В июне 2011 г. в индусском храме Падманабхасвами в столице южноиндийского штата Керала Тируванантапураме обнаружены сокровища на сумму в $23 млрд. Судьбу драгоценностей решает сегодня Верховный суд Индии.
Осенью 2009 г. в Высший суд Кералы обратился офицер полиции в отставке, бывший телохранитель Индиры Ганди и адвокат Т. Сундараджан. Он обвинил управляющего делами храма Падманабхасвами в небрежном исполнении должностных обязанностей, что привело к утрате значительных материальных ценностей. 31 января 2011 г. Высший суд обязал правительство штата назначить нового распорядителя храмовым имуществом. Но опекуны храма оспорили решение суда. Дело дошло до Верховного суда Индии, и 2 мая он постановил провести полную инвентаризацию сокровищницы храма. Для проверки была образована особая комиссия из семи известных юристов, среди которых значился и Сундараджан.
27 июня 2011 г. члены комиссии, вооружившись кислородными масками, проникли в храмовые кладовые, и мир узнал о существовании одной из самых крупных коллекций драгоценностей в современной истории. Клад неусыпно стерегут 60 спецназовцев при поддержке 150 полицейских. В небе над городом кружат вертолеты.
НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ
Тайник был оборудован в алтарной части, по обе стороны от позолоченного изваяния верховного бога-хранителя Вишну, возлежащего на пятиглавом змее Ананте. Падманабхасвами - один из эпитетов Вишну, означающий "повелитель, из пупка которого вырастает лотос". Кладовые сокрыты глубоко под серыми гранитными плитами пола. К ним ведет каменная лестница из четырех ступеней. Из шести камер открыли пять - A, C, D, E и F.
Половину находок извлекли из камеры A. Это - золотые статуи Вишну и Кришны, старинная корона, 2 тыс. золотых цепей, одна из которых длиной 5,5 м и весит 10 кг, золотые кокосовые орехи, мешки с драгоценными камнями и жемчугом и тысячи французских, голландских и венецианских золотых монет XVI-XVIII вв. Последний раз камеры A и B открывали 136 лет назад. Кладовые C и E хранили 450 золотых кубков, ожерелья и браслеты, украшенные драгоценными камнями, золотую статую Гаруды в облике орла с человеческим туловищем, корону, жезл, зонт, раковину, цветочную вазу и многочисленные колокольчики из золота. И, наконец, в кладовых D и F были богатые одежды и предметы, используемые в религиозных ритуалах, 400 золотых цепей, золотой лук и золотые змеиные головы. Суммарный вес только золота в слитках и монетах превышает тонну. Примерная стоимость клада составляет $23 млрд1.
Помимо материальной, находки представляют большую историческую и художественную ценность. Это первый случай, когда в Южной Индии обнаружили старинные статуи, отлитые из золота. Специалисты надеются, что власти все-таки позволят им изучить памятники культуры прошлого, описать их и обнародовать результаты.
Что касается камеры B, то она все еще остается опечатанной. Как свидетельствуют письменные источники, в ней хранятся сто медных бочек, наполненных предметами и монетами из серебра и других благородных металлов. Верховный суд считает преждевременным вскрывать ее до тех пор, пока продолжается инвентаризация изделий из золота, и всем кладовым не будет обеспечена должная сохранность.
О храме Падманабхасвами распространяются самые невероятные слухи. Говорят, что каждого, посягнувшего на его сокровища, ждет кара богов и ужасные муки. На массивной двери камеры В присутствует охранительный знак - двухметровое изображение кобры. Влиятельные астрологи утверждают, что тот, кто откроет эту камеру, а также члены его семьи, будут непременно укушены ядовитыми гадами2. А впрочем, опасения верующих не лишены основания. 17 июля скоропостижно скончался Т. Сундараджан, член комиссии Верховного суда и инициатор проверки кладовых. Ему было 70 лет. По отзывам коллег, он чувствовал себя хорошо и не жаловался на здоровье. Однако родственники говорят, что он страдал лихорадкой, обострившейся в последние недели.
ТРАВАНКУРСКИЙ ГАМБИТ
Храм Падманабхасвами крупнейший в Керале. Он благополучно избежал нашествий му-
сульманских завоевателей и первым распахнул двери для неприкасаемых под влиянием агитации Махатмы Ганди. Храм был воздвигнут в X в. правителями Ая, вассалами могущественной южноиндийской династии Черов. С XI в. он упоминается во многих письменных источниках.
Современный вид храм приобрел в правление махараджи Мартханды Варма (1729 - 1758), основателя княжества Траванкур. В 1750 г. махараджа торжественно возложил свой меч перед алтарем Вишну и объявил себя "слугой Падманабхи". Это событие не внесло существенных изменений в общественно-политическую жизнь, но способствовало усилению авторитета монарха в глазах подданных.
Траванкур протянулся вдоль Малабарского побережья Индостана от Кочина до Каньякумари и считался средним по площади княжеством в масштабах Индии. Его махараджи снискали славу просвещенных правителей. Они строили школы, дороги, больницы. В канун достижения Индией независимости в 1947 г. Траванкур занимал первое место по уровню грамотности. 68% мужского населения умели читать и писать3. В 1834 г. здесь появилась первая английская школа, в 1873 - колледж, а в 1937 г. открылся университет.
Правители Траванкура принимали участие во всех храмовых ритуалах, процессиях и фестивалях. Они совершали очистительный обряд каждый раз, когда пожимали руку представителя британских колониальных властей. Махараджи щедро одаривали храм золотом и драгоценными камнями. Не исключено, что в нем хранилась казна княжества.
Храмовые кладовые пополнялись и европейцами. Например, в 1741 г. союзник Траванкура голландский адмирал Юстатиус де Ленной преподнес Падманабхе несколько ларцов с золотыми монетами. В конце XIX в. британский резидент в Траванкуре полковник Н. Монро подарил храму коня в дорогой сбруе и золотой зонт, инкрустированный зеленым хрусталем4.
В июле 1949 г. после длительных переговоров Траванкур вошел в состав Индийского Союза, а в 1950 г. был преобразован в штат Траванкур-Кочин. Его губернатором стал махараджа Читхира Тхирунал Варма. По условиям интеграционного соглашения, подписанного им и правительством Индии, храм Падманабхасвами оставался под опекой махараджи, тогда как другие индусские храмы переходили под управление местной администрации. В 1956 г. штат Траванкур-Кочин получил название Керала. В штате прошла аграрная реформа, лишившая храм земельных владений и земельной ренты. Но правительство Кералы согласилось выплачивать храму ежегодную компенсацию в 600 тыс. рупий. Помимо этого, махараджа делился с храмом своей государственной пенсией в размере 1,8 млн. рупий, которую получал до 1971 г, как бывший правитель княжества.
Однако после смерти махараджи в 1991 г. единственным источником финансовых поступлений для храма остались добровольные пожертвования верующих. Младший брат махараджи Утхрадома Тхирунал Варма не унаследовал титул, но от обязанностей храмового опекуна не отказался. Утхрадому Тхирунал Варме 89 лет. Каждое утро он медленно бредет в храм, где по традиции совершает даршан - обряд лицезрения изображения бога. Он доверяет предсказаниям астрологов и утверждает, что его трехэтажный дворец посещают змеи всякий раз, когда в храме происходит что-то неладное, как, например, внезапное отключение электричества5.
КОМУ КЛАД ДОСТАНЕТСЯ?
Храм, а точнее, храмовый комплекс Падманабхасвами занимает площадь в четверть гектара в южной части Тируванантапурама. Снаружи он обнесен гранитной стеной высотой 4,5 - 6 м. Западный вход в храм украшает надвратная семиярусная башня гопурам. Она возвышается на 30,5 м и хорошо видна издали. Гопурам декорирован многочисленными скульптурными композициями на мифологические темы. За стеной по периметру протянулся широкий коридор с рельефными колоннами. Всего их 324. Кроме храма Падманабхасвами, комплекс включает храмы Кришны, Нарасимхи и Айяппы, особо почитаемого в Керале бога, и большой прямоугольный пруд для ритуальных омовений. Храмы выполнены в традиционном дравидийском стиле. Комплекс соседствует с крупным городским рынком, центрами по продаже ювелирных изделий, автовокзалом и окружен узкими улочками, забитыми жилыми домами, лавками, офисами фирм, залами для свадебных церемоний и небольшими храмами.
Судьба клада вызвала в стране немало жарких споров. Начало полемики задал бывший член Верховного суда К. Айяр. Он предложил выставить драгоценности на аукцион, а вырученные деньги направить на помощь беднейшим слоям населения и выполнение продовольственной и образовательной программ.
Известные историки К. Паниккар, Р. Гуруккал и некоторые их коллеги полагают, что клад следует передать в музей, как сокровища фараонов в Египте. Там их будут хранить и изучать специалисты. Свое согласие высту-
пить в роли экспертов уже подтвердили сотрудники Национального музея в Дели, Научной лаборатории по сохранению объектов культурного наследия в Лакхнау и Археологической комиссии Индии.
Но большинство индийцев считает, что найденные в кладовых предметы принадлежат богу и должны оставаться в храме. Эту точку зрения поддерживают и лидеры правящего Объединенного прогрессивного альянса, возглавляемого Индийским национальным конгрессом, и оппозиционного Национального демократического альянса во главе с консервативной Бхаратия джаната парти.
Позицию наследников правившей Траванкуром династии озвучил юрист К. Венугопал. Как явствует из его заявления, Утхрадом Тхирунал согласен направить извлеченные из кладовых ценности на религиозные и общественные потребности, а раритеты передать в музей. На это бывший главный министр Кералы и член руководства Коммунистической партии Индии (марксистской) В. Ачутханандан заметил, что, по имеющимся у него данным, Утхрадом Тхирунал много лет пользовался богатствами храма и выносил золотые монеты мимо охраны, спрятав их в тарелке со сладким рисом6.
Нынешний главный министр штата Уммен Чанда заявил, что храм Падманабхасвами является гордостью Кералы, и его богатства останутся нетронутыми7. Однако последнее слово остается за Верховным судом. А суды в Индии тянутся годами и даже десятилетиями.
1 India Today. 18.7.2011. Temple Treasure Up For Grabs? - http://indiatoday.intoday.in/story/m.d. -nalapat-on-kerala-padmanabhaswamy-temple-treasure/1/144102.html
2 The Indian Express. 16.8.2011. Temple Treasure: VS Slams Astrologers http://www.indianexpress.com/news/temple-treasure-vs-slams-astrologers/832304
3 Jeffrey R. Travancore: Status, Class and Growth of Radical Politics, 1860 - 1940 // People, Princes and Paramount Power. Delhi, 1978, p. 138.
4 The Hindu. 9.7.2011 - http://www.the-hindu.com/today s-paper/tp-index/?date-2011 - 07 - 09
5 The Hindu. 21.7.2011 - http://www.the-hindu.com/todays-paper/tp-index/?date=2011 - 07 - 21
6 The Indian Express. 24.8.2011 -http://www.indianexpress.com/archive/news/24/8/2011/
7 Frontline. 29.7.2011. Treasures of history - http://www.frontlineonnet.com/fl2815/stories/20110729281512500.htm
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2025, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |