Одной из важнейших предпосылок дальнейшего развития социальной политики Коммунистической партии и Советского государства является глубокое изучение процессов, происходящих в классах и социальных группах советского общества1 . Выявление количественных и качественных сдвигов в уровне трудовой и политической активности, интересах, настроениях населения страны позволяет учитывать особенности каждой социальной группы, наиболее полно мобилизовывать ее возможности в борьбе за построение коммунизма. Этой цели отвечают работы историков, экономистов, социологов, характеризующие изменения социального облика рабочего класса в целом, его отдельных отрядов или групп2 .
В условиях научно-технической революции на современном этапе внедрение новой техники и технологии приводит к возрастанию творческого начала в деятельности работников физического труда, расширению возможностей для проявления их личной инициативы, к более полному использованию их талантов и способностей. В то же время новые условия создают потребность и в работниках нового типа, рабочих "широкого профиля", как принято называть их сегодня, с постоянно растущим уровнем образования, профессиональной подготовки и квалификации, способных творчески и рационально мыслить, чувствующих ответственность как за собственный участок работы, так и за результаты деятельности всего предприятия. Следовательно, повышение эффективности и качества производства все теснее увязывается, смыкается с решением социальных задач, с формированием всесторонне развитого человека, с дальнейшим совершенствованием социалистического образа жизни. Эффективность и качество производства все более зависят от того, насколько многосторонне включается человек в производственный процесс, в какой степени в его деятельности присутствуют личностные моменты: удовлетворенность трудом, заинтересованность в росте производительности труда, благоприятный психологический климат в коллективе и т. п.
"Выдвигая широкую социальную программу, - отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV ее съезду, - партия исходит из того, что ее выполнение будет способствовать повышению трудовой активности
1 См. "Материалы XXV съезда КПСС". М. 1976, с. 72 - 73; "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981 -1985 годы и на период до 1990 года. Проект ЦК КПСС к XXVI съезду партии". "Правда", 2.XII.1980, с. 2.
2 В. П. Дмитренко, В. С. Лельчук, И. П. Остапенко, Л. С. Рогачевская. Цвет и гордость рабочего класса. М. 1962; Л. Б. Коган, В. И. Поляничко. Молодой рабочий и культура. М. 1975; "Социальное развитие рабочего класса СССР". М. 1977; А. В. Мялкин. Социальный портрет советского рабочего. М. 1977; А. М. Гелюта, В. И. Староверов. Социальный облик рабочего- интеллигента. М. 1977; В. Е. Полетаев, И. Л. Корнаковский. Социальный облик советской рабочей молодежи. М. 1979; "Социальный облик рабочей молодежи. По материалам социологических обследований 1936 и 1972 гг.". М. 1980, и др.
стр. 26
рабочих, колхозников и интеллигенции, послужит новым стимулом лучшей работы каждого"3 . Рост трудовой активности тесно связан с дальнейшим развитием движения за коммунистическое отношение к труду, перед участниками которого ставится комплекс задач, охватывающих вопросы производства, повышения культурно-технического и идейно-политического уровня. Борьба за возрастание трудовой и общественно-политической активности советских людей, за дальнейшее развитие у них социалистических качеств постоянно находится в центре внимания Коммунистической партии и Советского государства. В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года" подчеркивается необходимость воспитания трудящихся "в духе высокой сознательности и ответственности за порученное дело, глубокого понимания важности вклада каждого в решение задачи повышения эффективности производства и достижения высоких конечных народнохозяйственных результатов"4 .
Одним из важнейших аспектов научного управления социально- экономическими процессами общества является проблема формирования социального облика передового рабочего, исследование которого становится важным средством познания динамики социального развития общества.
"Передовой рабочий сегодня, - говорил на XV съезде профессиональных союзов СССР Л. И. Брежнев, - это человек, обладающий глубокими знаниями, широким культурным кругозором, сознательным и творческим отношением к труду, он чувствует себя хозяином производства, человеком, ответственным за все, что происходит в нашем обществе. Такой рабочий политически активен, он нетерпим к расхлябанности и безответственности, к любым недостаткам в организации производства. Он непримиримый враг всякого мещанства, любых пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Идеалы партии, идеалы коммунизма стали для такого рабочего сутью всего его мировоззрения, они определяют его поступки, его отношения с людьми, всю его жизненную линию" 5 . Перечисленные в этой характеристике черты в совокупности представляют собой основные элементы социального облика рабочего класса - ведущего класса социалистического общества Они лежат в основе его преобразующей деятельности. В качестве главного показателя среди них выступает отношение к труду.
Являясь собирательным, понятие "передовой рабочий" включает в себя различные категории передовиков, довольно большую и разнообразную группу представителей рабочего класса, завоевавших первенство в социалистическом соревновании на различных уровнях и по различным показателям. "Ударник пятилетки" - наиболее обобщающий тип передового производственника, с тем, однако, что в нем аккумулируются и важнейшие черты передового рабочего вообще. В постановлении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 7 января 1974 г. "О Всесоюзном социалистическом соревновании" и в утвержденных и опубликованных ВЦСПС положениях о едином общесоюзном знаке "Ударник девятой пятилетки" и "Ударник десятой пятилетки" главное требование к ударнику как производственнику выражено так: он должен досрочно выполнить задание пятилетки и добиться наиболее высоких трудовых показателей6 . Ударник пятилетки, отмечала "Правда", - это "человек, в совершенстве владеющий техникой, мастерством своего дела, широко применяющий на рабочем месте научную организацию труда, глубоко заинтересованный но только в своем успехе, но и в достижениях товарищей, коллектива"; "идейная
3 "Материалы XXV съезда КПСС", с. 42.
4 "Правда", 2.XII. 1980, с. 6.
5 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 3. М. 1972, с. 483 - 484.
6 "Коммунист", 1974, N 1, с. 14.
стр. 27
убежденность, коммунистическое отношение к труду - вот в чем сила гвардейцев пятилетки"7 . Из сказанного следует, что ударники пятилетки выступают и как передовики производства и как передовые рабочие в широком смысле этого слова. Обе эти черты, сливаясь воедино, характеризуют облик ударников пятилетки.
Авторы данной статьи сочли поэтому возможным обратиться именно к этой категории рабочего класса как к наиболее полно соответствующей понятию "передовой рабочий", ставя своей целью выявить основные тенденции развития рабочего класса СССР в целом в условиях зрелого социализма. Разумеется, в одной статье нет возможности остановиться на всех сторонах социального облика передовых рабочих, поэтому будут выделены и рассмотрены лишь главные черты и по возможности показаны их взаимосвязь и взаимовлияние.
Для решения поставленной задачи было проведено выборочное обследование более чем 2 тыс. ударников девятой пятилетки на 52 выделяющихся высоким уровнем организации социалистического соревнования предприятиях шести отраслей народного хозяйства: машиностроительной, радиоэлектронной, нефтехимической, текстильной, пищевой и железнодорожного транспорта. Обследование осуществлялось в 10 крупных промышленных центрах страны: Москве, Ленинграде, Куйбышеве, Минске, Риге, Ереване, Таллине, Ульяновске, Чебоксарах, Люберцах. Отбор предприятий производился с помощью экспертов, которые учитывали их роль в отраслевой структуре города. Обследование проводилось на Ленинградском машиностроительном заводе им. Карла Маркса, Куйбышевском нефтеперерабатывающем заводе, московском комбинате Трехгоркой мануфактуры им. Ф. Э. Дзержинского, таллинской кондитерской фабрике "Калев", в железнодорожном депо г. Еревана и других предприятиях. Выборка рассчитывалась на основе данных о количестве ударников пятилетки на предприятиях, вошедших в обследование. Формирование выборочной совокупности осуществлялось посредством метода пропорционального представительства этих предприятий, а единицы наблюдения определялись путем 25% механической выборки. Проверка полученных результатов по некоторым показателям, содержащимся в различных отчетных документах, удостоверила их достаточную репрезентативность по отношению к генеральной совокупности и, следовательно, возможность распространения выводов, основанных на результатах выборочного обследования, на всю генеральную совокупность.
Поскольку социологическое обследование ударников пятилетки проводилось впервые, в силу чего получение динамических характеристик этой категории трудящихся исключено, авторы сочли возможным использовать для сравнения результаты обследований ударников коммунистического труда, проводившихся в первой половине 60-х годов в разных городах страны8 . Правомерность такого подхода базируется на том, что, согласно нашим материалам, все ударники пятилетки являются ударниками коммунистического труда. Кроме того, на первом этапе развития движения за коммунистическое отношение к труду ударники коммунистического труда и по своим характеристикам, и по возможностям получения этого звания были очень близки ударникам пятилетки. Следовательно, через социальный облик ударников пятилетки можно
7 "Правда", 3.II, 4.XI. 1975.
8 Е. Ф. Пашкевич. Первые бригады коммунистического труда в Ленинграде. "История СССР", 1860, N 3; В. П. Дмитренко, В. С. Лельчук, И. П. Остапенко, Л. С. Рогачевская. Указ. соч.; В. Н. Турченко, А. Г. Пусеп. Новосибирцы в борьбе за победу коммунистического труда. "Великое движение современности". М. 1964; А. Н. Фадеев. Движение за коммунистический труд на Урале. М. 1964; Е. Э. Бейлина. Рабочий класс и новые формы соревнования. М. 1970; Ю. Г. Чуланов. Изменения в составе и в уровне творческой активности рабочего класса СССР. 1969 - 1970 гг. Л. 1974, и др.
стр. 28
проследить также динамику социального развития участников движения за коммунистическое отношение к труду.
Появлению категории передовых рабочих способствовало социалистическое соревнование. В условиях развитого социализма оно достигло новых высот. Это позволило партии поставить перед партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями предприятий задачу поднимать основную массу трудящихся до уровня передовых рабочих. В решении этой задачи важная роль принадлежит таким формам социалистического соревнования, как движения под девизами: "Ни одного отстающего рядом", "Сегодня-рубеж новатора, завтра - норма для всех", "Пятилетке качества - рабочую гарантию" и др. В них воплощаются лучшие черты., присущие советскому рабочему классу в целом и особенно передовой его части. "Улучшать организацию и повышать действенность социалистического соревнования, нацеливать его на выполнение и перевыполнение планов, обеспечение высокого качества работы, рост производительности, осуществление режима экономии. Развивать состязательность, товарищеское сотрудничество и взаимопомощь в труде" - таковы основные направления развития соревнования, определенные в проекте ЦК КПСС к XXVI съезду партии9 .
При изучении социального облика передового рабочего нельзя не учитывать, что на него накладывает свой отпечаток наличие внутри рабочего класса групп, объективно различающихся по характеру и содержанию труда, уровню квалификации, образования, материальной обеспеченности10 . Для того чтобы представить профессионально-квалификационную структуру ударников пятилетки, отражающую в своих основных компонентах структуру рабочего класса и являющуюся доминантой социальных различий, авторы использовали здесь группировку, предложенную А. Г. Здравомысловым и В. А. Ядовым, наиболее соответствующую задачам социологического анализа функционального разделения труда. По уровню механизации они выделяют среди рабочих шесть основных групп: I. Рабочие неквалифицированного и малоквалифицированного ручного труда, не использующие машин и механизмов, занятые трудом, не требующим профессиональной подготовки; II. Рабочие, занятые трудом на конвейере с принудительным ритмом, а также механизированным трудом, требующим средней профессиональной подготовки; III. Рабочие, которые трудятся на машинах и механизмах и получили специальную профессиональную подготовку, запятые механизированным трудом без принудительного ритма (станочники-операторы типа токарей); IV. Рабочие, управляющие автоматическим оборудованием, выполняющие функции операторов; V. Рабочие, занятые ручным квалифицированным трудом, требующим специально;'! профессиональной подготовки (слесари, регулировщики и т. п.); VI. Рабочие, занятые управлением и наладкой автоматического оборудования11 .
Почти во всех обследованных отраслях представлены все группы рабочих. Исключение составляют нефтехимики и транспортники, среди которых нет ни одного ударника, который был бы занят неквалифицированным ручным трудом. Характерно, что в большинстве обследованных отраслей основной контингент ударников сосредоточен в V и VI группах, то есть в тех профессиях, которые требуют наиболее высокого уровня профессиональной подготовки и специальных знаний от 50,6% в машиностроении до 88,8% среди железнодорожников). В целом во всех отраслях (кроме пищевой промышленности, где среди ударников наиболее высок удельный вес рабочих неквалифицирован::ого ручного труда-15%) свыше 90% ударников - это люди, связанные с
9 "Правда", 2.XII.1980, с. 6.
10 А. А. Амвросов. Социальная структура советского общества. М. 1 - 975. с. "6.
11 Подробнее см. "Человек и его работа". М. 1967, с. 27.
стр. 29
профессиями механизированного труда, занятые обслуживанием, наладкой и ремонтом станков и механизмов. В таком распределении находит свое отражение тенденция, присущая промышленности, развитие которой происходит в условиях научно-технической революции: неуклонное снижение доли занятых неквалифицированным ручным трудом не при машинах и механизмах и опережающий рост численности занятых высококвалифицированным механизированным трудом, а также высококвалифицированным ручным трудом (работа по наладке и ремонту машин и механизмов). Так, доля рабочих I группы только за 1959- 1970 гг. по промышленности в целом снизилась с 8,9% До 6,6%. В то время как общее число рабочих промышленности выросло за это время на 35,7%12 , численность выполняющих работу на автоматах увеличилась в 2,4 раза, занятых при машинах и механизмах - в 1,7 раза, выполняющих работу вручную по наладке и ремонту машин и механизмов- в 1,8 раза13 . Все это свидетельствует о значительном повышении уровня механизации и особенно автоматизации современного промышленного производства, предъявляющего высокие требования к персоналу заводов и фабрик.
Таким образом, преобладание среди обследованных нами рабочих высококвалифицированного труда можно рассматривать как характерную для ударников девятой пятилетки тенденцию, которая отвечает задачам построения коммунистического общества. Вместе с тем, учитывая, что звание "Ударник пятилетки" призвано стимулировать высокопроизводительный труд рабочих всех профессий, в чем непосредственно заинтересовано общество, возможность получения этого звания должна распространяться и на профессии неквалифицированного и малоквалифицированного труда. На практике, однако, представители этих профессий составляют лишь 1,6% от общего числа обследованных рабочих этой категории.
Вывод, к которому мы пришли в отношении ударников пятилетки, подтверждает то, что было уже отмечено исследователями, изучавшими состав участников движения за коммунистическое отношение к труду. Так, в 1970 г. в составе ударников коммунистического труда Ленинграда было 56,7% рабочих квалифицированного ручного труда (слесари, сборщики и т. п.), 32,6% рабочих квалифицированного труда при машинах и механизмах (токари, фрезеровщики, мотористы и т. п.), 7% рабочих высококвалифицированного труда, сочетающих в своей работе физические и умственные функции (наладчики, настройщики и др.) и 3,7% рабочих неквалифицированного и малоквалифицированного труда (грузчики, такелажники и др.)14 . Отсюда следует, что получение звания "Ударник пятилетки" подчиняется тем же закономерностям, что и присвоение звания "Ударник коммунистического труда", то есть в большой степени зависит от характера и содержания труда.
Одним из важнейших признаков социальной зрелости рабочего класса, его соответствия задачам непрерывно совершенствующегося общественного производства является культурно-технический уровень. Изменения в этом показателе позволяют судить об интенсивности процесса стирания существенных различий между работниками умственного и физического труда. Высокие требования, предъявляемые рабочему классу, обусловливаются и порождаются нуждами научно-технической революции, в условиях которой происходит бурный процесс интенсификации общественного производства. Это проявляется в сокращении сро-
12 Рассчитано по: "Народное хозяйство СССР в 1960 г.". М. 1961, с. 216; "Народное хозяйство СССР. 1922 - 1972". М. 1972, с. 147; Л. С. Бляхман, О. И. Шкаратан. НТР, рабочий класс, интеллигенция. М. 1973, с. 191.
13 О. И. Шафранова. Профессиональный состав рабочих промышленности СССР. М. 1972, с. 18.
14 Ю. Г. Чуланов. Указ. соч., с. 90.
стр. 30
ка действия оборудования, используемого в технологическом процессе, что неизбежно ведет к необходимости периодического переучивания рабочих, поскольку возникает потребность в систематическом освоении ими новой техники. Одновременно меняется, становится все сложнее сама техника, и соответственно усложняются задачи по ее обслуживанию. Кроме того, в народном хозяйстве происходят крупные структурные сдвиги, что вызывает острую необходимость высокой внутриотраслевой, межотраслевой и территориальной мобильности трудовых ресурсов. В связи с этим встает вопрос о сокращении сроков адаптации работника на производстве, о создании объективных условий для более быстрого достижения наивысшей производительности труда. Все это предъявляет высокие требования к рабочим (образование и квалификация, умение быстро осваивать новое оборудование и новые технологические процессы).
При изучении культурно-технического уровня передовых рабочих авторы исходили из того, что понятие "культурно-технический уровень" включает совокупность общеобразовательных и специальных знаний, производственного опыта и профессиональной подготовки, используемых в процессе производства. При этом важнейшим элементом выступает квалификация. Ее уровень выявляется через тарифный разряд, который (с учетом присущих ему недостатков) может служить обобщенным показателем профессионального мастерства рабочих. Поскольку основным таким недостатком, по мнению специалистов, является несопоставимость тарифных разрядов разных отраслей 15 , мы будем рассматривать квалификационную структуру каждой отрасли, вошедшей в обследование, отдельно, сравнивая их между собой с помощью более общих показателей.
Анализируя распределение ударников пятилетки в зависимости от тарифного разряда, мы установили, что подавляющее их большинство-88,3%, как и ожидалось, относится к категории квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. Так, в машиностроении удельный вес неквалифицированных и малоквалифицированных рабочих (1 - 2-й разряд) составил 11,5%, квалифицированных (4-5-й разряд) - 51,8%, высококвалифицированных (5 - 6-й разряд) - 36, 7%; радиоэлектронной промышленности - соответственно 20,8%, 40,6%, 38,6%; в нефтехимии -5,2%, 22,4% и 72,4%; в легкой промышленности - 0,8%, 39,6%, 59,6%; в пищевой - 6,6%, 46,7%, 46,7%. Нетрудно заметить, что общая закономерность (подавляющее большинство- рабочие высокой и средней квалификации) в каждой отрасли проявляется по-разному. Это во многом зависит от уровня технической оснащенности предприятий, а также от того, представители каких профессий имели преимущество при присвоении звания "Ударник пятилетки". У машиностроителей основной контингент ударников пятилетки - квалифицированные рабочие. При этом рабочие 3-го и 4-го тарифного разрядов в этой отрасли на 2/3 представлены массовыми профессиями механизированного труда, требующими средней профессиональной подготовки (сборщики на конвейере, станочники типа токарей, сверловщиков, строгальщиков и станочники, управляющие автоматами и полуавтоматами). Чем сложнее труд, тем выше уровень квалификации. Эта закономерность наиболее отчетливо проявилась и у ударников пятилетки. Так, у сборщиков на конвейере лишь один из десяти победителей социалистического соревнования имел 5-й или 6-й разряд; у рабочих, выполняющих операторские функции на автоматическом и полуавтоматическом оборудовании, высшие разряды имел каждый пятый; среди станочников, машинистов, мотористов высокой квалификацией обладал каждый третий; что касается рабочих, занятых ручным квалифициро-
15 О. И. Шафранова. Об определении численности квалифицированных и неквалифицированных рабочих. "Вестник статистики", 1971, N 9, с. 29.
стр. 31
ванным трудом или управлением и наладкой автоматического оборудования, то среди них доля имевших высшие разряды была еще выше - соответственно 43 и 61%. Аналогичная тенденция наблюдалась и в других обследованных отраслях.
Сравнивая ударников коммунистического труда - победителей социалистического соревнования в годы девятой пятилетки с ударниками коммунистического труда середины 60-х годов, легко заметить, что их квалификация значительно выросла. Как показывают данные обследований машиностроительных предприятий Москвы и Ленинграда, средний квалификационный разряд ударников коммунистического труда в 1964 - 1965 гг. равнялся соответственно 3,4 и 3,516 . Спустя 10 лет средний уровень квалификации поднялся выше 4-го разряда и составил у машиностроителей Москвы 4,1, Ленинграда - 4,2. В целом же по всем обследованным предприятиям машиностроения средний тарифный разряд был равен 4,0. Довольно широкий диапазон квалификационных уровней обследованных ударников пятилетки, а также относительно невысокий удельный вес рабочих высокой квалификации позволяют говорить о значительных резервах роста профессионального мастерства даже у наиболее передовых представителей рабочего класса. Обследование показало, что подавляющее большинство ударников не считает свою квалификацию предельной. Из ответов на вопрос: "Повышаете ли Вы свою квалификацию?" - выявляется, что два человека из трех делают это.
Специфика современного производства наложила отпечаток и на зависимость между повышением квалификации и сложностью труда. Исследование профессионально-квалификационной структуры рабочих-ударников, повышавших свою квалификацию на различных производственно-технических курсах, курсах целевого назначения, в школах передового опыта и т. п., позволяет сделать вывод, что сложность труда и высокая квалификация прямо влияют на стремление рабочего повышать свое профессиональное мастерство. Больше других заботятся о непрерывном повышении профессиональных знаний рабочие, занятые обслуживанием, наладкой и ремонтом автоматического оборудования (65%). И это вполне закономерно: научно-техническая революция, коренным образом преобразующая техническую базу промышленности, предъявляет повышенные требования к уровню профессионального мастерства людей, ее обслуживающих. Рост технической оснащенности современного производства, изменяя содержание труда, повышая в нем творческое начало, сказывается и на рабочих массовых профессий - станочниках, слесарях, формовщиках, сборщиках и т. п. По уровню охвата различными формами повышения квалификации они следуют непосредственно за представителями VI группы, составляя от 47 до 57% опрошенных в каждой профессиональной группе.
Рост профессионального мастерства требует от современного рабочего высокого уровня общего и специального образования, которое является важным элементом его социальной характеристики. Еще В. И. Ленин подчеркивал, что подготовка рабочих должна сопровождаться повышением их общих и политических знаний, основываться на соединении обучения с производительным трудом, способствовать всестороннему развитию личности 17 . Социализм создает небывалые возможности для подъема образовательного уровня рабочих. В исторически кратчайшие сроки Советский Союз из страны массовой неграмотности превратился в одно из наиболее передовых государств мира. К 1970 г. более 50% рабочих (586 человек из 1 тыс.) имели среднее и высшее (законченное и незаконченное) образование. К моменту обследования
16 Е. Э. Бейлина. Указ. соч., с. 235-. Ю. Г. Чуланов. Указ. соч., с. 144.
17 См. В. И. Ленин. ПСС. Т. 38, с. 96.
стр. 32
эта цифра достигла уже 732 человек18 . Еще более отчетливо достижения социализма в области образования прослеживаются на примере рабочих-передовиков. Среди делегатов I Всесоюзного съезда ударных бригад (декабрь 1929 г.) лишь 10% учились в средней школе, 40% -в начальной, 30% -в школах ОЗУ и в других профессиональных учебных заведениях и на различных курсах, 20% вообще не имели систематического образования. К концу 50-х годов среди ударников коммунистического труда московских промышленных предприятий доля лиц, имевших высшее, среднее и неполное среднее образование, составила уже 58,6%, начальное образование имели 16,9%, 24,5% закончили 5 - 6 классов19 .
В середине 70-х годов уровень образования ударников пятилетки по сравнению с предшествующими периодами поднялся на качественно новую ступень. Среди них, правда, еще сохранилась категория рабочих, не имевших неполного среднего образования, однако их доля была намного меньше, чем в начале 60-х годов, а тем более в середине 30-х годов, - 19%. Остальные ударники имели неполное среднее и более высокое образование. Особенно отчетливо достигнутые успехи видны при анализе группы рабочих, имеющих среднее образование - общее и специальное. В 1960 г. среди москвичей - ударников коммунистического труда их было всего 12,3%20 ; среди ленинградцев в 1965 г. - 18,6%, в 1976 г. - 44,9%21 . Средний уровень общего образования ударников пятилетки в 1976 г. достиг 8,1, а в Москве и Ленинграде - соответственно 8,3 и 8,4 класса. Мы лишены возможности сравнивать результаты этого обследования по всем городам, но, несомненно, несмотря на некоторую разницу в показателях, тенденция к росту свойственна всем. Опираясь на результаты обследования московских ударников коммунистического труда 1960 г., можно сделать вывод, что средний уровень их образования не превышал 6,7 класса22 . Ленинградские исследователи на 1965 г. приводят данные, позволяющие определить этот уровень примерно в 7,2 - 7,4 класса23 .
Успехи завершающего этапа культурной революции, формирующей высокоразвитую в культурном отношении личность, сочетаются с научно- техническим прогрессом, предъявляющим растущий спрос на образованного рабочего. Вместе с тем НТР требует не только постоянного роста общего образования, но и неуклонного повышения профессионально-технической подготовки. Этим можно объяснить и высокий удельный вес среди обследованных передовиков промышленности (44%) тех, кто получал профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях - вузах, техникумах, системе профессионально-технического образования. При изучении структуры специального образования ударников пятилетки обращает на себя внимание наличие 33% ударников, имеющих высшее (законченное и незаконченное) и среднее специальное образование. Наличие такой большой группы передовых рабочих со специальным образованием отражает общую тенденцию увеличения числа рабочих профессий, требующих специальной подготовки в объеме техникума, а во многих случаях - вуза. Уже к началу девятой пятилетки каждый пятый техник в промышленности выполнял
18 "Народное хозяйство СССР за 60 лет". М. 1977, с. 57.
19 В. П. Дмитренко, В. С. Лельчук, И. П. Остапенко, Л. С. Рогачевская. Указ. соч., с. 56, 55.
20 "Великое движение современности", с. 156.
21 Ю. Г. Чуланов. Указ. соч., с. 127, табл. 30.
22 Подсчитано по: "Великое движение современности", с. 156.
23 Подсчитано по: Ю. Г. Чуланов. Указ. соч., с. 127, табл. 30. В той же таблице автор приводит данные, а затем и анализирует их, рассматривая динамику уровня образования ленинградских ударников коммунистического труда, согласно которым в 1965 г. средний уровень образования составил 8,2, а в 1970 г. - 8,8 класса. Поскольку методика расчета автором не показана, нельзя понять расхождения между приводимыми им в таблице данными и итоговым результатом.
стр. 33
функции рабочего24 . В нашем обследовании 29% рабочих имели диплом техника, 3,9% -диплом инженера или незаконченное высшее образование. Это новое явление в жизни советского рабочего отметил на XXIV съезде КПСС директор Московского завода имени И. А. Лихачева П. Д. Бородин: "Внедрение автоматических линий и агрегатов, в которых широко используются новейшие достижения автоматики и электроники, потребовало от нас вплотную заняться подготовкой рабочих нового профиля - наладчиков сложного, уникального оборудования. Многие из них имеют специальное среднетехническое образование"25 .
Динамизм этого явления наиболее четко прослеживается среди передовиков промышленности. Так, 11,8% станочников имеют 10-классное образование. Специальным образованием в этой профессиональной группе обладал каждый пятый из обследованных. У рабочих квалифицированного ручного труда эти показатели соответственно составляли 13,2 и 29,1%. Наиболее высокие образовательные параметры оказались у представителей VI группы - наладчиков, настройщиков автоматического и полуавтоматического оборудования. 17% из них имели общее среднее, а 53% -специальное образование.
Общепризнано, что более сложный по своему функциональному содержанию труд требует и более высокого исходного уровня общего и специального образования. Поэтому, как видно из приведенных данных, образовательная подготовка и в условиях развитого социализма сохраняет свое значение как отличительный признак того или иного слоя в рабочем классе. Сегодня общее образование не только является фундаментом для ускоренного овладения сложными специальностями, но и становится органической составной частью профессиональной подготовки. Этот вывод подтверждается и результатами других исследований, что позволяет говорить о типичности данного явления и даже дает основания экстраполировать присущие ударникам пятилетки тенденции на советский рабочий класс в целом26 .
Здесь мы вплотную подошли к вопросу, без рассмотрения которого трудно правильно оценить результаты обследования, характеризующие как культурно- технический уровень, так и остальные параметры социальной характеристики ударников пятилетки. Это вопрос о влиянии социально-демографического фактора на облик передового рабочего. В Программе КПСС зафиксирована необходимость полного устранения остатков неравного положения женщин в быту, создания социально-бытовых условий для все более активного и творческого участия женщин в общественном труде и общественной деятельности27 . Одним из необходимых элементов преодоления остатков фактического неравенства между мужчинами и женщинами является общественное признание результатов женского труда, выраженное, в частности, в системе морального и материального поощрения.
Результаты нашего обследования свидетельствуют о том, что состав ударников пятилетки в целом отражает распределение мужчин и женщин в народном хозяйстве. Характерно, что процентное соотношение мужчин и женщин - ударников пятилетки адекватно пропорциям, реально существующим на предприятиях, вошедших в обследование. Это говорит о многом, и прежде всего о гарантированном Конституцией СССР праве всех советских граждан на труд, на образование, на равную оплату, признание активной роли советской женщины в подъеме производст-
24 "Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых ресурсов". М. 1971, с. 228.
25 "XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза". Стенографический отчет. Т. II. М. 1971. с. 114.
26 См. Л. С. Бляхман, О. И. Шкаратан. Указ. соч., с. 201, 203.
27 См. "Программа Коммунистической партии Советского Союза". М. 1973, с. 97.
стр. 34
ва и в общественном развитии страны, о равенстве рабочих, мужчин и женщин, реализуемом и в наиболее почетных формах поощрения.
Влияние демографического фактора на социальный облик передового рабочего проявляется в основном через возраст и тесно связанный с ним производственный стаж. Для анализа возрастного состава мы выделили четыре группы, наиболее представительные по численности: молодежь (до 30 лет); 30- летние (31 - 40 лет); 40-летние (41 - 50 лет) и лица старше 50 лет. Эти возрастные группы представлены следующим количеством ударников пятилетки: 1-я- 13,9% к общему числу обследованных, 2-я - 28,9%, 3-я - 44,6% и 4-я - 12,6%. Несложный расчет позволяет получить и средний возраст обследуемых, который составляет 40,6 года. Сравнивая возрастную структуру ударников пятилетки с аналогичным показателем для рабочего класса в целом, легко обнаружить, что возрастные характеристики ударников значительно "скошены" в сторону более старших возрастов, прежде всего за счет молодых рабочих, чей удельный вес в рабочем классе почти в 3 раза выше. Даже доля 30- летних (то есть рабочих, находящихся в возрасте наивысшей социальной зрелости, когда раскрываются, как правило, все способности человека, резко возрастает уровень творческой активности) не совпадает с удельным весом этой возрастной категории в рабочем классе. Правда, разница всего 3,1%" но в совокупности с почти двукратным превышением 40-летних над аналогичной возрастной группой в рабочем классе полученная картина приобретает вполне законченный вид.
Поскольку мы уже неоднократно отмечали четко фиксируемую зависимость между движением за коммунистическое отношение к труду и возможностью получения звания "Ударник пятилетки", рассмотрим, как изменения в возрастной структуре этого движения отразились на ударниках.
Известно, что движение за коммунистическое отношение к труду возникло как молодежное соревнование. Об этом свидетельствуют данные о составе первых бригад коммунистического труда в крупнейших промышленных центрах страны. В Ленинграде первые такие бригады почти на 9/10 состояли из молодежи28 . В Харькове четверо из пяти участников движения за коммунистическое отношение к труду были моложе 30 лет29 , в Новосибирске - немногим менее 70%30 . В Москве молодежь в составе передовиков соревнования в 1960 г. уже составляла 45,5%31 . Аналогичная картина наблюдалась на предприятиях Урала32 .
По мере превращения движения за коммунистическое отношение к труду в массовое происходили изменения возрастных пропорций. Уже к середине 60-х годов молодежь перестала доминировать в нем, в движении были более или менее равномерно представлены все возрастные группы, однако преобладали рабочие старших возрастов. Так, в Москве на заводе "Станколиния" доля молодых участников движения за. коммунистическое отношение к труду снизилась до 42,7%; на "Красном пролетарии" - до 39,6%; на "Станкоагрегате" - до 25%33 . Данные по Ленинграду также подтверждают эту тенденцию. За годы восьмой пятилетки средний возраст ленинградских ударников коммунистического труда вырос с 36 до 37,6 года34 . Эта же тенденция определяла и воз-
28 Е. Ф. Пашкевич. Указ. соч., с. 70.
29 "Коммунистическая партия - вдохновитель и организатор всенародного социалистического соревнования в СССР". М. 1961, с. 480.
30 В. Н. Турченко, А. Г. Пусеп. Указ. соч., с. 291.
31 В. П. Дмитренко, В. С. Лельчук, И. П. Остапенко, Л. С. Рогачевская. Указ. соч., с. 27.
32 "Великое движение современности", с. 280; "Вопросы истории Урала". Вып. 6. Свердловск. 1965, с. 130.
33 Е. Э. Бейлина. Указ. соч., с. 225 - 226.
34 Ю. Г. Чуланов. Указ. соч., с. 107.
стр. 35
растную структуру ударников девятой пятилетки, среди которых, как это видно из приведенных данных, 86% составляли рабочие зрелого и пожилого возраста. Такая возрастная структура, очевидно, связана с тем, что при выдвижении на звание ударника пятилетки учитываются не только трудовые достижения, общественная активность, но и величина общего производственного стажа, особенно длительность работы на одном предприятии. Среди ударников пятилетки лишь 6,6% имеют общий производственный стаж менее 9 лет, 11,6% -от 9 до 15 лет, остальные 81,8% -это производственники, проработавшие в промышленности более 15 лет. Аналогичным образом распределяются ударники и в зависимости от стажа работы на данном предприятии. В целом на обследованных нами предприятиях доля рабочих со стажем менее 9 лет была значительно выше - 55,1%. Столь значительную разницу между количеством рабочих с таким стажем работы на одном предприятии и количеством ударников пятилетки в этой же стажевой группе можно было бы объяснить более высокой квалификацией последних и вытекающей отсюда производительностью труда. Однако, как показывают многие исследования, адаптация на производстве у молодых людей происходит в течение 3 - 5 лет, а овладение профессиональным мастерством, позволяющим достигнуть высокой производительности труда, совершается у довольно значительной части рабочих много раньше, чем исполнится 10 лет их работы в промышленности. Это в еще большей степени относится к характеристике стажа работы на одном предприятии, так как при этом учитываются не только молодые рабочие, начинающие свой трудовой путь, но и немалое количество опытных производственников, по тем или иным причинам сменивших место работы. По данным социологического обследования рабочей молодежи, проведенного сектором историко-социологических исследований Института истории СССР АН СССР под руководством В. Е. Полетаева, в котором принимал участие и один из авторов данной статьи, среднее выполнение нормы выработки у молодого ударника коммунистического труда составляло 124,1%, в то время как у ударника пятилетки-126,3%. Таким образом, у рабочей молодежи оснований для того, чтобы претендовать на право называться победителем социалистического соревнования или ударником пятилетки значительно больше, чем реальных возможностей добиться этого.
Учитывая, что ударники пятилетки - это лучшие из лучших даже среди ударников коммунистического труда, на протяжении пятилетки показывавшие образцы творческого отношения к своему делу, д бившиеся наивысшей производительности труда, не приходится удивляться довольно большому - почти 32% - удельному весу среди них изобретателей и рационализаторов. Это - свидетельство высокой трудовой активности ударников девятой пятилетки, доказательство того, что их победа в соревновании далеко не случайна, ибо достигнута она прежде всего благодаря применению новаторских приемов труда.
Структура движения изобретателей и рационализаторов выглядит следующим образом: 5,1% имеют изобретения (как правило, одно), но рацпредложений в течение пятилетки не подавали; 21,2% имеют как изобретения, получившие авторское свидетельство, так и рацпредложения; 73,7% подавали лишь рацпредложения. Как показывает анализ количества поданных предложений в каждой из трех категорий, наибольшее число рацпредложений в расчете на одного участника приходится на тех, кто наиболее активно участвовал в этом движении, то есть на имеющих и изобретения, и рацпредложения. Среди них подавляющее большинство (86%) подали за годы девятой пятилетки по три и более рацпредложения. У них наиболее высок и процент внедрения: если в целом доля внедренных предложений у ударников пятилетки составляла
стр. 36
86,8%, то у представителей этой группы - 92,1 %. Для сравнения можно привести данные по этому показателю для всех рационализаторов, работающих в народном хозяйстве. Так, в 1972 г. на каждого рационализатора приходилось 1,2 рацпредложения, а процент внедрения составлял 85,6%35 .
Как уже отмечалось, творческая активность находится в прямой зависимости от содержания труда, образования рабочих и их квалификации. Среди рабочих неквалифицированного и малоквалифицированного ручного труда (общее образование - в среднем 6,7 класса, специального не имел ни один человек) не было ни одного изобретателя, а рацпредложения, направленные в основном на улучшение организации труда, подавал лишь один из 10 ударников пятилетки. Среди рабочих массовых профессий - станочников, машинистов, мотористов и т. п. (средний уровень общего образования - 7,6 класса, каждый пятый имел специальное образование) - обследование зафиксировало 8% изобретателей и 28,5% рационализаторов. Но самые высокие показатели были отмечены у представителей наиболее сложного в функциональном отношении труда - рабочих, занятых наладкой и ремонтом автоматического и полуавтоматического оборудования или его техническим обслуживанием. У ударников, представляющих эти профессии (средний уровень образования - более 9 классов, у каждого второго - специальное образование), 12,5% имели изобретения, а 46,3% - рационализаторские предложения.
Еще более отчетливо указанная зависимость проявляется при анализе взаимосвязи между техническим творчеством и квалификацией. Среди рабочих- ударников, имеющих наиболее высокую квалификацию, изобретатели составляли почти 25%, рационализаторы - более 68%. Подобных показателей мы не находим ни у одной другой квалификационной группы. Так, из квалифицированных рабочих лишь 5,6% были изобретателями, 17,2% - рационализаторами. Обращает на себя внимание довольно высокий удельный вес творчески активных передовиков промышленности среди рабочих начальных разрядов (что, безусловно, является положительным фактом). Это отмечали и другие исследователи. Ю. Г. Чуланов, анализируя динамику зависимости участия в техническом творчестве от квалификации рабочих Ленинграда за 1967 - 1970 гг., отмечает возрастание доли рационализаторов среди рабочих 1-го и 2-го тарифных разрядов (с 7% до 10,8%)36 . Среди ударников пятилетки, имевших аналогичный уровень квалификации, удельный вес рационализаторов был несколько выше - 14%. Приведенные данные с полной очевидностью свидетельствуют о прямо пропорциональной зависимости между квалификацией и участием в техническом творчестве. В этой связи нельзя не согласиться с выводом Ю. Г. Чуланова, что уровень квалификации выступает одним из важнейших социальных показателей, детерминирующих творческую активность работников производства. Поэтому осуществление комплекса мероприятий по подготовке более квалифицированных рабочих, особенно по повышению квалификации рабочей молодежи, обеспечит расширение потенциального контингента рационализаторов и изобретателей37 .
В годы девятой и десятой пятилеток широкое развитие получила новая форма социальной активности авангарда рабочего класса - наставничество. Наставники решают комплекс задач, среди которых важнейшими являются приобщение молодежи к конкретной профессии, воспитание у молодых рабочих коммунистического отношения к труду, чувства гордости за принадлежность к рабочему классу, высоких идейных и моральных качеств строителей коммунизма. Как отмечал в докладе на
35 "Профсоюзы СССР". Документы и материалы. Т. 5. М.. 1974, с. 200.
36 Ю. Г. Чуланов. Указ. соч., с. 75.
37 Там же, с. 76.
стр. 37
Всесоюзной научно-практической конференции "XXV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи" кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Белоруссии П. М. Машеров, "в личном общении с наставниками - людьми высокого мастерства и большого душевного обаяния - молодежь получает ничем не заменимые уроки профессионализма, уроки жизни, уроки коллективного труда, впитывая в себя высокие моральные качества лучших представителей рабочего класса страны, так сказать, неписаные законы кодекса трудовой чести советского человека" 38 .
К началу десятой пятилетки число наставников достигло почти 900 тыс. человек, среди которых свыше 500 Героев Советского Союза, около 4 тыс. Героев Социалистического Труда39 . Материалы обследования ударников пятилетки показывают, что в этой категории рабочего класса наставничество получило широкое развитие: 53,8% обследованных утвердительно ответили на вопрос "Являетесь ли Вы наставником?". По степени активности участия в этом движении ударники пятилетки намного превосходят рабочих тех предприятий, которые попали в обследование, - в среднем в 13 раз.
Высокая активность ударников пятилетки в движении наставников не может, тем не менее, решить все стоящие перед ним проблемы, ибо ежегодно в сферу материального производства вливается 3 - 3,5 млн. молодых рабочих. В формировании социального облика наставника существенную роль играют многие признаки: квалификация, образование, возраст и т. п. Поскольку необходимость наставнику иметь такие черты, как высокая квалификация, определенный уровень общего и специального образования, а также общей культуры, особых расхождений не вызывает, рассмотрим лишь вопрос о возрасте наставника, вокруг которого ведутся дискуссии. Существует мнение, что наставниками могут быть в основном рабочие старших возрастов. Социологический анализ состава наставников ряда ведущих предприятий Москвы, Ленинграда и некоторых других городов свидетельствует о том, что среди них в основном преобладают люди 45 - 60 и 30 - 40 лет; на долю молодежи приходится лишь 10 - 15%40 . Результаты нашего обследования подтверждают эту тенденцию: средний возраст наставников - ударников пятилетки несколько превышает средний возраст всех обследованных - 41,4 года, при этом молодежь составляет лишь 15,7%.
Однако опыт показывает, и данные нашего обследования подтверждают это, что молодежь тянется к молодым наставникам, поскольку у них больше возможностей для взаимопонимания. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что трудовые успехи людей, близких по возрасту, в большей степени способствуют стремлению новичков стать с ними вровень, чем мастерство рабочих старшего поколения. Эти успехи ближе, достижение таких результатов в сознании молодых рабочих реальнее. Недаром на I Всероссийском слете наставников (Челябинск, 1975 г.) настойчиво проводилась мысль о необходимости оказывать больше доверия молодым в деле воспитания рабочей смены41 .
Производственная активность рабочих неразрывно связана с их общественно- политической деятельностью. Эта связь растет и укрепляется путем все более широкого вовлечения рабочих в управление производством через государственные и общественные организации, повышения роли партийных организаций, расширения функций профсоюзов, комсомола и других общественных организаций. Определяя пути дальнейшего развития социалистической демократии, Коммунистическая партия под-
38 "XXV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи". М. 1976, с. 17.
39 В. А. Козырин. Наставничество. М. 1976, с. 6,
40 Там же, с. 23.
41 Там же, с. 24.
стр. 38
черкивает важность вовлечения все более широких масс в управленческую деятельность. "Всестороннее развертывание и совершенствование социалистической демократии, активное участие всех граждан в управлении государством, в руководстве хозяйственным и культурным строительством, улучшение работы государственного аппарата и усиление народного контроля над его деятельностью, - записано в Программе КПСС, - таково главное направление развития социалистической государственности в период строительства коммунизма"42 .
Важным показателем общественно-политической активности передовых рабочих является их партийность. Обследование отметило, что среди ударников пятилетки 28% - кандидаты и члены КПСС, в 3 с лишним раза больше, чем среди всех рабочих обследованных предприятий. Характерным признаком социальной зрелости этой категории передовых рабочих можно считать то, что все они в той или иной степени принимают непосредственное участие в партийной, профсоюзной, комсомольской работе, в деятельности других общественных организаций, выполняя постоянные или временные поручения.
Одним из наиболее высокоэффективных видов социального творчества трудящихся является участие в работе Советов. Среди ударников пятилетки почти 15% либо являются депутатами, либо участвуют в работе различных комиссий при Советах народных депутатов.
Формированию коммунистических черт личности современного рабочего активно способствует также его непосредственное участие в управлении производством. "Одна из центральных задач партии, -говорил на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев, - все более широкое вовлечение трудящихся масс в управление производством. Нужно добиваться, чтобы каждый сознательный трудящийся, каждый сознательный рабочий, как подчеркивал В. И. Ленин, "чувствовал себя не только хозяином на своем заводе, а представителем страны"43 . Ударники пятилетки демонстрируют высокую степень участия в мероприятиях по управлению производством. Более 75% обследованных регулярно участвуют в управлении своими предприятиями через такие формы, как разработка и обсуждение коллективного договора - 67,7%, условий социалистического соревнования- 52,3%, постоянно действующие производственные совещания - 42,3%, народный контроль - 33,3%, комплексные бригады - 6,5%, советы новаторов - 5,0% и т. п. Сравнивая эти данные с результатами других обследований, нетрудно заметить, что ударники пятилетки по всем основным показателям существенно опережают остальных рабочих (75% против 64 %)44 .
Участие в управлении делами трудового коллектива, различных общественных организаций, в управлении государством порождает инициативу, ответственность. Решение, принятое с участием масс тружеников, "превращается из приказа в личное убеждение каждого исполнителя, а сами эти исполнители - в соавторов идеи, испытывающих сознание личной ответственности за ее претворение в жизнь"45 . Вместе с тем, как бы ни были высоки показатели участия передовых рабочих в управлении, нельзя не учитывать и того, что некоторая часть их осталась в стороне от этого процесса, реализуя далеко не полностью возможности, предоставляемые обществом. Наличие этой категории среди передовых рабочих свидетельствует о том, что есть немало резервов повышения их социальной активности при учете той роли, которую они призваны играть на производстве.
42 "Программа Коммунистической партии Советского Союза", с. 101.
43 "Материалы XXIV съезда КПСС". М. 1972, с. 70; см. также В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, с. 369.
44 Н. И. Алексеев. Об участии трудящихся в управлении производством. "Вопросы философии", 1972, N 2, с. 25.
45 Г. Х. Шахназаров. Социалистическая демократия. М. 1974, с. 24.
стр. 39
Результаты обследования позволяют сделать вывод, что уровень социального развития ударников пятилетки по основным параметрам опережает уровень остальных рабочих. На примере этой категории рабочего класса можно проследить, как утверждался новый социальный тип рабочего, сочетающего в себе лучшие качества рабочего класса и советской интеллигенции, прокладывающего путь к осуществлению важнейшего принципа коммунизма - стиранию существенных различий между умственным и физическим трудом. Это проявляется в изменении профессионально-квалификационной структуры данного слоя, в росте культурно-технического уровня передовых рабочих. На примере ударников пятилетки можно проследить, как в условиях развитого социалистического общества формируется новый тип рабочего, обладающего высоким уровнем профессионального мастерства, общего и специального образования, трудовой и общественно-политической активности. На этой основе происходят и будут происходить в годы одиннадцатой пятилетки и в последующий период прогрессивные сдвиги в социальном облике рабочего класса.
В условиях развитого социалистического общества, когда объективно возрастает экономическая, социальная и политическая роль рабочего класса, подготовка его молодой смены является предметом постоянной заботы партии. Большое влияние на этот процесс оказывают передовые рабочие, которые, аккумулируя лучшие черты класса, являют собой пример подражания для молодых, ведут их за собою. В уровне их социального развития отражаются закономерности становления личности советского рабочего. И то, что сегодня составляет особенности, присущие слою передовых рабочих, завтра неизбежно станет закономерностью, характерной для рабочего класса страны в целом. В этом диалектика развития советского общества.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |