Libmonster ID: KZ-2530

Заклеймившие и отвергшие символизм футуристы выбросили за борт вместе с мистикой и арсенал символистских тем, образов, приемов, в том числе и мотив одиночества, который был им, в основном, чужд, а если иногда и мелькал, то ради или самоутверждения, или оригинальных ассоциаций, или эпатажа: "Иду / один рыдать, / что перекрестком / распяты / городовые" и "А я / на земле / один /глашатай грядущих правд" (Маяковский), "Я белый ворон, я одинок..." (Хлебников), "Как же мне, одинокому волку, / не окликнуть далеких волчат" (Асеев), "Я одинок в своей задаче, И оттого, что одинок, Я дряблый мир готовлю к сдаче, Плетя на гроб себе венок" (Северянин), "Все я ли один на свете, -/Готовый навзрыд при случае..." (Пастернак - от имени "плавучего сада"). Б. Пастернак и в зрелые годы будет определять одинокость как "рококо", то есть свойство далекой и изысканной старины, и лишь в позднем возрасте "участь одиночек" станет ему ближе: "Я один, все тонет в фарисействе" ("Гамлет"), и он сформулирует афористическое суждение - "И одиночеством всегдашним / Полно все в сердце и природе" ("Осень", 1949).

Но, пожалуй, самая гениальная формула одиночества вырвалась v молодого Маяковского: "Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека" (1913). Не потому ли, что он подавлял это чувство в себе, старался казаться "глыбой", позже - "агитатором, горланом, главарем" и наступал "на горло собственной песне". (Любопытно, что таким его воспринимала Цветаева, а Ахматова видела его другим: "одинок и часто недоволен" - "Маяковский в 1913 году".) Эту формулу не удалось превзойти и "Председателю земшара" В. Хлебникову, который сравнивал себя то с одиноким лицедеем, то с одиноким врачом: "Я одиноким врачом / В доме сумасшедших / Пел свои песни-лекарства" (1992) и чаще остальных будетлян переживал печаль одиночества - с неожиданными лермонтовскими аллюзиями: "Я вышел юношей один / В глухую ночь (...) И было одиноко, / Хотелося друзей, / Хотелося се-

* Окончание. См.: Русская речь. 2001. N 4, N 5.

стр. 3

бя", "Ты грозишь, чтоб одинок / Стал утес...", "Брошен в сумрак и тоску, (...)/ Шумя, пристает одинокий челнок", "Сосна одиноко / Темнеет".

Заметим, что поэты Серебряного века в своих романтических устремлениях нередко ощущали родство с Лермонтовым, посвящали ему стихи и целые книги ("Сестра моя - жизнь" Пастернака), цитировали его строки в качестве эпиграфов, пользовались лермонтовскими реминисценциями: "Он проклял мир и, вечно одинок..." (Бальмонт), "Бреду в молчаньи одиноком", "Я шел один..." (Брюсов), "Сидишь забытый и один..." (Анненский), "В полночь выхожу один из дома", "Побредешь один, и сир, и наг" (Бунин), "Я в лес бежал из городов. Вот я один с самим собой..." (Гумилев), "Своей тоски - навеки одинокой... он не отдаст" (Волошин), "Я опять один в тревожном мире" (Кузмин), "Стою один среди равнины голой (...) Но ничего в прошедшем мне не жаль" (Есенин), "И там, где прежде парус одинокий / белел в серебряном тумане моря..." (Ахматова). А в посвящениях писали об одиночестве поэта. Для М. Кузмина Лермонтов - "беглый, горестный чернец": "К земле и людям равнодушен, / Привязан к выбранной судьбе, / Одной тоске своей послушен, / Ты миру чужд, и мир - тебе" ("Лермонтову", 1916). А Бальмонт, говоря о Лермонтове, сталкивает "опального ангела, с небом разлученного" и "узывного демона, разлюбившего ад", и трижды повторяет: "Он был один, когда душой алкал...", "Он был один, когда, полуребенок, / Он в Байроне своей тоски искал", "Он был один, как смутная комета..." (цикл "Лермонтов", 1917).

Г. Иванов прибегает к парафразе первой строки "Выхожу один я на дорогу": "И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня" ("Мелодия становится цветком"...). Надо сказать, что эта лермонтовская элегия вызвала в русской поэзии бесчисленные вариации и отзвуки, вплоть до отдельных словосочетаний и стихотворного размера - 5-стопното хорея (от тютчевского "Вот бреду я вдоль большой дороги" до есенинского "Не жалею, не зову, не плачу" и пастернаковского "Гул затих. Я вышел на подмостки". См.: Тарановский К. О взаимоотношении стихотворного ритма и тематики // American Contributions to the Fifth International Congress of Slavists. The Hague, Mouton, 1963). И продолжается этот элегический ряд до сих пор: "Выхожу один я. До могилы / Не дойти. Темно и нет дороги" (Соснора).

Мотив, ставший в творчестве многих поэтов начала XX века центральным, выдвигается и в названия стихотворений - "Одиночество" (Брюсов, Блок, Бунин, Гумилев), "Трилистник одиночества" (Анненский), "Один" (Белый), "Одинокий лицедей" (Хлебников), "Одинокая" (Ходасевич), "Одиночество в любви" (Мережковский).

И как в XIX веке, раздались "два одиноких голоса" с противоположных сторон - но не в социально-культурном аспекте (Лермонтов и Кольцов), а в эстетическом. Два поэта - классик и модернист, традици-

стр. 4

оналист и новатор - Иван Бунин и Марина Цветаева, в лирике которых тема одиночества стала сквозной.

И. Бунин "примеривался" к этой теме с юности, то объявляя, что любит людей, но любит одиноко ("одинокий везде и всегда", 1891), то каясь, что не знает и не любит их, а впоследствии, оглядываясь назад, скажет: "Я молод был, безвестен, одинок / В чужом мне мире, сложном и огромном" (1916). В его стихах есть и "радость одиноких дней", и тоска "одинокого сердца", и на каждом шагу попадаются одинокие предметы и явления (в отличие от блоковских, преимущественно реальные и конкретные) - хутор и поселок, дом и скамья, путь и путник, кустарник, крест, след, челн, голос, скитания и "я один" - в темном доме, в лесу, в полях, безмолвной ночью, в бесприютном мире, и "тихи гробового одиночества роковые дни".

На этом традиционном фоне (недаром Бунина называют "классиком рубежа двух эпох") редко мелькает нечто более своеобразное, необычное: "Не потому ль, что одиноко / Я заглянул в лицо небес?" или "Меж тем как в доме, тихом как могила, / Неслышно одиночество бродило...". Необычно и то, что поэт создал два стихотворения "Одиночество", разделенные почти десятилетием (1903 и 1915). Одно - лирическое, другое - эпическое. Первое передает переживания лирического персонажа-художника, покинутого возлюбленной и живущего на осенней даче: "Я на даче один. Мне темно / За мольбертом, и дует в окно", "Что ж, прощай! Как-нибудь до весны / Проживу и один - без жены..", "И мне больно глядеть одному / В Предвечернюю серую тьму". Во втором повествуется об "иностранке, компаньонке", купавшейся в море "вечером холодным" с надеждой, что кто- нибудь ее увидит, и о писателе, случайном прохожем, который благодушно, после сытного обеда наблюдает за купальщицей и с усмешкой думает: "Полосатое трико / Ее на зебру делало похожей". Словно встретились два одиночества и разошлись, не узнавши друг друга. И лишь на обрыве "чернела одинокая скамья".

Второе стихотворение при всей его ироничности кажется безнадежнее первого, в котором происходит некий катарсис: "Хорошо бы собаку купить". Должно быть, его ощутил И. Северянин, отметив в одном из своих "медальонов", адресованном Бунину, "благую одиночества отраду" ("Бунин", 1925). Сошлюсь также на замечание М.Н. Эпштейна: "глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека" (Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной...". Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. С. 235), но с одним уточнением - и в присутствии человека, так как бунинская природа обычно сияет по-пушкински "красою вечною", не обращая внимания на присутствующих людей, как в позднем "Одиночестве".

Если И. Бунин устремляется к объективному миру во всем его раз-

стр. 5

нообразии и многозвучии, многоцветной гамме и благоухающей свежести, то М. Цветаеву влечет в "страну Мечты и Одиночества", и творчество для нее "одиночества верховный час". Но себя она предпочитает характеризовать не как "одинокую", а как "одну". Уже в первом своем сборнике "Вечерний альбом" (1910) юная гимназистка утверждает, что ей "скучно одной - и с людьми" и что поэт должен быть "свободный и один, вдали от тесных рамок!". В "Юношеских стихах" (1913-1915) она осмысливает свое "я": "Я одна с моей любовью / К собственной моей душе" и страдает: "Захлебываясь от тоски, / Иду одна, без всякой мысли". Это слово один / одна становится ключевым в цветаевской лирике, обозначая не только одинокость, но и единичность, единственность, исключительность: ("Новый год я встретила одна (...) А единая была - одна! Как луна - одна, в глазу окна" - 1917) и охватывая все и вся: один народ, свет, дар, сын, обряд, час, вздох, звонок, плащ, башмачок; одна луна, судьба, страна, весна, мать, тревога, молвь, заслуга, опаска, струна, лучина, половинка; одно солнце, горе, лицо, крыло; "Бог один за всех", "с одной вселенной", "одна с тобой земля", "есть одна трава такая", "закон один: одно к другому", "один во всей вселенной" (но не анчар, как у Пушкина, а друг) - до последней максимы: "На твой безумный мир Ответ один - отказ" ("О, слезы на глазах!" - 1939).

Случается, цветаевские стихи строятся на повторах этого определения с разными определяемыми. Таковы, например, "Гению" (1918) и "В мире, где всяк..." (1924):

1. Крестили нас - в одном чану,

Венчали нас - одним венцом,

Томили нас - в одном плену,

Клеймили нас - одним клеймом.

Поставят нам - единый дом,

Прикроют нас - одним холмом.

2. В мире, где всяк

Сгорблен и взмылен,

Знаю - один

Мне равносилен.

(...) Знаю - один

Мне равномощен.

(...) Знаю - один

Ты - равносущ Мне.

стр. 6

В первом стихотворении "один" выступает в значении прилагательного "тождественный", "тот же самый", сопутствуя героине и ее "гению" всю жизнь - от крещения до могилы и противопоставляя "нас" неназванным "им" - остальному миру. Во втором - это слово в роли местоимения означает "только", "исключительно", объединяя равноправных "я" и "ты". "Поэтику предельности" Цветаевой определяет пристрастие к гиперболам и антонимам, к градации однокоренных слов и синонимов, к оппозиции форм единственного и множественного числа, что отражает философскую концепцию поэта: личность, охваченная страстью и творчеством, противостоит земной обыденности, людской пошлости (См.: Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л., 1989. С. 28-29, 104-105.)

Убеждение в своем поэтическом избранничестве не исключало, а, наоборот, усиливало в Марине Цветаевой чувство отверженности:

"Меж всех отверженств Нет - такого сиротства в мире!", "Сад - одинокий, как сама...", "Мне совершенно все равно, Где совершенно одинокой Быть". Трагедия абсолютного одиночества-сиротства вылилась в чеканную формулу: "Круговою порукой сиротства - Одиночеством - круглым моим!" (цикл "Стихи сироте", 1936). С бездомной птицей сравнил Марину Цветаеву С. Маршак: "Пусть безогляден был твой путь / Бездомной птицы-одиночки..." ("Марине Цветаевой"), а Б. Пастернаку виделась ее заброшенная могила в Елабуге ("Памяти Марины Цветаевой").

Серебряный век был насильственно оборван в 20-е годы, и "детям страшных лет России" (Блок) уготованы были трагические судьбы - гибель, эмиграция, самоубийства. В наступившем "постсеребряном", советском периоде, при тоталитарном режиме тема одиночества как проявление "буржуазного индивидуализма" была не просто закрыта, а запрещена, на что поэты прореагировали по-разному. Так, Маяковский с энтузиазмом отрекся от нее, провозгласив: "Плохо человеку, / когда он один / Горе одному / один - не воин..." и призвав сплачиваться в коллектив, в партию, ибо "единица - вздор, / единица - ноль...". А вот другой отклик:

На полпути нам путь пресек

Жестокий век. Но мы не ропщем, -

Пусть так! А все-таки, а в общем

Прекрасен этот страшный век!

И пусть ему не до стихов,

И пусть не до имен и отчеств,

Не до отдельных одиночеств, -

Он месит месиво веков!

Такое двойственное суждение было высказано Софьей Парнок че-

стр. 7

рез год после смерти Маяковского, поэтесса провидчески разглядела, что новому веку не до "отдельных одиночеств". Последние их отголоски еще слышатся в 30-е годы: "Но главное - сказать бы мог, что в этой мути несуразной Несправедливо одинок!" (Клычков), "болеет разум одинокий" (Заболоцкий), "О, как сердце одиноко / в переулочке чужом!" (Берггольц). Но эти "индивидуалисты" поплатятся за свое недовольство свободой и жизнью.

"В буднях великих строек" одиночество было загнано в подполье, в закоулки сознания и памяти, в запертые ящики письменных столов ("Нас много, одиноких. Вся Россия" - Сельвинский, 1937). Публично разрешалось разве что бродить по ночам "одинокой гармони" да осуждать капитализм, где человек одинок, и быть счастливым одному наедине с природой.

И только с конца 50-х годов, во время оттепели, стали публиковаться стихи с названиями "Одиночество" (М. Светлов, Е. Винокуров, Вл. Соколов, Р. Рождественский), "Одинокий дуб" Н. Заболоцкого, "Одинокая птица" Л. Мартынова, "Любовь к одиночеству" Евг. Евтушенко, "Одинокая" К. Ваншенкина, "Переобучение одиночеству" Б. Слуцкого. И посыпались как из рога изобилия поэтические сентенции, афоризмы, парадоксы: "Как узнать мне безумно хочется Имя-отчество одиночества!" (Светлов); "Одиночество - чудо. Оно означает - ты жив" и "Одиночество любят тем больше, / чем сильней ненавидят его" (Евтушенко); "Согласьем розных одиночеств / составлен дружества уклад" и "О, одиночество, как твой характер крут!" (Ахмадулина); ср. у И. Эренбурга: "Как, одиночество, твой голос чист!"; "Один и ночь - анализ одиночества..." (Сулейменов), "Одиночество - это не гибель, / это мужество, / черт побери..." (Горбовский); "С тобою быть - вот жизни цель, / Но одиночество прекрасней" (Дольский); "Одиночество есть человек в квадрате" (Бродский), "А я и в множестве один, / на мне одном сто тысяч вин" (Чичибабин).

Пусть завершат этот очерк строки Давида Самойлова, выражающие мироощущение людей 20-го столетия и перекликающиеся с поэзией "золотого" и "серебряного" веков:

Познать свой век не в силах мы!

Мы в нем, как жители тюрьмы,

Заброшены и одиноки,

Печально отбываем сроки.

Грустный итог, но другого пока нет.

Цфат,

Израиль


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/Мотив-одиночества-в-русской-поэзии-от-Лермонтова-до-Маяковского

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Л. БЕЛЬСКАЯ, Мотив одиночества в русской поэзии: от Лермонтова до Маяковского // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 30.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/Мотив-одиночества-в-русской-поэзии-от-Лермонтова-до-Маяковского (date of access: 23.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Л. Л. БЕЛЬСКАЯ:

Л. Л. БЕЛЬСКАЯ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Rating
0 votes
Related Articles
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
20 hours ago · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
20 hours ago · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
23 hours ago · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
23 hours ago · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
24 hours ago · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Yesterday · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Yesterday · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Yesterday · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
Yesterday · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

Мотив одиночества в русской поэзии: от Лермонтова до Маяковского
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android