Контакты между народами Средней Азии и России укрепились после вхождения этого региона в состав Российской империи. С 70-х годов XIX в. начался наплыв в Туркестанский край переселенцев из центральных областей страны. Причем если первоначально (1867 - 1883 гг.) это переселение поддерживалось правительством, поскольку отвечало требованиям колонизации окраин, то в течение последующих 20 лет, когда в Среднюю Азию хлынул поток крестьянской бедноты, Туркестанский край официально был закрыт для переселения1 . Однако вопреки запретам наплыв сюда малоимущих крестьян продолжался. Они селились самовольно, создавали поселки и требовали землеустройства. Только после революции 1905 - 1907 гг. отношение правящих кругов к переселению крестьян изменилось. В соответствии со столыпинским аграрным законодательством, чтобы смягчить остроту противоречий в деревне, предполагалось переселить часть крестьян из внутренних губерний на окраины. Несмотря на то, что в начале XX в. осуществлялось официальное, регламентированное перемещение крестьян в Туркестан, основным как в количественном, так и в качественном смысле оставалось самовольное, стихийное их переселение сюда; именно оно определяло в конечном счете отношения между местным сельским населением и русским крестьянством.
Советские историки уже немало сделали в плане изучения переселенческого движения и политики царизма в данном вопросе2 . При этом подчеркивались прогрессивные последствия переселения русских крестьян в Среднюю Азию3 , в том числе влияние переселенцев на местных жителей в области культуры4 . В меньшей степени изучены последствия переселения в области экономики.
У русских крестьян, переселявшихся в Туркестанский край, с самого начала складывались тесные контакты с сельским коренным населением. Приехавшие должны были прежде всего приспособиться к новым методам ведения сельского хозяйства, особенно к совершенно незнакомому им поливному земледелию. "Им казалось невероятным, что землю, засеянную хлебом... необ-
1 Подробнее об этапах этого процесса см. А. И. Гинзбург. Переселенческий вопрос в Туркестане (конец XIX - начало XX в.). Рукопись канд. дисс. Ташкент. 1966.
2 Из последних работ по этой теме см. К. П. Тен. Русское население Средней Азии во второй половине XIX - начале XX в. "История СССР", 1970, N 4.
3 Этой проблемой в последнее время специально занимался Л. И. Фомченко (Л. И. Фомченко. Прогрессивное значение образования русских поселков в Ходжентском уезде. Душанбе. 1968).
4 См. Ш. Рашидов. Знамя дружбы. М. 1967.
стр. 201
ходимо орошать"5 . Официальная пресса отмечала, что "туземное население Туркестана в сельскохозяйственном отношении стоит гораздо выше нашего русского благодаря и почве, и орошению, и климатическим условиям"6 . Русские крестьяне имели слабое представление о том, что такое ирригационные сооружения. "Они учились у туземцев и поливать и создавать орошение на новых наделах, расширяя с их помощью существующую сеть"7 . Русский ученый Н. А. Северцов отмечал, что в районе Иссык- Куля переселенцы учились у киргизов орошению, а киргизы у них - "поаккуратнее пахать"8 . Однако вскоре русские крестьяне освоились настолько, что сами стали сооружать сложные ирригационные системы. Они выбирали из своей среды мирабов (распределителей воды на полях)9 , которые так усвоили способы полива, что могли работать наравне с местными мирабами10 .
Как известно, местное население в Туркестане издавна выращивало хлопок и для своих нужд и частично для продажи. С конца XIX в. в силу особой заинтересованности русской буржуазии в развитии хлопководства здесь стали проводиться различные мероприятия с целью приобщить переселенцев к выращиванию хлопчатника. В Ташкенте в 80-е годы XIX в. было создано специальное хлопковое хозяйство. На его опытном поле велись посевы различных сортов американского и египетского хлопка. Этот опыт пропагандировался среди местных жителей, им бесплатно выдавались семена и за минимальную плату очищался хлопок11 . С целью пропаганды сортов американского хлопка и применения новых для коренного населения приемов обработки почв читались лекции по хлопководству12 . Русские крестьяне с помощью местного населения успешно освоили новое для них дело. Если в 1909 г. в Голодной степи выращиванием хлопка было занято 9,2%, то в 1910 г. - 38,4%, в 1911 г. -58%, в 1912 г. -80% переселенческих хозяйств13 .
В свою очередь, русские крестьяне знакомили местное население со многими неизвестными им приемами выращивания сельскохозяйственных культур. Дехкане обрабатывали землю омачем, а переселенцы - лемешными плугами. Вскоре некоторые местные крестьяне уже завели плуги, пользовались косами- литовками для уборки сена, стали культивировать картофель и помидоры, занявшие прочное место в рационе питания, начали сеять полтавскую и кубанскую пшеницу, овес, гречиху, сажать свеклу, клубнику, малину14 . Раньше коренное население не занималось заготовкой на зиму кормов для скота, теперь оно стало запасать сено. В практику местных хозяйств проникает каменный каток для молотьбы хлеба взамен молотьбы с помощью волов. Зерно стали очищать на русских веялках15 .
Благодаря появлению в крае в конце XIX в. складов сельскохозяйственных орудий местным крестьянам стал известен и в какой-то мере доступен усовершенствованный сельскохозяйственный инвентарь sup>16. Например, только в Самаркандской области количество инвентаря, выписанного местным населением, увеличилось в 1902 г. по сравнению с 1900 г.: по плугам - с 8 по 41; по веялкам - с 11 до 20; по молотилкам - с 4 до 8; по боронам - с 4 до 7; по косам - с 352 до 463; по сенокосилкам - с 7 до 1017 .
Естественно, что эти орудия труда были доступны главным образом состоятельным лицам, остальная часть местного населения пользовалась по- прежнему омачем для обработки почвы, кетменем для бороньбы, серпом (урак) для жатвы, веялками примитивного устройства на мельницах и толчеях. Но все же постепенно в хозяйствах корен-
5 Л. А. Перепелицина. Влияние русской культуры на культуру народов Средней Азии. Ташкент. 1960, стр. 12.
6 "Туркестанские ведомости", 1907, N 76.
7 А. А. Кауфман. К вопросу о русской колонизации Туркестанского края. СПБ. 1903, стр. 25 - 26.
8 Б. В. Лунин. У истоков великой дружбы. Ташкент. 1972, стр. 45.
9 ЦГА УзССР, ф. И-16, оп. 1, д. 344, лл. 9 - 11; ф. И-1, оп. 7, д. 249, лл. 2 - 3.
10 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, оп. 261, д. 95/289, 1895 г., л. 87 об.
11 Н. А. Халфин. О движущих мотивах политики России в Средней Азии (60- 70-е годы XIX в.). "История СССР", 1972, N 4, стр. 131.
12 "Туркестанские ведомости", 1909, NN 9, 76.
13 ЦГА УзССР, ф. И-16, оп. 1, д. 344, лл. 9 - 11.
14 П. А. Шмачков. О дружбе русских переселенцев и дехкан Туркестана (1867- 1917). "Труды" Самаркандского университета имени А. Навои. 1960. Новая серия, вып. 101, ч. II.
15 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, оп. 261, д. 95/289, 1895 г., лл. 86 - 87.
16 ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 31708, л. 15.
17 К. А. Гафуров а. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917 - 1924). М. 1972, стр. 18; ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 475, лл. 71 - 72.
стр. 202
ного населения все большее распространение получают одноконный плуг, окучники, пропашники для обработки хлопчатника, косы и вилы. Чтобы наглядно показать выгоды применения сельскохозяйственных орудий, имевшихся на складах, управление земледелия и государственных имуществ решило открыть специальную станцию близ Ташкента в имении Капланбек; на ее оборудование был отпущен кредит в 6700 рублей18 .
Поскольку самовольные переселенцы землю не получали, они вынуждены были арендовать ее у местного населения. "Обыкновенно киргизы сдают русским крестьянам целину, а после первого года урожая киргизы мягкую землю оставляют за собой"19 . Чиновники неоднократно докладывали о неблагополучном положении в связи со все возраставшим стихийным притоком в край безземельных крестьян. Их пугали отношения, складывающиеся между этими крестьянами и местными жителями. Так, начальник управления земледелия и государственных имуществ в Туркестане сообщал в 1898 г., что беднейшие переселенцы "на новых местах являются не теми желательными агентами, которые могли бы способствовать проникновению русской культуры в туземную среду, но, к сожалению, теми, которые сами нуждаются в помощи тех же туземцев". Далее он отмечал, что "окружающее население зачастую было причиной того, что переселенцы спасли свой скот от голодовки и подняли в данный год больше земли, чем позволяли им силы и средства. Несомненно, отрадно видеть такое дружелюбное отношение туземцев к нашим переселенцам, но было бы отраднее, если бы благополучие переселенцев зиждилось не на случайных пожертвованиях, а на более прочных фундаментах"20 .
Царизм стремился посеять антагонизм между русскими крестьянами и местным населением. Разжиганию розни способствовало претворение в жизнь закона 1910 г. об изъятии излишков земли у коренного населения. На изъятых землях устраивали приехавших крестьян. Осуществление закона 1910 г. резко ухудшило положение кочевников-скотоводов, издавна привыкших к экстенсивному ведению хозяйства. Они должны были переходить к оседлому земледелию и обращаться к администрации с просьбой о нарезке им земли21 . Такое прошение на имя туркестанского генерал-губернатора подали в 1911 г., например, доверенные от 96 юртовладельцев Уч-Курганской волости Аулеатинского уезда22 . В то же время местные жители и добровольно переходили к оседлому земледелию по примеру переселенцев. "Сильно страдая от бескормицы и падежа скота и видя наглядный пример русских крестьян, киргизы стремятся перейти к земледелию. Почти все такие киргизы занимаются им, хотя и в небольших размерах, в самых глухих углах уже встречаются посевы"23 .
В 1914 г. газета "Туркестанские ведомости" писала: "Под влиянием наглядного примера своих соседей - поселенцев, киргизы (казахи. - А. Г.), видя все преимущества оседлой жизни, мало-помалу начинают тоже склоняться к той мысли, что оседлый образ жизни не в пример лучше. Играет здесь немалую роль и заметное среди киргизов за последнее время тяготение к оседлости"24 .
Скотоводство в крае приходило в упадок; местные крестьяне начинали заниматься не только хлебопашеством, но и садоводством, пчеловодством, а также и хлопководством. В официальных документах после 1910 г. все чаще отмечалось: "Чистых скотоводов-кочевников уже, можно сказать, осталось мало... Киргиз уже осел на землю прочно,
18 "Туркестанские ведомости", 1911, N 248.
19 ЦГА УзССР, ф. И-16, оп. 1, д. ПО, л. 253. В документах царских чиновников киргизами обычно называлось все население Туркестанского края. В данном случае речь идет о казахах.
20 Там же, ф. И-17, оп. 1, д. 32702, лл. 86 - 87.
21 Вопрос об оседании кочевников в литературе освещен довольно подробно. Из работ последних лет см.: С. И. Ильясов. Переход к оседлости и его значение в преобразовании культуры и быта киргизов. М. 1964; Дж. С. Бактыкулов. Очерк истории оседания кочевых и полукочевых хозяйств Киргизии (с середины XIX в. до 1940 г.). Автореф. канд. дисс. Фрунзе. 1965; Г. Ф. Дахшлейгер. Социально-экономические преобразования в ауле и деревне Казахстана. Алма-Ата. 1965; А. Турсунбаев. Переход к оседлости кочевников и полукочевников Средней Азии и Казахстана. "Очерки по истории хозяйства народов Средней Азии и Казахстана". Л. 1973; С. М. Абрамзон. Влияние перехода к оседлому образу жизни на преобразование социального строя, семейно-бытового уклада и культуры прежних кочевников и полукочевников (на примере казахов и киргизов). Там же, и др.
22 ЦГА УзССР, ф. И-7 ,оп. 1, д. 5142, л. 11.
23 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, оп. 261, д. 95/289, 1895 г., лл. 86 - 87.
24 "Туркестанские ведомости", 1914, N78.
стр. 203
с каждым годом он все больше и больше учится ценить ее, но весь домашний обиход, весь уклад примитивного экстенсивного хозяйства еще слишком связан с его стадами, кормящими его своим мясом"25 .
Местные крестьяне селились среди русских, а русские - среди местного населения, причем, находясь в постоянном общении, они влияли на все стороны жизни и быта друг друга. В этом отношении показателен документ, датированный августом 1910 г. и подписанный военным губернатором Семи- реченской области, в котором говорится, что "в последнее время, наряду с заметным тяготением кочевников области к переходу в оседлое состояние и причислению в русские сельские общества, поступают ходатайства крестьян и мещан русского происхождения о причислении их к тому или другому обществу, получающему оседлое земельное устройство... В последнем случае невольно возникает опасение, что незначительное число русских не сможет выполнить свою высокую миссию, но и потеряет стойкость в сохранении своих традиций. Поэтому, если допускать возможность приселения русских людей к оседлым киргизским (казахским. - А. Г.) поселениям, то численный состав приселяемых русских должен быть никак не меньше 50% общего числа оседлых киргизов"26 .
Школьный инспектор В. В. Катаринский свидетельствовал, что коренные жители стараются перенимать у русских способ ведения хозяйства, "а также знакомятся с русским языком. Дети и молодые русские тоже невольно усваивают здесь киргизский (казахский. - А. Г.) язык при частых встречах с киргизами. Воздействие поселенцев на киргизов заметно во всем: говорят киргизы теперь по-русски гораздо больше и лучше, начинают сеять пшеницу, чего прежде не было, пользуются русскими земледельческими орудиями для обработки своей земли, носят даже обувь русскую"27 .
Взаимное влияние русских переселенцев и местных жителей сказывалось и в "распространении в садоводстве туземцев и крестьян русских деревень европейских плодовых деревьев"28 , и в том, что русские крестьяне научились строить дома из сырцового кирпича, и в том, что все агрономические мероприятия, проводимые переселенческим управлением, в той или иной мере оказывали воздействие на хозяйства местного населения. Для демонстрации приемов и методов ведения хозяйств в условиях Туркестана были созданы опытно-показательные хозяйства. В них наглядно пропагандировались минеральные удобрения (суперфосфат), которые позднее стали применяться не только в хозяйствах русских переселенцев, но в отдельных случаях и в хозяйствах местных крестьян. В журнале "Туркестанское сельское хозяйство" за 1906 г. была напечатана статья агронома П. Н. Александрова "Как следует применять минеральные удобрения в Туркестане", которую ходжентский уездный начальник Г. С. Лыкошин перевел на узбекский язык29 .
В начале XX в. в Туркестане были организованы первые специализированные школы для коренного населения, в которых учащиеся получали агротехнические знания: Куропаткинская школа садоводства, огородничества и шелководства близ Ашхабада, Самаркандская школа садоводства, виноградарства и виноделия и др.30 .
В процессе общения между крестьянами и коренным населением Туркестанского края возникали взаимопонимание и дружба. Политика, проводимая царским правительством, тормозила укрепление этих отношений. Переселенцам предписывалось вести себя как колонизаторам, не считаясь с интересами коренного населения. Трезвые голоса отдельных представителей администрации края, которые раздавались в защиту интересов коренных жителей, заглушались требованиями помнить, что "русским людям, живущим среди туземцев, приходится, кроме своей личной работы, выполнять также высокую колонизаторскую миссию европейского народа среди совершенно незнакомых с европейской жизнью туземцев"31 . Однако политика разжигания антагонизма между русским и коренным населением не привела к желаемым результатам. Даже епископ Неофит вынужден был признать, что если в свое время имели место неурядицы первых переселенцев с местными жителями, то "труд помирил их с туземцами"32 .
25 ЦГА УзССР, ф. И-269, оп. 1, д. 546, л. 8.
26 Там же, ф. И-1, оп. 13, д. 887, л. 1.
27 Б. Сулейманов. Аграрный вопрос в Казахстане последней трети XIX - начала XX в. (1867 - 1907). Алма-Ата. 1963, стр. 205 - 206.
28 ЦГА УзССР, ф. И-1, оп. 12, д. 822а, л. 51.
29 "Туркестанские ведомости", 1906, N 38.
30 Б. В. Лунин. Указ. соч., стр. 46 - 47.
31 ЦГА УзССР, ф. И-18, оп. 1, д. 6852, л. 8.
32 Там же, ф. И-796, оп. 442, д. 1366, лл. 77 - 78.
стр. 204
Как в русской переселенческой деревне, так и в кишлаках в начале XX в. шел процесс классового расслоения. В некоторых поселках, например, в Сретенском, дифференциация ускоряла обезземеливание беднейшего крестьянства33 . Именно в таких поселках пропаганда, которую вели высланные в край политически неблагонадежные лица, попадала на благоприятную почву. Поэтому генерал-губернатор неоднократно ставил перед царским правительством вопрос о запрещении высылать в край подобных лиц, особенно социал-демократов34 . Многие переселенцы, особенно самовольные, не сумевшие устроиться, уезжали в города. Они и стали одним из существенных источников формирования пролетариата Туркестана35 . Общность положения и классовых интересов создавали между рабочими - выходцами из местного населения и русскими атмосферу доверия и дружбы. "Сознательная часть русских рабочих шла по пути укрепления братских связей с нарождавшимся местным рабочим классом и оказывала ему посильную помощь в отношении производственно-технического и иного роста"36 . Недовольство переселенцев существующим положением находило отклик у коренного населения, и эти факты "подготавливали почву для восприятия в будущем... политической пропаганды"37 .
Так, вопреки русификаторской политике царизма объективный ход событий создавал почву для развития дружественных отношений коренного населения Туркестана с русскими переселенцами.
33 ЦГВИА, ф. 400, Азиатская часть, д. 126, 1912 г., л. 7.
34 ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 31204, л. 4.
35 Подробнее см.: А. И. Гинзбург. К вопросу о пополнении рядов пролетариата в Туркестане за счет крестьян-переселенцев. "Общественные науки в Узбекистане", 1966, N 4.
36 А. С. Гуртавенко. Из истории развития промышленного капитализма и возникновения пролетариата из коренного населения в Узбекистане в конце XIX - начале XX в. Рукопись канд. дисс. Ташкент. 1954, стр. 153.
37 ЦГА УзССР, ф. И-17, оп. 1, д. 31204, л. 4.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |