сегодня нельзя обеспечить собственную безопасность без учета безопасности других государств и народов", подчеркивает, что безопасность не будет подлинной, "если она неодинаково равная и всеобъемлющая". Заявление советского руководителя было воспринято во всем мире как еще одно свидетельство миролюбия СССР, его готовности неустанно бороться за избавление мира от ядерного оружия.
В. Я. Сиполс - заведующий сектором истории внешней политики Советского государства Института истории СССР АН СССР.
Как и все советские люди, историки горячо одобряют Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева от 18 августа с. г. Объявляя по советскому телевидению о новом продлении одностороннего советского моратория на ядерные взрывы, он еще раз подчеркнул принципиальное различие внешней политики СССР и США.
Внешнеполитические цели Советского Союза и империалистических держав принципиально различны. Основополагающая установка советской внешней политики, разработанная Лениным, - это прежде всего борьба за мир, за разоружение. Начиная с первого крупного международного форума, в работе которого участвовало Советское государ-
8 Материалы XXVII съезда КПСС, с. 65.
стр. 15
ство, - Генуэзской конференции 1922 г., Советское правительство неустанно обращается к правительствам других государств с предложениями как о всеобщем, так и частичном разоружении, о запрещении отдельных видов вооружений, сокращении и ограничении вооруженных сил, военных бюджетов и т. д. За более чем 40 лет существования Организации Объединенных Наций не было ни одной ее сессии, на которой бы СССР не выступал с конкретными предложениями по разоружению. Эти предложения вытекают из самой сути социализма как социального строя, отражающего интересы народных масс. Народам нужен мир, а не гонка вооружений и война.
Совершенно иные цели преследуют империалистические державы, их правительства и военно-промышленные комплексы. Монополии и послушные им правительства стремятся к подчинению, эксплуатации других стран и народов, а США добиваются мирового господства. Они думают не о разоружении, а о том, чтобы обогнать другие страны в гонке вооружений, добиться военного превосходства и диктовать им свою волю. А если эти страны будут сопротивляться, они готовы навязать им свое господство путем войны. Поэтому империалистические державы, как правило, с порога отвергают все предложения СССР о разоружении. Для обмана народов своих стран, а также мировой общественности они время от времени заявляют о своей приверженности делу разоружения. Но даже эти заверения сопровождаются такими оговорками, которые сводят на нет их реальное значение. Империалистическая пропагандистская машина распространяет клевету о Советском Союзе и его внешней политике, пытаясь представить курс на наращивание вооружений как необходимую оборонительную меру в ответ на "советскую угрозу".
Когда Советское правительство подняло на Генуэзской конференции вопрос о разоружении, Франция, располагавшая тогда наиболее мощными в Европе вооруженными силами, категорически заявила: "Нет, нет и нет!". Десять лет спустя, в 1932 г., на конференции по разоружению Советский Союз в Женеве внес предложение о всеобщем, а если это неприемлемо, то частичном разоружении, однако дело кончилось тем, что германская делегация покинула конференцию. Фашистский рейх и его союзники - Япония и Италия развернули лихорадочную гонку вооружений. Итогом этих действий стала вторая мировая война.
Уже в ходе ее США поставили перед собой задачу добиться установления своей гегемонии в послевоенном мире. С этой целью они не только создали атомное оружие, но и применили его, сбросив ядерные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки. Советские предложения о запрещении атомного оружия, внесенные на первой же сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г., были отвергнуты США. Однако вскоре они лишились монополии на атомное оружие. Но вот уже более 40 лет, уповая на свою экономическую мощь, они наращивают гонку вооружений, надеясь добиться такого военного превосходства, над СССР, чтобы путем нанесения "первого, уничтожающего" ядерного удара по нему установить над нашей планетой свое безраздельное господство.
Как безудержное наращивание вооружений в гитлеровской Германии привело ко второй мировой войне, так курс нынешней администрации США грозит привести к третьей мировой войне. Но если в пожаре второй мировой войны погибло 50 млн. человек, то мировая война в ядерный век может привести к гибели всего человечества. В США решение главного вопроса современности оказалось сегодня в руках крайне реакционных сил. Кроме общего постулата власть имущих - мирового господства, у них есть и свой бог - деньги. И чем страшнее оружие, которое куется, тем быстрее наполняются сейфы американско-
стр. 16
го большого бизнеса. Его заправилы, по-видимому, и не задумываются всерьез над тем, что они куют дамоклов меч, который повиснет и над их собственными головами.
Советский Союз развернул за последнее время новое мощное "мирное наступление". Он предложил ликвидировать к 2000 г. все ядерное оружие; внес предложения о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений в Европе от Атлантики до Урала; выдвинул план "звездного мира"; односторонне ввел мораторий на ядерные испытания, предложив США присоединиться к нему, и т. д. Но, как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, в ответ на это СССР получает от них "отказ прекратить ядерные испытания; отказ от существующей договоренности по стратегическим вооружениям; отказ оставить космос свободным от оружия". Руководители США делают ставку "на голую силу, на ядерный кулак, на террористический разбой, густо замешанные на идеологической нетерпимости и ненависти"9 .
Каков же выход из создавшегося положения? Опыт последних четырех десятилетий свидетельствует о том, что новую мировую войну можно предотвратить. Есть силы и факторы, которые в состоянии не допустить, чтобы послевоенные годы оказались всего лишь перемирием перед новой мировой войной. Главный фактор, обеспечивший сохранение, мира в послевоенные годы, - это возросшее могущество СССР, возникновение и развитие мировой социалистической системы. Силы социализма оказались в состоянии сковать действия тех кругов США, которые держали курс на развязывание новой мировой войны. Огромное значение имело и постоянно расширявшееся во всем мире антивоенное движение.
Особенно бурный рост антивоенного движения фактически во всех странах мира, активизация борьбы за мир наблюдаются в последние годы. Но одного этого для предотвращения мировой войны, учитывая милитаристский курс США, все же недостаточно. Нужны факторы более мощные. Ими по-прежнему являются обороноспособность СССР и других социалистических стран. Широко развернувшийся процесс ускорения темпов развития советской экономики призван поддерживать ее на должном уровне. Пока и поскольку американский империализм продолжает придерживаться курса на наращивание вооружений, стремится к обеспечению себе в мире командных позиций, люди доброй воли во всем мире должны быть начеку, быть готовы к отпору его возможным авантюристическим шагам.
Если правящие круги США со временем все же придут к новому мышлению, отражающему реальности сегодняшнего мира, то СССР всегда будет готов к достижению взаимоприемлемых решений, призванных укрепить мир и международную безопасность.
А. О. Чубарьян - вице-президент Международной ассоциации новейшей истории Европы.
Заявление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по советскому телевидению 18 августа 1986 г. представляет собой документ большого политического и теоретического смысла. Оно логически продолжает линию, выводы и предложения, которые были сформулированы в Заявлении от 15 января с. г. и в документах XXVII съезда КПСС.
Одна из важных особенностей Заявления от 18 августа состоит в том, что в нем органически соединены глубокий теоретический анализ сложившейся в мире ситуации и конкретный план действий для решения тех сложных международных проблем, которые встали сегодня пе-
9 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 16 июня 1986 года. М. 1986, с. 46.
стр. 17
ред человечеством. В Заявлении открыто и ясно сказано о той опасности, которая существует в мире, обозначены сложности, трудности и препятствия, которые мешают достижению прочного мира и безопасности народов. Вместе с тем этот документ исполнен оптимизма, основанного прежде всего на учете тех сил, которые сознают опасность и готовы к конструктивным переговорам. Этот оптимизм базируется на понимании могущества нашей страны и всего социалистического содружества, тех сил, которые составляют потенциал мира и доброй воли.
Заявление свидетельствует еще раз о том, как в наше тревожное, переломное время проявляется свойственная ленинской партии высокая степень ответственности за судьбы нашей страны и человечества в целом.
В наше время в огромной степени возросло значение политических решений. Многовековая история человечества наполнена тысячами войн и конфликтов. И сегодня такие конфликты порождаются империализмом и милитаризмом, являются следствием попыток агрессивных кругов добиваться осуществления своих целей военными средствами. Однако ядерная война, если бы она разразилась, принесла бы гибель человечеству, и в том числе тем, кто ее развязал. Историкам важно показать, как происходило изменение характера войны, как совершенствование оружия и появление современные методов ядерного уничтожения привели к качественно иной оценке войн вообще, к осознанию того, что войны создают угрозу нашей цивилизации.
Следующий важный вопрос - соотношение политического мышления и реальностей современного мира. В истории бывало немало случаев, когда это мышление отставало от потребностей времени. И тогда история поправляла, корректировала ошибки, приводя политическое сознание в соответствие с нуждами исторического развития. Но в нынешнюю эпоху, во-первых, неизмеримо возросла цена подобного отставания и связанных с этим ошибок в политике. Речь идет, в сущности, о том, что политические просчеты могут привести к гибели человечества. Во-вторых, изменилось действие фактора времени в международных отношениях и дипломатии. Современный уровень вооружения, при котором автоматически последует ответ на ядерное нападение, доставка ядерного оружия на территорию возможного противника с помощью ракет практически не оставляют времени для принятия политического решения и даже для исправления возможных случайных ошибок, ведущих к возникновению военного конфликта. Анализ того, как происходило изменение фактора времени, составляет актуальную задачу историков.
В историко-международной науке, особенно применительно к послевоенному периоду, все чаще звучит тема "упущенных возможностей". Ряд американских историков и политологов используют эту формулу при оценке политики "холодной войны", особенно применительно к 40 - 50-м годам. Представляется, что в общем плане идея об "упущенных возможностях" в политике приобретает и более широкий смысл и более длительный исторический контекст. Есть немало примеров действительно упущенных возможностей в XX столетии. Упущенный шанс создать систему коллективного отпора агрессору в 30-е годы вследствие политики западных держав породил у нацистских руководителей Германии ощущение безнаказанности и подталкивал их к дальнейшей агрессии. Упущенный шанс запретить ядерное оружие при его возникновении ввиду отказа США согласиться с советским предложением о его запрещении привел к гонке ядерного оружия. Сейчас цена "упущенных возможностей" может оказаться слишком высокой.
Значительна роль историков в выяснении корней и современных особенностей системы международной безопасности. Речь идет в более
стр. 18
широком плане о философии безопасности в ядерный век. Наше время требует отказа от стереотипов прошлого, от попыток понимать безопасность как средство получить односторонние преимущества и обезопасить себя за счет других, как инструмент давления на другие страны и народы, как повод для сколачивания новых агрессивных коалиций и блоков. Философия безопасности требует в нынешнюю эпоху равенства и учета безопасности других. Она сплетает в один узел проблемы безопасности и разоружения. В послевоенные годы в США, да и в других странах Запада активно внедрилась доктрина "равновесия страха" в качестве фактора сдерживания. Сейчас такого рода доктрины становятся не просто неприемлемыми - они создают угрозу человечеству. Как говорится в Заявлении М. С. Горбачева, "страх вообще - не советчик разуму и может толкнуть на непредсказуемые по своим последствиям действия,.. страх - прямой участник гонки вооружений: усиливая недоверие и подозрение, он образует порочный круг нагнетания напряженности".
Современная философия безопасности органически соединяет факторы политические, военные, экономические и гуманитарные. Анализ сущности системы безопасности и составляющих ее компонентов, выявление приоритетов в решении политических и военных проблем, раскрытие роли международного политического и психологического климата в развитии международных отношений - все это должно занять место в исследованиях историков. В этой связи важны анализ самого понятия "климат" применительно к международным отношениям, раскрытие значения благоприятного климата для развития добрососедских отношений, для решения проблем мира и разоружения и в то же время показ того, как нагнетание страха, враждебности и подозрительности влияет на международную обстановку, препятствуя принятию конструктивных политических решений.
Перед историками стоит сейчас задача - активизировать свой вклад в разработку актуальных международных политических проблем, в достижение великой цели - освобождение нашей планеты от ядерного оружия, предотвращение угрозы войны.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |