Libmonster ID: KZ-1693
Author(s) of the publication: Е. А. ТОРЧИНОВ

М.: Изд. фирма "Вост. лит-ра", 2000. 415с.

Нельзя сказать, что тема, которой посвящена новая книга К.М. Тертицкого, никогда ранее не затрагивалась отечественной наукой (достаточно упомянуть труды Э.С. Стуловой и Е.Б. Поршневой)'. Однако эти работы рассматривали проблему синкретических религий прежде всего на материале китайских источников XVI-XVIII вв., избегая касаться современной тематики (видимо, из- за отсутствия соответствующих материалов). К.М. Тертицкий смело пересекает хронологические рубежи и обращается к современности, рассматривая характер, функции и место синкретических религий в современном китайском обществе (как на континенте, так и в Сянгане, на Тайване, в Сингапуре). Книга К.М. Тертицкого написана на новом уровне, отражающем достижения российского и мирового китаеведения за прошедшее десятилетие. Очень важен и научный контекст данного исследования, образуемый более общей проблемой: какова роль взаимодействия традиционной культуры и новаций, вызванных к жизни модернизацией, в современном китайском обществе. Думается, что автор чрезвычайно успешно справился с поставленными перед собой задачами, что делает его одним из ведущих российских синологов- религиоведов.

Хорошо известно, что именно синкретизм является основной характеристикой китайского (и шире, дальневосточного) типа религиозности вообще. Религиозный синкретизм не есть синтез: взаимодействие разнородных религиозных представлений, сюжетов, форм культа, персонажей пантеонов не привело и не могло привести в Китае к появлению некоей новой синтетической когерентной целостности. Скорее мы имеем дело с неким неупорядоченным и конфессионально принципиально не различенным конгломератом верований, представлений и культов, целостность которого является целостностью архаического типа религиозности, постоянно воспроизводимого крестьянской культурой Китая и соответствующим ей менталитетом. Однако этот синкретизм не следует смешивать с конвергенцией религиозных традиций в Китае в процессе их исторического взаимодействия.

История китайской культуры знает три исторических синтеза, определяющих ее современное лицо. Прежде всего - это синтез ханьской эпохи (собственно периода правления Ранней Хань, 206 г. до н.э. - 7 г. н.э.), объединивший в рамках единой имперской традиции различные локальные культурные традиции полицентрической модели эпохи Чжаньго (чжоуский центр, чуский юг, циский восток и т.д.). В это время сформировались и все базовые парадигмы характерного для китайской культуры "коррелятивного" (в отличие от европейского "причинного") мышления, тогда как предыдущая эпоха экспериментировала и в области причинного мышления, свидетельством чему являются зарождение логики и логического дискурса у поздних мо-истов, легистов и в "школе имен" (мин цзя).

стр. 181


К началу периода правления Поздней Хань этот синтез был завершен, и над образовавшейся целостностью нависла бы угроза стагнации, если бы не приход в Китай буддизма, принесшего с собой огромный объем новой культурной информации и принципиально иную, нежели китайская, картину мира. Последующее тысячелетие явилось периодом усвоения и ассимиляции этой новой культурной информации, завершившимся вторым синтезом эпохи Сун (960-1279) под эгидой неоконфуцианства. В это же время, а также при юаньской династии (1279-1368) складываются все основные параметры того феномена, который известен нам как "традиционный Китай". Этот синтез никоим образом не разрушил ханьскую модель, но серьезнейшим образом трансформировал ряд ее составляющих (особенно в аксиологической сфере). Обретенная цивилизационная завершенность была чревата стагнацией и утратой духа креативности (несмотря на такие всплески творческой активности, как яньминистская редакция неоконфуцианства при Мин или филологическая критика чжоусианства при Цин). Эта традиционная целостность была взорвана экспансией западной цивилизации, начиная с середины XIX в. (имевшие место ранее контакты с европейской культурой, например, деятельность в Китае иезуитов в XVII-XVIII вв., были верхушечными, спорадическими и, несмотря на свое подчас существенное значение, не могли оказать на китайскую культуру трансформирующего воздействия).

Третий синтез начался в конце XIX в. в результате знакомства китайцев с западной культурой и цивилизацией. Первоначально он привел к небывалому кризису всей китайской культурной традиции и даже поставил вопрос о ее жизнеспособности в XX в. Однако к концу столетия китайская традиционная культура стабилизировалась (о чем свидетельствует оживление конфуцианской и вообще традиционно ориентированной мысли), найдя пути и формы взаимодействия с цивилизацией Запада, равно как и ответы на вызов последней. Тем не менее третий синтез явно не завершен и его завершение, по всей видимости, потребует еще немало времени.

Для становления современной религиозной ситуации в Китае особенно важен период между ханьским и сунским синтезом, когда протекает интенсивный процесс, с одной стороны, китаизации буддизма, а с другой - "буддизация" (тут уместно вспомнить введенный одним из крупнейших китайских философов XX в . Ху Ши термин "индианизация") собственно китайской традиции, причем, естественно, второй процесс был менее интенсивен и радикален, чем первый.

В результате к сунской и юаньской эпохам мы имеем наглядный пример конвергенции трех ведущих "учений" (цзяо) китайской духовной традиции: конфуцианства (в форме чжоусиан-ского, а потом и яньминистского неоконфуцианства), даосизма и буддизма. Практически все три учения в послесунскую эпоху исходили из мировоззрения и мироощущения одного и того же типа, которое можно условно назвать "синическим", или "синистским". Оно предполагало холистическую картину мира как единого организма и исходные формы практики, включавшие в себя разработанные приемы медитаций - созерцаний, базирующихся на нравственном совершенствовании.

Разумеется, различия между религиями/учениями сохранялись, но они были явно вторичными и акцидентальными, а часто и просто внешними. Эта мировоззренческая конвергенция и послужила во многом основой для формирования религиозных синкретов первого уровня, т.е. синкретов ученой традиции, в которых синкретизм как таковой осознавался и теоретически обосновывался в формулах, аналогичных знаменитому сань цзяо вэй и ("Три учения - суть одно"). Этот синкретизм жив и процветает и в наше время, о чем свидетельствует шумный успех таких учений, как запрещенная недавно в КНР школа Фалуньгун, или Фалунь да фа (Практика Колеса Дхармы, или Великий Метод Колеса Дхармы), созданная в начале 1990-х годов мастером цигун Ли Хунчжи (в настоящее время проживает в США).

Книга К.М. Тертицкого как раз и посвящена такого рода движениям, которые начали появляться в Китае в основном с XVI в. и которые со временем, несмотря на периодические преследования и гонения, обрели весьма сильное влияние на самые разные слои и группы китайского общества. Если бы не уже 400-летняя история, эти движения вполне можно было бы назвать "новыми религиями" в отличие от традиционных конфуцианства, даосизма и буддизма (что, например, делается относительно типологически близкой японской религии Тэнрике, возникшей в середине XIX в.)

Рецензируемая монография состоит из двух частей. Первая (с. 22-98) посвящена общей характеристике религиозного сознания китайцев и очерку истории синкретических религий от

стр. 182


провозглашения в Китае Республики в 1911 г. и до 1949 г. Далее следует обзор синкретических религий в континентальном Китае после 1949 г. и до настоящего времени на Тайване, в Сянгане (Гонконге) и Сингапуре.

Во второй (основной) части книги (с. 99-362) автор анализирует историю, вероучения и культовую практику различных синкретических религий. Всего автор рассматривает 21 синкретическую конфессию. Среди них такие, как Даоюань, Игуаньдао, Саньицзяо, Сяньтяньдао, Тяньдицзяо, Хуантяньдао, Чжэнькунцзяо, Шэньсяньдао и др.

Особенный интерес представляет совершенно уникальная информация, сообщаемая автором о деятельности общин последователей синкретической китайской религии Цзайлицзяо (или Лицзяо) в дальневосточных регионах России (СССР) в 1900-1937 гг.

Завершают монографию выводы - глава "Китайские синкретические религии в культурно-исторической ретроспективе" (с. 363-374). Свое исследование К.М. Тертицкий заканчивает словами: "Так или иначе процесс легализации синкретических религий постепенно обретет (в КНР. - Е.Т.) конкретные формы, и тогда синкретические религии вновь появятся на поверхности китайской общественной жизни как сила огромной идейной и социальной мощи - к удивлению окружающего мира" (с. 374). И с этими словами трудно не согласиться.

Книга К.М. Тертицкого, несомненно, представляет собой новаторскую работу в области синологического религиоведения, соответствующую всем критериям и стандартам современного исследования в области изучения истории религий Востока в современную эпоху. Несмотря на то, что определенное преобладание эмпирического материала над его теоретическим или теоретико- методологическим осмыслением (хотя уже само введение в науку столь богатых фактических данных является огромной заслугой автора) несколько снижает научный потенциал рецензируемой монографии, она, безусловно, является одним из наиболее глубоких и интересных отечественных исследований в области китаеведения последних лет. Хочется пожелать автору дальнейших успехов, а также перевода его книги на один из западноевропейских языков (английский или французский) для ознакомления зарубежных коллег с новыми достижениями российской синологической школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См., например: Баоцзюань о Пумине / Пер., предисл., коммент. и публикация текста Э.С. Стуловой. М., 1979 (Памятники письменности Востока. Т. 46); Поршнева Е.Б. Религиозные движения в позднесредне вековом Китае. Проблемы идеологии. М., 1991.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/К-М-ТЕРТИЦКИЙ-КИТАЙСКИЕ-СИНКРЕТИЧЕСКИЕ-РЕЛИГИИ-В-XX-ВЕКЕ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Е. А. ТОРЧИНОВ, К. М. ТЕРТИЦКИЙ. КИТАЙСКИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ В XX ВЕКЕ. // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 28.02.2022. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/К-М-ТЕРТИЦКИЙ-КИТАЙСКИЕ-СИНКРЕТИЧЕСКИЕ-РЕЛИГИИ-В-XX-ВЕКЕ (date of access: 24.11.2024).

Publication author(s) - Е. А. ТОРЧИНОВ:

Е. А. ТОРЧИНОВ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
661 views rating
28.02.2022 (1000 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
TURKEY: IS FINANCIAL STABILITY UNDER THREAT? (ON THE ISSUE OF AN ATTEMPT TO INTRODUCE A BUDGET RULE)
Catalog: Экономика 
an hour ago · From Urhan Karimov
ALEVIS IN THE REPUBLIC OF TURKEY
2 hours ago · From Urhan Karimov
ГАЛИНА ИВАНОВНА СЛЕСАРЧУК 1926-2012
Yesterday · From Urhan Karimov
ЯПОНИЯ И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX в. В ФОНДАХ РГАСПИ
Yesterday · From Urhan Karimov
СТРАНЫ ВОСТОКА И НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Yesterday · From Urhan Karimov
ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ МАХМУДА АХМАДИНЕЖАДА
Catalog: История 
Yesterday · From Urhan Karimov
АРМИЯ И ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ИРАКЕ: 1968-1988 гг.
Yesterday · From Urhan Karimov
CHRONICLE NOTES 2012
Yesterday · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
Yesterday · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
Yesterday · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

К. М. ТЕРТИЦКИЙ. КИТАЙСКИЕ СИНКРЕТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ В XX ВЕКЕ.
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android