Современный Восток - это широчайший спектр политических взглядов и подходов к решению важнейших проблем современности. Политикам региона постоянно приходится решать сложнейшие задачи, предотвращать или гасить возникающие конфликты на расовой, религиозной или чисто политической почве. Участники Международного конгресса востоковедов уделили значительное внимание данной проблематике, сделав политические вопросы стержнем своих выступлений.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК АЛЬТЕРНАТИВА АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОМУ КОНФЛИКТУ В XXI ВЕКЕ
Т. ТАГИ ЗАДЕ (Махачкала)
А. Шарон, как политик правого толка, став премьером Израиля, вернул ближневосточное урегулирование к трем "нет": нет - Палестинскому государству, нет - уходу с Голанских высот, нет - разделу Иерусалима. Хотя крах этого курса был очевиден еще во второй половине 90-х гг. XX в. при премьере Б. Нетаньяхе. Это заставило спонсоров ближневосточного урегулирования активизировать свои посреднические усилия. В апреле - июне 2001 г. США предложили инициативы Митчела и Теннета, а в сентябре того же года Москву посетили А. Шарон и Абу Мазен (Махмуд Абас) - человек номер два в Палестинской национальной администрации (ПНА). Абу Мазен в Москве заявил, что "мир с Израилем - стратегическая задача палестинцев". Отвергнув этот тезис, А. Шарон в 2001 г. приступил к планомерному разрушению властных структур ПНА.
В своей политике Израиль решил воспользоваться и событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, так как был уверен в том, что США уже не подойдут к политике сбалансированного подхода к палестино-израильскому конфликту. Российско-американское сближение также усилило самонадеянность Израиля.
Прекращение мирных контактов, операция "Защитная стена", заточение Я. Арафата в Рамаллахе, провал плана "Дорожная карта" и другие шаги Израиля создали в ближневосточном урегулировании патовую ситуацию. Такое положение на рубеже 2002 - 2003 гг. в Израиле вызвало очередной политический кризис. Не помогли досрочные парламентские выборы 28 января 2003 г. Противостояние на Ближнем Востоке продолжалось. Став вновь премьером, А. Шарон отклонил предложение Я. Арафата о возобновлении мирных переговоров, а 22 марта 2004 г. в результате террористического акта Израиля был убит Ахмед Ясин, видный деятель Палестинского движения сопротивления (ПДС).
Патовая ситуация продолжается и сегодня. Что будет дальше, неясно. Поэтому необходимо использовать преимущества народной дипломатии, принципы концепции толерантности. Хорошую основу для этого создает Декларация принципов толерантности, принятая ЮНЕСКО в 1995 г. Толерантность в ней определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех людей быть различными, обеспечение устойчивой гармонии между разными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Только дипломатия, руководствующаяся этими принципами, в состоянии вывести мирный процесс из тупика и реализовать законные права палестинского народа на самоопределение.
В повышении уровня толерантного сознания на Ближнем Востоке и в решении арабо-израильского конфликта желательно использовать опыт деятельности правительства РФ по реализации целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2005 гг.)", особенно его деятельности на Северном Кавказе и в Дагестане.
ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТУРЦИИ В XX ВЕКЕ
Б. ЯГУДИН (Казань)
Историческое развитие Турции в XX в. дает редкую возможность наблюдать и осмыслить целый ряд глубинных политических, социально-экономических и культурно-цивилизационных трансформаций. Развитие этой страны за все прошлое столетие происходило под знаменами европеизации, вестернизации, модернизации. На практике были реализованы важнейшие реформы в духе вестернизации - установление республиканской формы правления, ликвидация халифата, отделение ислама от государства и просвещения, отказ от шариата и введение светского судопроизводства, принятие гражданского кодекса по европейскому образцу, отмена хиджры и введение европейского летосчисления, принятие латинского алфавита, вхождение в НАТО, интеграция в мировую экономику, плавно переходящая в глобализацию, трансформация национализма от пантюркизма к тюр-
стр. 18
кизму, ориентация на светскость, демократизацию, индустриализацию, технологическое обновление, приватизация и интеграция в мировое хозяйство. Проведенные в период М. Кемаля и посткемалистическое время преобразования позволили Турции достичь статуса крупной региональной державы.
Политическая система Турции, претерпевшая несколько серьезных трасформационных ломок - от абсолютной монархии начала XX в. и конституционной монархии времени правления младотурок -до ныне существующей "Третьей Республики", -так или иначе абсорбировала принципы современной демократии. Принцип выборности органов власти в стране реализован и действует как на муниципальном, так и центральном уровне. Конституция 1982 г. четко разграничила три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В Турецкой Республике реализован принцип состязательности политических сил самого различного идеологического направления. Конкурентная демократия - несомненное завоевание турецкого общества.
При этом говорить о полном торжестве демократических принципов в Турецкой Республике было бы явным преувеличением. Далеко не по всем критериям, которые современная наука выделяет применительно к понятию "демократия", Турция может быть названа успешной страной; однако стремление и движение турецкого социума и политических элит освоить опыт демократии (пусть и применительно к собственным условиям и традициям) выглядят несомненными.
КОНФЛИКТ И РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
М. ЮСУПОВ (Грозный)
Мировосприятие и духовные ценности чеченцев сформировались на основе историко-культурного опыта народа и под влиянием ислама, а также российско-европейского образования. При этом национально-этническое и религиозно-исламское сознание органически взаимосвязаны. Многие рассматривают ислам как отличительный признак национальной принадлежности.
Во время политического кризиса в августе 1991 г. обострения противоречий между партийно-советской властью и нарождающейся элитой при поддержке значительной частью населения наблюдается любопытное явление. Одни, состоятельные, номенклатурные группы, олицетворялись с вероотступниками и их называли "гяуры". Другие, обездоленные, простые люди труда, - с правоверными. Такое противостояние населения и власти воспринималось некоторыми как проявление "социального газавата".
Военные действия 1994 - 1996 гг. изменили конфигурацию религиозной идентификации. Нынешний конфликт многими в какой-то мере воспринимается как война христиан и мусульман.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВОСТОЧНО-АРАВИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (ОПЫТ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ)
Ю. ЕВДОКИМОВ (Москва)
До XX в. этот район Персидского залива и особенно его южная часть относились к наименее изученным районам арабского мира. И только в середине XX в. первый европеец, англичанин У. Тэсиджер (1910 - 2003), посетил оазисы в пустыне Руб эль-Хали и дал им подробное описание. Затем промышленное освоение нефтяных ресурсов позволило этому региону органично войти в сложившуюся систему мирового хозяйства и занять там достойное место по ряду показателей, прежде всего, по среднегодовому доходу на душу населения. В результате были достигнуты такие цели, которые для ряда других народов пока еще недостижимы.
Процесс развития общества протекал очень быстро и наглядно: от племенной организации к территориальному сообществу и затем - стремительный переход к современному государственному устройству.
В течение жизни одного поколения в последней четверти XX в. происходят значительные преобразования в социальной структуре населения. Урбанизация и высокие темпы жилищного строительства, культурная революция, широкий доступ к современному образованию, приоритеты для коренного населения стремительно привели к существенным изменениям в обществе. В результате этого социальная структура коренного населения приобретает форму "перевернутой пирамиды", при которой значительная часть местного населения занята в органах управления и на государственной службе, а в производственной сфере и в сфере обслуживания заняты преимущественно иммигранты, численно значительно превосходящие местное население. И общественное состояние "перевернутой пирамиды" продолжает развиваться.
Рациональное использование правящей элитой природных богатств на основе национальных тра-
стр. 19
диций и мировых научно-технических достижении позволили создать успешно развивающееся стабильное общество, в котором обеспечен материальный достаток коренного населения и созданы условия сохранения социального мира.
На фоне вышеизложенного можно задаться вопросом: в какой степени высказывания руководителей западных стран, и, прежде всего, С III А, о необходимости демократических преобразований в арабском мире могут относиться к восточно-аравийским обществам, и в частности к Объединенным Арабским Эмиратам?
Парламентская демократия западного образца рассматривается местной элитой в качестве такой общественной системы, которая привела бы общество к разделению и конфронтации. А сами методы проведения избирательной кампании, появившиеся на Западе и в настоящее время широко применяющиеся в мировой практике, здесь никогда не использовались и в настоящий момент могли бы иметь разрушительную силу с непредсказуемыми последствиями.
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЯПОНИИ, КИТАЯ И ЮЖНОЙ КОРЕИ
Д. САДЫКОВА (Казань)
Сегодня центр деловой активности смещается в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, поэтому важно иметь представление о настроениях и ценностях молодежи этой части света. Объектом нашего исследования стало изучение деятельности молодежных организаций Японии, Южной Кореи и Китая, являющихся наиболее густо населенными и влиятельными в современном экономическом пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.
В Японии люди до 14 лет составляют 15% населения, а доля достигших 30-летнего возраста достигает 30% от общего числа жителей. Япония одной из первых осознала возможность формирования жизненных идеалов через объединение молодых людей по интересам.
На сегодняшний день в Японии насчитывается более пятидесяти различных молодежных ассоциаций и организаций. У ряда организаций очень широкая сфера интересов, а некоторые ориентированы лишь на определенные виды деятельности. Государство уделяет большое внимание молодежным организациям.
В Китае доля населения до 14 лет составляет 25%, а доля достигших 30-летнего возраста составляет 50% от общей численности жителей страны. Система государственного управления оказала существенное влияние на формирование организаций для молодежи. Всекитайская организация молодежи (ВФМ), основанная в 1949 г., объединяет все молодежные организации Китая. Эта Федерация придерживается принципов коллективного членства, объединяя большое число молодежных и детских движений, таких, например, как Всекитайская федерация студентов, Федерация молодых предпринимателей, Ассоциация молодежи доброй воли, Союз юных китайских писателей, Ассоциация юных журналистов и редакторов и т.д.
В Южной Корее население почти в 3 раза меньше, чем в Японии, но число молодежных организаций почти такое же - приближается к 50.
Одна из самых крупных организаций Южной Кореи - Корейская ассоциация молодежи, объединяющая различные организации нескольких направлений деятельности. Примечательно, что в Южной Корее достаточно многочисленны такие организации, как Фонд сельской молодежи и Исследователи моря Кореи. Есть и такие необычные организации, как Юные астронавты Кореи. Государство уделяет большое внимание молодежным организациям и работе с молодежью, особенно в последние годы. В 1989 г. был создан Корейский институт молодежного развития, а несколько позже - Центр изучения молодежной культуры.
Независимо от государственного устройства, наиболее экономически сильные и стабильные страны Азиатско-Тихоокеанского региона уделяют большое внимание проблемам молодого поколения, сознавая важность идеологических перемен, связанных с эпохой информационного общества, усматривая в этом важный фактор национального строительства и процветания своих стран в будущем.
ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ИНДОНЕЗИИ
А. ДРУГОВ (Москва)
Большинство кризисных ситуаций в современной Индонезии уходят корнями в архаичность отношений между обществом, с одной стороны, и властью, государством, с другой. Только в антиколониальной войне 1945 - 1949 гг. народ Индонезии выступал как субъект политики. Но то была борьба против иностранного господства, и ее опыт прямо не проецировался на присущие традиционной индонезийской культуре представления о власти как о космической субстанции, не зависящей от людей. В реальности на протяжении почти всей индонезийской истории власть оставалась отчужденной от населения, и это стало частью политической культуры.
Формирование предпринимательского и среднего класса в постколониальной Индонезии не стимулировало в достаточной степени модернизацию отношений между властью и обществом. Предпринимательский класс формировался из трех основных источников - офицерства с его авторитарной традицией, коррумпированной бюрократии и китайского меньшинства, окруженного неприязнью коренного населения и потому зависимого от защиты власти. Превращение индивида в предпринимателя чаще зависит не от его состязательности, а от умения установить отношения с бюрократией.
После свержения авторитарного режима в 1998 г. индонезийская политическая элита в целом не преуспела в реальной, а не формальной модернизации отношений между властью и обществом, погрузившись в межгрупповую борьбу за власть. Это порождает в обществе с его старым культурным наследием ностальгию по сильной власти.
Об этом говорят результаты всеобщих выборов в апреле 2004 г., возвращение на политическую
стр. 20
арену людей из ближайшего окружения Сухарто и опросы, проводимые средствами массовой информации. Этот феномен создает вероятность возвращения к той или иной форме авторитаризма, светского или даже исламистского.
ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ИНДИИ (1939 - 1947 гг.)
Л. ЧЕРЕШНЕВА (Россия)
В данном сообщении предпринята попытка охарактеризовать ряд дискуссионных (в том числе -малоизученных в России) проблем политической истории Индии в 1939 - 1947 гг. и высказать суждения и оценки, основанные на изучении индо-пакистанских, английских и других зарубежных документов, а также отечественных архивных материалов.
Важнейшими проблемами являются:
1) "Восточный коллаборационизм" (индийский вариант): панацея от колониальной зависимости или "паровой каток"?
Ведущая партия страны - Индийский национальный конгресс (ИНК) никогда не был ни профашистской, ни прояпонской организацией. Однако один из его видных деятелей, арестованный англичанами в начале войны и сумевший бежать из-под ареста в Германию, Субхас Чандра Бос является наиболее известным представителем той группы индийских националистов, которые намеревались воспользоваться поддержкой стран "оси" для освобождения своей родины от британского порабощения. Губительная тактика этих индийских патриотов, ошибочно полагавших, что страны-агрессоры ограничатся лишь разгромом англичан на Востоке, предоставлением независимости и суверенных прав народам, утратившим эти ценности много веков назад, не принесла желаемого результата, но дала обильную пищу для их обвинения в сотрудничестве с нацистами.
2) "Августовская революция" 1942 г. в Индии и проблема необходимости соотнесения целей антиколониального движения и общечеловеческих задач по разгрому фашизма.
Великобритания не допускала возможности передачи власти индийскому народу в ходе войны, так как, с одной стороны, опасалась анархии и полной дезорганизации обороны Индостана, с другой, - рассчитывала сохранить свою колониальную империю в послевоенном мире.
В результате бескомпромиссной политики как британских властей, так и индийских националистов, в обстановке реальной угрозы японского вторжения, в августе-сентябре 1942 г. на полуострове развернулось мощное антибританское движение под лозунгом "Оставьте Индию!", инициированное Ганди и Индийским национальным конгрессом. Индийские историки именуют это движение "Августовской революцией". "Августовская революция", бесспорно явившись одним из важнейших этапов борьбы индийцев за независимость, обнажила проблему необходимости соотносить национальные интересы и общечеловеческие ценности.
3) Англо-индийские отношения в 1945 - 1947 гг. и проблемы раздела Индии.
В первые послевоенные годы, на волне нового подъема освободительного движения, британское правительство приняло ряд деклараций, в которых заявляло о своей готовности предоставить Индии статус доминиона. Вопрос о сохранении целостности страны ставился в зависимость от возможности урегулирования индо-мусульманских противоречий. Раздел Индии 1947 г., вопреки расчетам конгрессистов, временным не стал. Сопровождавшийся массовыми столкновениями на религиозной почве и унесший более полумиллиона жизней, он привел к созданию Индийского Союза и Пакистана, чьи исторические пути, весьма вероятно, разошлись навсегда.
КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В КАСПИЙСКО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ
И. ЛЕСНИЧИЙ (Россия)
Своеобразие ситуации в Каспийско-Кавказском регионе обусловлено существованием на сравнительно небольшой территории множества цивилизационных пластов, формирующих современные межкультурные отношения. Явно прослеживается возможность конфликтного процесса, возникающего в ходе совместной жизнедеятельности разных народов. Наряду с исторически сложившейся толерантностью в межкультурных коммуникациях, соприкасающиеся в регионе культуры остаются, в достаточной степени, автономными, дистанционированными по отношению друг к другу.
стр. 21
В силу политических, экономических, военно-стратегических, религиозных, территориальных и других причин, Каспийско-Кавказский регион попадает в сферу интересов и притязаний многих стран мира. В качестве культурообразующей основы в государственном устройстве некоторых из них доминируют религии, имеющие своих приверженцев в данном регионе. Этим обстоятельством отчасти обусловлено внешнее влияние на мусульманское население региона со стороны государств, претендующих на первенство в исламском мире. К этому располагает неоднородность конфессионального состава населения Каспийско-Кавказского региона.
В результате многочисленных войн, которые велись в Каспийско-Кавказском регионе на всем протяжении истории возникновения и исчезновения государств, из него насильственно изгонялись целые народы. Это привело к возникновению диаспор кавказских народов в разных странах мира, не потерявших культурных связей с исторической родиной. В странах пребывания диаспоры подвержены влиянию местных традиций и вследствие этого, в ходе восстановления контактов, приносят в Каспийско-Кавказский регион элементы "чужеродных" культур.
Набирающее силу в постсоветский период этническое возрождение в отдельных субъектах Каспийско-Кавказского региона превращается в феномен, определяющий контуры современного цивилизационного процесса. Само по себе этническое возрождение не является межэтническим конфликтом, однако также обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Если этническое возрождение начинает активно инкорпорировать национальную идею, важнейшим элементом которой является ориентация на создание национального государства с национальной религией (как это произошло, например, в бывшей Чечено-Ингушской АССР), то создаются идеальные условия для возникновения конфликтов и дестабилизации в России, которая является полиэтническим государством.
В Каспийско-Кавказском регионе, после распада СССР, наблюдается всплеск религиозной активности, зачастую сопровождающей дезинтеграционные процессы. В условиях поликонфессионального общества противоборствующими сторонами активно используются национальные особенности религиозных культов в интересах отдельных групп для решения текущих конъюнктурных политических задач.
Таким образом, в Каспийско-Кавказском регионе происходит усиление национально-религиозной и в целом культурной дифференциации. Националистические приоритеты заполняют собой тот вакуум, который возник в результате отсутствия общенациональной доктрины. В результате вызревает благоприятная для культурной экспансии региона среда.
В этих условиях необходимо скорейшее осмысление стратегических задач новой восточной политики России, основанной на принципиальном изменении отношения к религии и вопросам сосуществования разных культур.
ИСТОЧНИКИ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В БАССЕЙНЕ КАСПИЙСКОГО МОРЯ И МЕХАНИЗМЫ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
В. ЩЕРБАКОВ (Россия)
К странам Каспийского бассейна относятся: Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения и Иран. Правительства названных государств предпринимают усилия, ведут активную деятельность по следующим направлениям: экономика; трубопроводный и судоходный транспорт; гидрология, метеорология и навигация; экология; международное право и суверенитет; военная политика.
Основные проблемы, которые могут привести к нестабильности в регионе, если их не решать:
1. Аспекты международного права. Подписана рамочная конвенция по охране окружающей среды, согласована конвенция по вопросам метеорологии, разработан проект положений, связанных с судоходством в бассейне Каспийского моря, ратифицировано трехстороннее соглашение между Россией, Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря. Страны также поддержали идею России о создании региональной структуры по борьбе с терроризмом. Однако остались разногласия по разделу дна моря, по использованию толщи воды, по защите и использованию биоресурсов. Разработаны лишь основы конвенции по правовому статусу Каспийского моря. Завершить эту работу должен саммит глав государств каспийской "пятерки".
2. Определение национальных секторов в Каспийском море, то есть установление государственных границ. Россия настаивает на применении "модифицированного принципа срединной линии". Нас поддерживают Азербайджан, Казахстан, Туркмения. Иран, который при таком подходе теряет несколько перспективных нефтегазовых месторождений, придерживается другого мнения.
3. Прокладка по дну моря трубопроводов для транспортировки нефти и газа. Россия предлагает прокладку трубопроводов осуществлять на основе согласия всех пяти стран. В этом вопросе Россию поддерживает только Иран. Другие государства планируют выполнять или уже реализуют свои национальные проекты.
4. Милитаризация региона. Государства Каспийского бассейна будут наращивать военный потенциал за счет внутренних источников, а некоторые из них - за счет привлечения военной силы США и НАТО. Естественно, накопленный военный потенциал будет привлекаться к решению спорных региональных вопросов.
Если не решать названные проблемы, то они могут выйти за рамки интересов "пятерки", могут стать глобальными с непредсказуемыми последствиями.
Следовательно, безопасность и стабильность в Каспийском регионе зависит от политической воли и практических действий не только России, Ирана, Туркмении, Азербайджана, Казахстана, но и многих других стран, а противостояние может привести к ослаблению как каждой отдельно взятой страны, так и мирового сообщества в целом.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |