Автор: А. ЦЕНДИНА, кандидат исторических наук
Прежде чем принять буддизм, тибетцы исповедовали религию бон. Так считают они сами, так повествуют их мифы, об этом пишут исследователи истории и культуры Тибета. Бонские монастыри существуют и сегодня, большинство последователей этой религии живет в Кхаме, встречаются они и во многих других районах Тибета. "Бонцы - в точности так же, как и буддисты, - исполняют свои ритуалы с благочестивыми намерениями достигнуть настоящего "просветления" и с безоговорочной верой в Будду (тот факт, что он в качестве "просветленного" в их представлении является Учителем Шенрабом - дело другое). Таким образом, бонцы могут считаться буддистами в той же степени, в какой и все другие тибетцы, хотя они и утверждают до сих пор, что придерживаются некоей настоящей религии", - пишет о боне известный современный исследователь этой религии, норвежский ученый П. Кверне. Он же уточняет, что XI век оказался важнейшим периодом в формировании тибетского буддизма, периодом, когда возникли различные школы и центры религиозной жизни, которые постепенно составили так называемые секты, одной из которых и является бон.
О сходстве бона с буддизмом писали все, кто сталкивался с "живым" боном. Авторы отмечали лишь небольшие отличия. "В настоящее время религия бонъбо очень мало отличается от тибетского буддизма; главное различие состоит в характерном переиначивании некоторых ламаистских обрядов и в именах божеств", - подчеркивал, например, В. Рокхиль. Так он комментировал описание бонских ритуалов индийским ученым С.Ч. Дасом, отмечавшим: "По периметру монастыря расположены красивые чортэни, мэньдоны (ритуальные сооружения. - А.Ц. ) и надгробные камни, вокруг которых посетителям позволяют ходить по направлению справа налево, но не наоборот, как это делают буддисты".
А вот относительно природы этого сходства, его происхождения
стр. 62
у ученых разные точки зрения. Некоторые считают, что причиной является постепенное приспосабливание бона к тибетскому буддизму, произошедшее за многие века сосуществования. Например, о монастырской жизни бонцев Ю.Н. Рерих писал: "Бонский монастырь - адаптация модели буддизма, и правила монастырей в значительной степени взяты из буддийских источников". Другие ученые утверждают, что бон - это некая ранняя форма буддизма, принесенная индийскими учителями задолго до официального принятия буддизма в Тибете в VII веке. Таким образом, многие видят в боне буддизм, правда, одни - его раннюю форму, а другие - адаптированную, причем, "перевернутую".
ШИВАИЗМ, ШАМАНИЗМ ИЛИ МИТРАИЗМ?
Но сходством с буддизмом версии исследователей о происхождении бона далеко не исчерпываются. Итальянский тибетолог Дж. Туччи усматривал в боне элементы шива-изма, на основе чего предполагал его генетическую связь с этим индуистским верованием. Бонские проповедники родиной своего учения называют западный Тибет - район вокруг горы Кайлас и озера Манасаровар. Известно, что Кайлас - священная гора индуистов, которые верят, что на ней обитает Шива со своей божественной подругой Парвати. Почему бы бону не быть шиваизмом?
Очень часто бон называют шаманизмом. Такого мнения, например, придерживался немецкий ученый X. Хофман, один из самых серьезных исследователей бона. Он считал, что многое "доказывает тесное типологическое родство древней тибетской религии с современным шаманизмом". Собственно говоря, причисление бона к шаманизму основывается на выявлении общих черт в практике бонских священнослужителей (шенов) и шаманов. Этому X. Хофман посвятил целую главу своего классического труда "Источники по истории тибетской религии бон", где описал эти общие черты.
У X. Хофмана есть много последователей. Но и противники имеются тоже. "Эту религию часто называют "шаманизмом", хотя данный термин порождает неправильное понимание, - пишет П. Кверне. - Судя по древнейшим источникам, относящимся ко времени знакомства тибетцев с буддизмом, важная, если не главная функция священника бонпо была связана с погребальным обрядом царей и с сопутствующим ритуалом, который исполнялся при их сжигании. Ритуал был, на наш взгляд, чрезвычайно сложным - мы еще вернемся к его определенным аспектам - а теперь только отметим, что мы не смогли найти в нем и намека на то, что можно было бы назвать элементами шаманизма". Значит, бон - все-таки не шаманизм?
Л.Н. Гумилев, мастер нетривиальных гипотез, неоднократно писал в своих книгах о том, что бон в древности исповедовали монголы, он называет его "религией предков и потомков Чингиса". Возможно, его подтолкнуло к этой мысли бьющее "в уши" созвучие тибетского слова "бон", которое в большинстве диалектов произносится как бо и переводится как "призывать", "читать вслух", и монгольского слова "бе" (бo), означающего "шаман" (а глагол "беелех" (бooблoх) - "призывать духов", "камлать"). Созвучие, действительно, впечатляющее, но Л.Н. Гумилев строит свою теорию на другом. Он вовсе не считает бон монгольским шаманизмом, а даже "совсем наоборот" - возводит обе религии к иранскому митраизму, поддерживая таким образом мнение известного русского тибетолога Б.И. Кузнецова. Тот считал, что "древняя тибетская религия бон, о которой нам известно до сих пор очень мало, в некоторых своих деталях имеет вполне определенное и не вызывающее сомнений тождество с древними иранскими религиями. "Изучение бонской традиционной литературы дает возможность утверждать... что мы имеем дело с восточной разновидностью митраизма, распространителем и проповедником которого в Гималаях тибетцы по традиции считают Шенраба, выходца из знатной семьи, родом из Ирана", - писал он. Митраизм, который из Ирана пришел в Римскую империю, где долго (II-IV века) противостоял христианству, по гипотезе Б.И. Кузнецова, является западным направлением древней иранской религии, а бон - восточным. Здесь надо отметить, что многие другие ученые также выделяют иранские элементы в боне и считают их весьма значительными. Среди иранских религиозных систем, оказавших влияние на бон, они называют зурванизм, манихейство, зороастризм.
Я перечислила гипотезы, возводящие бон к индийским, иранским, центральноазиатским и, наконец, тибетским автохтонным системам верований. Но не может быть, чтобы не было теорий, которые усматривали бы в боне китайское происхождение. "Бонпо, особенно черные бонпо, во многих отношениях напоминают даосов", - пишет знаменитая путешественница А. Давид-Неель. Отождествление бона с даосизмом (если не полное, то частичное), которое можно встретить не только у А. Давид-Неель, но и у других исследователей, базируется, как считает X. Хофман, на почти курьезном переводе в словаре X. Ешке имени Шенраба как Лао-цзы (одного из основателей даосизма), а также на том, что в монгольских сочинениях даосов обозначают бойцами. X. Хофман призывает к этой идее серьезно не относиться. Хорошо, давайте не будем. Однако тогда многие вопросы остаются открытыми. Почему тибетцы часто идентифицировали Лао-цзы с Шенрабом,
стр. 63
на что указывает не только X. Ешке? Почему монголы называли бон и даосизм - религии их соседей, которых они хорошо знали, -одним словом "бонпо"? Чем объясняются очевидные параллели в этих религиях? Например, в их учениях одинаково большое место занимают мифы о тайном знании секрета вечной жизни.
Или такая деталь. Среди священников бона различаются белые и черные. Черными называют обычно странствующих бонских жрецов, одетых в черное и исполняющих обряды почитания духов умерших, часто сопряженные с жертвоприношением животных. Но и даоские жрецы носят черные халаты. А среди них есть так называемые "черноголовые" священники, которые "совершают погребальные обряды, связанные с подземным миром", чего не могут делать другие священники и что очень напоминает обряды бонцев. Наконец, вспомним опять же Лао-цзы, который, согласно легендам, создал свой классический труд "Дао дэ цзин" во время путешествия на Запад, где он обратил в даосизм "западных варваров". А "западными варварами" древние китайские сочинения называют, как правило, именно тибетцев. Так может быть, бон все-таки близок к даосизму?
Почему существует так много мнений о боне и нет единодушия в его научной интерпретации? Некоторая путаница возникает из-за того, что на самом деле боном называют целый комплекс религиозных верований, распространенных у тибетцев на протяжении многих веков до появления там буддизма. Эти верования относятся к различным стадиям развития религиозного сознания, они испытали на себе многообразное воздействие соседних культур в разные исторические периоды. Кроме того, все они в той или иной форме живы и поныне. Обычно выделяют два основных пласта: древние автохтонные верования тибетцев и религию, которую исповедовали в Шаншунге, области, находящейся на западе Тибета. Испытавшая влияние индийских и иранских религиозных воззрений, она была принесена в Центральный Тибет, где в значительной степени преображена и приближена к ламаизму под его влиянием. Между прочим, эта классификация опирается на взгляды самих средневековых тибетских историков, которые были большими любителями разного рода систематизации.
ДУХИ, ДЕМОНЫ И ШАМАНЫ, ЛЕТАЮЩИЕ НА БАРАБАНАХ
Источников, по которым можно судить о древних верованиях тибетцев, очень мало. Это все те же мифы, легенды и рассказы о боне в буддийской литературе, несколько ранних письменных памятников VIII-IX веков, дошедших до нас и не подвергшихся позднейшей обработке, китайские хроники и современный тибетский буддизм (!), вобравший в себя большое количество элементов древней религии тибетцев.
Большинство ученых относят древний бон к той форме анимистическо-шаманистических верований, которая была распространена на обширной территории Центральной Азии, Сибири, а до появления конфуцианства, по-видимому, и в Китае, и которая частично жива там и по сей день. Датский ученый Э. Хаар реконструирует древнейшие представления тибетцев о мире, которые он называет добонскими, или относящимися к "первоначальному" бону. Он считает, что они были дуалистическими и делили мир на верх и низ, где низ был "заселен" людьми, а верхний мир -духами умерших тэ или тэурана-ми. К данному периоду относится миф о происхождении первого человека из яйца, что характерно для матриархальной модели общества. Однако этот, наиболее древний, субстрат мировидения тибетцев все же просматривается довольно смутно.
Отчетливее видны более поздние представления бона, согласно которым мир делится на три части - верхний, то есть небесный, средний - поверхность земли и нижний - подземный. Все эти сферы довольно густо заселены различными богами, демонами и духами. Под землей живут лу - драконы, которые "заведуют" в основном реками и озерами. Их довольно близкие "родственники" - духи деревьев, гор, скал (няны), хозяева тех или иных местностей (сабдаги, юлха, вампирши сри, демоницы мамо и прочие и прочие).
В Тибете особенно много духов гор - бог горы Тангла, хозяин горы Канченджанга, "Небесный бог" Эвереста и т.д. Обычно духи гор - мужского пола, а озер - женского.
Часто горный пик и озеро рядом с ним представляют супружескую пару богов. X. Хофман утверждает, что на древние представления тибетцев повлияла их могучая природа. Наверное, это так. Как не быть духам гор в горной стране! Но приведу лишь маленький пример для сравнения. На востоке Монголии, где тянутся бескрайние ровные степи, есть гора Матад. Она совсем невысокая. Местные скотоводы шутят, что они вспоминают про эту гору весной, когда сходит снег и обнажается ее макушка. Однако у нее есть дух-хозяин, и я думаю, что в представлениях жителей этого района он не менее могуч, чем духи высочайших тибетских пиков. Древние верования наделяли сверхъестественной силой все "нарушения" регулярного ландшафта, будь то горы, одинокие деревья, а тем более необычные, огромные камни, пещеры - в общем, любые причуды природы.
Но вернемся к бонским демонам и духам. В среднем мире, где живут люди и животные, обитают еще и цаны - духи- охотники, одетые в шлемы и доспехи и объезжающие свои владенья, духи очага, духи полей и пр. А в верхнем - боги лха, демоны дуд, божества му, бал, волшебная птица къюн и пр. По другим данным, все названные боги и духи обитают также в среднем мире, а высший - это универсальное, божественное, вечное Синее небо, представление о котором существовало у тибетцев так же, как и у древних монгольских и тюркских шаманистов.
Все эти духи и демоны не относятся к силам зла, но они довольно капризны и гневны. Если человек своими действиями нарушает их спокойствие или не выполняет по отношению к ним нужных ритуалов, они приходят в негодование, насылают болезни, засухи, громы и молнии, падеж скота, голод, наконец, смерть. Поэтому люди стараются делать все, чего требуют духи. Они приносят им жертвы. Кладут камни к деревьям, оставляют пищу в специальных местах, куда боги обычно приходят за ней, привязывают разноцветные ленточки на кусты у пещер, собирают кучи камней на перевалах. Особенно осторожно надо обращаться с демонами, когда происходит какое-нибудь важное событие - рождение человека, болезнь, смерть. В таких случаях тибетцы делали своим богам жертвоприношения животными. "Они приносят
стр. 64
в жертву овец, собак и обезьян. Сначала они перебивают им ноги, затем убивают, после чего достают внутренности и разделывают на части", - рассказывает о тибетцах "История династии Тан". Между прочим, головы животных, которые и теперь тибетцы ставят на жертвенники в виде груд камней, - это отголоски тех жертвоприношений.
Но люди часто не понимают своих демонов, а иногда просто не могут с ними справиться. Тогда среди них находятся такие, которые берут на себя общение с духами и даже пробуют влиять на них. Они обнаруживают у себя "сверхъестественную" силу, дающую им возможность призывать определенного духа или демона, сливаться с ним в единое целое и передавать все его повеления. Да, эти жрецы очень напоминают шаманов. В тибетских сочинениях их называют шенами, но есть и другие термины, например, лхапа, бонпо. Легенды рассказывают, что шаманы умели "летать на барабанах". Это - символическое обозначение танца камлающего шамана, считают ученые. Однако многие исследователи утверждают, что шены были не шаманами, а скорее - "заведующими ритуалом жертвоприношения". Вспомним хотя бы замечание П. Кверне, который в этом мнении совсем не одинок. При этом сторонники такой интерпретации бона, по-видимому, имеют в виду не древний бон, а более позднюю его модификацию, о которой будет сказано ниже, но, так или иначе, решительно отстаивают свое мнение. Обосновывают они его, в частности, данными об обряде захоронения царей в древнем Тибете, в котором шены исполняли важную роль, и именно в качестве вершителей ритуала.
РОДОМ ИЗ ШАНШУНГА
Бон, зародившийся в Шаншун-ге, который X. Хофман обозначает как "систематизированный бон", Ю.Н. Рерих - как "реформированный бон", а тибетцы называют "боном свастики" (свастика как знак солнца является одним из центральных символов этого учения), вычленяется, как ни странно, труднее всего. Уж слишком он закрыт позднейшими напластованиями, имитирующими буддизм. В общих чертах о нем можно сказать следующее.
На западе от Ярлунга, где формировалась тибетская монархия, существовало княжество Шаншунг. Это было сильное государственное образование, некоторые даже называют его империей. В период расцвета оно охватывало огромный район, но центр его располагался вблизи почитаемой всеми тибетцами и индийцами горы Кайлас и не менее священного озера Манасаровар. Это княжество делилось на верхний и нижний Шаншунг. Похоже, что верхним называли районы, достигающие Памира и граничащие с иранским культурным миром, а нижний -земли по Трансгималаям, вплоть до верховья реки Янцзы. Население княжества было тибетоязычным. Вот в этом-то княжестве и исповедовали религию бон. Затем Шаншунгское княжество было покорено Ярлунгской династией
стр. 65
из Центрального Тибета. Так бон стал религией тибетцев.
Шаншунг находился на пересечении мощных культур Индии и Ирана, поэтому бон испытал на себе их сильнейшее влияние. Это и дает основание ученым усматривать в религии бон индийские или иранские корни. Однако этот бон был уже именно тем, что принято называть собственно термином "религия". Переход от древнего бона к бону свастики означал переход от анимизма к теизму, то есть от почитания духов к почитанию богов. Он имел развернутое учение о возникновении мира и путях спасения человека, большой пантеон божеств, пророка-учителя, церковную организацию. Именно об этой религии писали Л.Н. Гумилев и Б.И. Кузнецов: "Когда в середине VII века по приглашению тибетского владыки Сонцэн Гампо в Тибет явились из Индии буддийские монахи, то они столкнулись там не с первобытным язычеством - почитанием сил природы, не с шаманизмом - практикой вызывания духов, и даже не с культом мертвых предков, а с продуманной, теоретически обработанной религиозной системой, носившей название бон". Именно ее имеет в виду Дж. Туччи, когда настаивает, что бон - это не популярные верования, а сложное религиозное учение.
УЧИТЕЛЬ ШЕНРАБ-МИБО
Затем бон испытал на себе сильнейшее влияние тибетского буддизма и стал часто восприниматься в качестве одной из его сект. Даже если предположить, что бон - это ранний буддизм, нельзя не видеть в нем имитации многих черт позднего буддизма тибетцев. Во всяком случае, практикуемый ныне бон относится именно к этой его форме. Бонцы имеют канон, который носит знакомое название Ганджур. Есть и собрание комментариев к нему - Данджур. Был в их истории свой реформатор, подобный Цзонхаве, основателю самой распространенной секты в Тибете - гэлугпа. Это - Шераб-Джалцан. Он организовал первый бонский монастырь в Манри (область Цзан), после чего бонцы обрели сеть монастырей, подобную существующей в секте гэлугпа. Даже годы его жизни, которые приводят бонцы, подозрительно напоминают годы жизни Цзонхавы.
Мы мало знаем о главном пророке бона, его учителе Шенраб- Мибо. Шенраб-Мибо - скорее всего не имя, а прозвище или титул, который переводится как "Совершенный шаман (или жрец), великий человек". Бонцы утверждают, что он был современником Будды Шакья-муни и родился в стране Тадзик (Иран). Жил ли он на самом деле, сказать трудно, так как никаких точных данных мы о нем не имеем. Есть только предположения. Так, Б.И. Кузнецов считал, что Шенраб -это иранский проповедник Митри-дат (VI век до н.э.), бывший учителем и воспитателем персидского царя Кира Великого. С другой стороны, Шенраб очень напоминает Будду. Действительно, жизнеописание Шенраба похоже на классическую биографию Будды Шакьямуни. Шенраб - также сын царя, также уходит из дворца в поисках истины, также обретает ее и несет свое знание людям, также борется с демоном и пр.
Ученых всегда ставило в тупик утверждение последователей бона о существовании шаншунгского языка, на котором первоначально распространялось их святое учение. То есть ставило их в тупик, конечно, не утверждение, а сам язык. Есть, например, словарь шаншунгского языка. Титулы некоторых бонских книг имеют подзаголовки на этом языке. Многие пытались его расшифровать. Но в конце концов большинство ученых пришло к выводу, что, возможно, шаншунгский язык и существовал в древности, не исключено, что это был какой-то западно-тибетский диалект с элементами иранского влияния или иранский диалект с элементами тибетского влияния, но то, что сейчас подразумевается под ним, есть, как писал X. Хофман, "фикция, а заголовки, написанные якобы на каком-то иностранном языке, - простая абракадабра". Ю.Н. Рерих более мягко называет этот язык искусственным. Опять имитация, на этот раз - тайного божественного языка, подобие санскрита у тибетских буддистов.
Почему бон стал так похож на тибетский буддизм? Если принять теорию о боне как о буддизме, пришедшем из Индии в Тибет несколькими веками ранее его официального принятия в VII веке, то ответ надо искать в смешении бона с местными культами так же, как это потом произошло с поздним" буддизмом. Если же посчитать бон другой, небуддийской религией, то причина сходства будет лежать в иной плоскости. Можно предположить, что испытывая в течение долгого исторического времени давление буддизма - религии, обладавшей развернутым философским учением, мощной письменной традицией, сетью церковных институтов, бон, отстаивая "себя", стал тоже обзаводиться всем этим, пока не превратился во "второй" буддизм. А установленные боном некоторые обряды, как бы специально извращающие буддийские, например направление обхода святынь против движения солнца (в буддизме - по движению солнца), написание священной магической формулы тибетских буддистов "Ом мани падмэ хум" наоборот - "Мух мэ пад мани мо", есть не что иное, как отражение борьбы за свою "особость", "отдельность" от буддизма.
Мало понятен и вопрос, как это религиозное учение распространилось по всему Тибету. Казалось бы, его "сгущение" должно наблюдаться там, где оно зародилось. Ничего подобного. Больше всего последователей у него в весьма далеких от Шаншунга районах - Кхаме, Амдо. Объяснить такое обстоятельство можно следующим предположением. Бон как религиозное верование, принадлежащее к архаическому типу (по сравнению с буддизмом), "лучше" сохранился в тех районах, население которых образует и наиболее патриархальные социальные общности. А это - именно Кхам и Амдо. Впрочем, объяснение может быть и проще. Вполне вероятно, что во время гонений на бон в IX веке бонские учителя ушли в глухие места Севера и Востока Тибета и там, где их жизни никто не угрожал, спокойно проповедовали свое учение.
В заключение я хочу сказать, что несмотря на популярность, которую это вероучение приобрело в последние несколько десятилетий, и стремительно развивающуюся науку о нем, в боне остается много неразгаданного и непонятого, и ни одну из названных выше гипотез о происхождении и характере бона нельзя назвать полностью доказанной и окончательно признанной.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |