Libmonster ID: KZ-775
Author(s) of the publication: Л. Е. КЕРТМАН

М. Наука. 1984. 221 с.

Едва ли не главной причиной отставания изучения истории культуры от исследования других сторон исторического процесса является слабая разработанность ее теории и методологии, нерешенность основных проблем, начиная с определения понятия "культура" и кончая принципами системного анализа культуры данного общества на определенном этапе его развития. Рецензируемый труд1 - смелая и удачная попытка внести ясность в основные теоретические вопросы истории культуры.

Авторы опираются на теоретические изыскания последних двух десятилетий. Вместе с тем они решительно отвергают те варианты определения культуры, которые либо идентифицируют ее с "обществом", либо рассматривают как нечто лишь логически вычленяемое из "общества", но не имеющее своей "предметной зоны". Помимо чисто теоретических аргументов, авторы отмечают методологическую бесплодность определений этих типов в силу чрезмерно высокого уровня абстракции, ничего не дающего для конкретных исследований. "Для истории как науки, - пишет автор основной теоретической статьи сборника М. Б. Ешич, - культура может быть предметом изучения в том случае, если она представляет собой какое-то множество реально существующих и сменяющих друг друга во временной последовательности фактов, событий, явлений, процессов" (с. 11).

Авторский коллектив твердо придерживается точки зрения, согласно которой "культура и духовное производство рассматриваются как идентичные явления в обществе", и оба понятия "выступают как тождественные по объему и содержанию" (с. 5). В предваряющем книгу введении излагается ее основная концепция: "При таком подходе, во-первых, культура выступает по отношению к обществу как одна из его системообразующих подсистем, обладающая функциями особого рода, отличными от тех, которые выполняются в обществе иными его подсистемами; во-вторых, в метасистеме "общество" культура выступает как система создания (производства), хранения, распределения и потребления продуктов особого рода, обусловленных оп-


1 Авторский коллектив: В. Т. Ермаков, М. Б. Ешич, М. Н. Кузьмин, Я. А. Латкер, Г. П. Нещименко, И. В. Пименова, О. А. Северная. Редакционная коллегия: М. Б. Ешич, М. Н. Кузьмин, Д. Ф. Марков (отв. ред.), И. В. Пименова.

стр. 126


ределенными (специфическими) общественными потребностями; в-третьих, тем самым культура представляет собой реальную, в пространстве и времени пребывающую и развивающуюся (а не только логически вычленяемую) систему, которая может быть эмпирически исследована и описана как в синхронном, так и диахронном планах" (с. 5).

Эту позицию, обстоятельно аргументированную и развитую М. Б. Ешичем и последовательно выдерживаемую в других статьях сборника, можно принять без существенных оговорок, хотя понятие "духовная жизнь" более точно отражало бы концепцию авторов, нежели "духовное производство". В самом деле, они говорят не только о производстве в узком и непосредственном смысле слова, но и о хранении, распределении, потреблении духовных ценностей (с. 5, 26, 54 и др.), т. е. о духовной жизни во всех ее проявлениях. В особенности это относится к "потреблению" духовных ценностей, которое, в отличие от потребления ценностей материальных, есть в то же время и производство. Человек, носящий шляпу, произведенную кем-то другим, в ее производстве непосредственно не участвует, хотя и влияет на него через механизм спроса. Человек же, изучающий какую-либо этическую теорию, или читающий "Анну Каренину", или наслаждающийся "Джокондой", непосредственно производит определенный духовный (интеллектуальный, нравственный, эстетический) эффект, который возникает лишь при соприкосновении "ценности" с потребителем, А так как личность потребителя индивидуальна и неповторима, то и эффект всегда в чем-то специфичен и сам по себе представляет духовную ценность и вносит нечто (пусть микроскопически малое) в духовную атмосферу эпохи.

В связи с этим вызывает возражение тезис М. Б. Ешича: "В процессе создания культурных (духовных) ценностей, т. е. в процессе материализации (объективизации) общественно значимых результатов духовного освоения действительности, принимают участие далеко не все люди, а творческие личности" (с. 38). Под "духовными ценностями" вовсе не следует понимать только научные теории, произведения искусства и другие "материализованные" результаты духовных поисков. Обычай, нравственная норма, стереотип поведения, вкусы и т. д. создаются народом, массой, а не только "творческими личностями", что нисколько не умаляет их относительно самостоятельной роли в создании духовных ценностей. Все это дает основание считать понятие "духовная жизнь" более адекватно выражающим содержание "культуры"2 . Но это - относительно частное и скорее терминологическое расхождение, не препятствующее единству взглядов в полемике с теми, кто "снимает" предметную определенность культурных, а вместе с ней - и относительно самостоятельный предмет историко-культурных исследований.

Подход с позиций "духовного производства", как правильно отмечено в книге, начал складываться еще в 1960-е годы. Заслуга авторского коллектива не только в развернутом обосновании такого подхода, но и в том, что ему удалось представить духовное производство как подсистему в системе "общество" и положить начало исследованию структуры этой подсистемы. С этих позиций, широко привлекая конкретный материал из истории культурного строительства в европейских социалистических странах, авторы рассматривают актуальные проблемы культуры социалистического общества. Сюжеты их статей достаточно точно отражены в названиях. Целесообразно отметить как наиболее значительные результаты, полученные авторами, так и существенные недостатки.

В статье М. Н. Кузьмина рассматривается состояние школьного образования в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к концу 40-х годов XX в., что по мнению автора, наряду с характеристикой социальной структуры населения этого региона "может дать необходимое представление о реальной исходной базе перехода к новому, более высокому историческому типу личности" (с. 79). Но эту конкретную тему М. Н. Кузьмин предваряет содержательным теоретическим рассуждением, дополняющим (а кое-где и повторяющим) работу М. Б. Ешича. Особое внимание хотелось бы обратить на тот аспект теоретического анализа, который выходит за пределы культурологии.


2 Подробнее см.: Кертман Л. Е. К методологии изучения культуры в критике ее идеологических концепций. - Новая и новейшая история, 1973, N 3.

стр. 127


Затрагивая вопрос о "структуре общеисторических исследований", М. Н. Кузьмин пишет: "При традиционном понимании функций культуры преимущественно лишь как отражательных, ее освещение ?обычно замыкает экономическую, социальную и политическую характеристику эпохи, причем культура описывается как продукт истории, а не как ее внутренний активный фактор. При предлагаемом понимании функций культуры более рациональной представляется содержательная характеристика ее системы (включая характеристику исторического типа личности и реально освоенного обществом культурного потенциала) непосредственно вслед за характеристикой экономики и социальной структуры общества. Это позволит в новом ракурсе проанализировать механизм соотношения и взаимодействия объективной и субъективной сторон исторического процесса" (с. 62). Эта мысль представляется не только верной, но и плодотворной, заслуживающей широкого обсуждения. Опыт преподавания новой истории в Пермском университете именно по предлагаемой М. Н. Кузьминым схеме полностью подтверждает целесообразность, научную и методическую обоснованность такого подхода.

Приводя убедительные аргументы общефилософского и конкретно-исторического характера, В. Т. Ермаков расширяет понятийный аппарат теории национальных социалистических культур, ставя, так сказать, над понятием содержания (которое включает в себя "органичный сплав интернациональных, межнациональных и национальных черт, свойств и элементов при доминирующей роли первых" (с. 103) понятие сущности культуры: социалистические национальные культуры "все едины и однотипны по своей сущности" (с. 101).

С В. Т. Ермаковым, как и с И. В. Пименовой, нельзя согласиться лишь в трактовке понятия "народная культура". В статье В. Т. Ермакова отмечается, что любая национальная социалистическая культура "по своему генетическому происхождению и структуре состоит как бы из трех пластов: собственно социалистической, наследуемой и освоенной прогрессивной культуры прошлого и настоящего, традиционной пли народной культуры" (с. 92). Отметим, что, видимо, автор имеет в виду "пласты" не социалистической культуры, а культуры социалистической страны, в связи с чем ему приходится "отяжелять" понятийный аппарат формулировкой "собственно социалистическая культура". Главное, однако, в другом. Автор не оговаривает, что под прогрессивной культурой прошлого и настоящего имеется в виду профессиональная культура. Тем самым "прогрессивная культура" отделяется от "народной", исчезает понятие "демократическая культура", которое включает идеалы и ценности "трудящейся и эксплуатируемой массы" (В. И. Ленин) и их выражение в духовном производстве прогрессивных мастеров культуры.

И. В. Пименова, чья работа в целом привлекает внимание свежестью проблематики и интересными трактовками (например, о различии "массовой" и "популярной" культуры - с. 145), поднимает этот вопрос Специально, хотя и в двух фразах: "Социалистические и демократические элементы культуры буржуазного общества тесно связаны с народной культурой, в значительной степени вырастают из нее, но неадекватны ей. Они являются отражением борьбы демократических сил, рабочего класса" (там же). Иначе говоря, демократическая культура - это только "высокая культура", духовное производство профессионалов, а рождаемая самой демократической массой система ценностей, идеалов и нравственных норм - не есть демократическая культура?

В сугубо проблемной книге, поднимающей и частично решающей коренные вопросы марксистско-ленинской культурологии, инородным телом представляется статья О. А. Северной, которая, может быть, неплохо прозвучала бы в сборнике конкретно- исторического характера в качестве исследования одной из групп болгарской интеллигенции. В самом деле, проблему формирования социалистической художественной интеллигенции автор рассматривает, как сказано в подзаголовке, "на примере Болгарии". Но о перестройке сознания части старой интеллигенции говорится, что "наименее болезненно этот процесс проходил в Болгарии" (с. 169). Какой же это "пример"? В сборнике, отличающемся терминологической точностью и высокой языковой культурой, бросаются в глаза встречающиеся в этой статье небрежные выражения, такие, как "большая масса работников культуры" (с. 176) или "для под-

стр. 128


готовки студентов художественных вузов значение имела проведенная в них реорганизация" (с. 174; как будто реорганизация могла не иметь значения!). Странно, что монументальная скульптура отнесена автором к оперативным жанрам (с. 177), а VII конгресс Коминтерна назван VII съездом (с. 170).

Особое место и сборнике занимает статья Г. П. Нещименко. Ею как бы подчеркивается междисциплинарный характер культурологии, т. к. специфические проблемы лингвистики рассматриваются в ней в контексте общих проблем культуры. Уместно в связи с этим поставить вопрос о правомерности включения в издания по теории и истории культуры сугубо профессиональных сведений и, особенно, терминологической лексики, лишь часть которой может войти в литературный язык. "Отличительной чертой нашего времени... следует назвать интенсивное проникновение терминологической лексики в повседневное речевое обращение" (с. 210), - пишет автор, и создается впечатление, что он стремится проиллюстрировать это положение, убеждая читателя, далекого от языкознания, в том, что "нельзя игнорировать факт сохраняющейся стилистической маркированности универбизованных дериватов" (!) (с. 192). Никаких воспоминаний не вызывает у нас сделанное в скобках замечание: "напомним грамматическую кодификацию Й. Добровского" (с. 207). Все это не столько замечание, адресованное автору содержательной работы, сколько материал для раздумий о языке такой полидисциплинарной науки, как теория и история культуры.

Лучшие статьи сборника, носящего, казалось бы, сугубо академический характер, пронизаны пафосом гражданственности. Авторы не просто изучают вопрос, теоретизируют, вырабатывают концепции и определения. Они борются за то понимание актуальных проблем теории и методологии культуры, которое считают правильным. Отсюда и выход на самые животрепещущие глобальные вопросы экологии, демографии, энергетики и т. д. Я. А. Ляткер в своем "концептуальном анализе" (как гласит подзаголовок его статьи) взаимодействия НТР и социалистической культуры вскрывает огромные возможности культуры в борьбе против многочисленных опасностей, нависших над человечеством. Даже только намеченные в статье аспекты таких возможностей открывают перед культурологами разнообразные и пока почти не затронутые сферы исследования.

Историю культуры теперь нельзя будет писать без учета идей рецензируемой книги, хотя многие из них еще нуждаются в разработке и конкретизации.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/КУЛЬТУРА-В-ОБЩЕСТВЕННОЙ-СИСТЕМЕ-СОЦИАЛИЗМА-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-И-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ-ПРОБЛЕМЫ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Л. Е. КЕРТМАН, КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 21.11.2018. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/КУЛЬТУРА-В-ОБЩЕСТВЕННОЙ-СИСТЕМЕ-СОЦИАЛИЗМА-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-И-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ-ПРОБЛЕМЫ (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - Л. Е. КЕРТМАН:

Л. Е. КЕРТМАН → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1464 views rating
21.11.2018 (2193 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
18 hours ago · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
18 hours ago · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
19 hours ago · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
2 days ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
2 days ago · From Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 days ago · From Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
2 days ago · From Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛИЗМА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android