Март традиционно считается "женским месяцем". Хотя бы потому, что именно в этом месяце женщины многих стран отмечают свой праздник 8 Марта. Публикуемые нами сегодня короткие заметки "на женскую тему" - не только о праздниках, но и о буднях женщин ряда стран Востока.
НИГЕР
ЖЕНЩИНЫ БЕРУТ НА СЕБЯ РОЛЬ ГЛАВЫ СЕМЬИ
Женщины Нигера вопреки вековым традициям все чаще берут на себя роль главы семьи. К этому их вынуждают политическая нестабильность и экономический кризис в стране. Таковы выводы, сделанные экспертами-социологами ООН.
Недавно Нигер ратифицировал Конвенцию ООН по правам женщин. Это событие породило волну негодования среди местных мусульманских фундаменталистов. Дело дошло до нападения на радиостанцию, которая передавала благожелательные комментарии по поводу обретения женщинами Нигера прав и свобод. Участились случаи, когда толпа воинствующих фундаменталистов на улицах срывала с женщин европейскую одежду.
Женщины Нигера выходят замуж, как правило, в 15 лет. За свою жизнь они рожают в среднем 7-8 детей. Многие женщины, получившие профессию, после замужества вынуждены сидеть дома, теряя квалификацию. Даже посещение кинотеатра становится для них строжайшим запретом со стороны мужей-ортодоксов. Тем не менее, по свидетельству активисток женского движения Нигера, женщины все чаще не желают мириться с тем, что в условиях экономического кризиса их семьи обречены на нищету, а сами они - на бездействие. Наиболее энергичные становятся владелицами маленьких лавочек, торгуют на рынках овощами и фруктами. Кроме того, местные умелицы лепят из глины посуду и игрушки на продажу. Раньше это ремесло считалось "зазорным", но при безденежье в семье "хорошо то, что приносит хоть какой-нибудь доход".
Так, зачатую прибыль от розничной торговли становится единственным доходом семьи. Безработные или не получающие месяцами зарплату или пенсию мужья не ропщут. Они смирились с тем, что женщины стали де-факто кормильцами семьи и к тому же дают им деньги "на карманные расходы". "Даже если мужчины против того, чтобы их жены работали, у них не остается никакого выбора. Сами-то они уже не могут содержать свои семьи", - поясняет одна из активисток районного отделения Ассоциации женщин Нигера. И в сельской местности - на фермах и в поле - женщины тоже начали выполнять сугубо мужскую работу, потому что их мужья в поисках работы в более благополучных соседних странах на много месяцев покидают семьи. А женщины пасут скот, осваивают строительное ремесло, роют оросительные каналы, даже продают и покупают скот на рынках. И при этом ухитряются не только вести домашнее хозяйство и воспитывать детей, но еще плетут ковры и расписывают "самолепную" глиняную посуду на продажу. Словом, становятся мастерицами на все руки.
ОАЭ
"ЗОЛОТЫЕ" ЖЕНЩИНЫ ЭМИРАТОВ
Нигде в мире ни одна женщина не носит на себе столько золота, сколько надевают на себя жительницы ОАЭ. Главный объект украшения эмиратской женщины - руки. Человеку, впервые попадающему в ОАЭ, приходит в голову мысль о смещении вкусовых акцентов в стремлении к красоте. В то время как большая часть прекрасной половины человечества надевает золотые украшения на пальцы рук, шею, мочки и даже раковины ушей, привлекая внимание к красивым чертам лица и тела, жительницы ОАЭ заботятся о руках. На их предплечьях во множестве нанизаны цепи, обручи, нередко одинаковые по форме, выполненные без изящества и не имеющие других достоинств, кроме веса и блеска.
Руки жительниц ОАЭ - витрина их благосостояния, рассчитанная на публику, удостоверение состоятельности семьи и расположения супруга. Этот "убедительный документ" предъявляется сторонним наблюдателям и другим женщинам, которые, как и везде, вольно или невольно конкурируют друг с другом.
Европейки, посещавшие местные надушенные и окуренные благовониями гаремы, говорят, что со вкусом у жительниц ОАЭ нет проблем. Они знают толк в драгоценностях и прекрасно понимают, что и как следует украшать. Просто традиция требует от эмиратской женщины скромности вне дома. Улице нельзя показать шею или мочку уха. Но ведь золото показать как-то надо. Руки оказываются для этого как нельзя кстати. Они - на виду. А уж в своем доме, на своей половине, жительница ОАЭ являет собой прекрасно убранное для мужа украшение. У нее есть изысканные броши, серьги, цепи, кольца, колье... - все, что, по ее мнению, необходимо женщине для того, чтобы нравиться.
Если бы термин "золотоносность" годился для употребления в данном случае, эмиратскую женщину можно было назвать "самой золотоносной" в мире. За неимением такового термина назовем ее "самой золотой" и
стр. 72
подтвердим эту истину скупыми цифрами. ОАЭ занимают первое место в мире по количеству золота на душу населения: 27 граммов на человека. Далее следуют Саудовская Аравия, США и Индия. При этом золотая доля саудовца почти в два раза легче доли жителя ОАЭ. Об американской и говорить нечего. Средний житель США имеет в 15 раз меньше золотых украшений, чем средний житель ОАЭ.
В США и мужчины носят украшения из желтого металла. Жители ОАЭ этого позволить себе не могут - религия не разрешает.
Таким образом, "золотая доля" эмиратки увеличивается в два раза. Тут уж никакой Америке не угнаться. А если учесть, что мужчин в ОАЭ больше, чем женщин, а также то, что в расчетах душевого потребления золота присутствуют и дети, то окажется, что на каждую женщину страны приходится куда больше золота, чем упомянутые выше 27 граммов.
В. ЛЕБЕДЕВ
ЕГИПЕТ
ЦЫГАНКА ИЗ НЬЮ-ЙОРКА ПОКОРИЛА СЕРДЦА АРАБОВ
Ее зовут Марокко, она родилась в Трансильвании, выросла в Нью-Йорке, по национальности - цыганка, но всю свою жизнь посвятила восточному танцу. Глядя на эту черноволосую женщину с чарующим озорным взглядом, мягкой, полной достоинства походкой, идущую по каирским улицам в короткой, едва прикрывающей колени, юбке, в гольфах до колена и простых сандалиях, никто не скажет, что ей уже шестьдесят.
Ее карьера танцовщицы началась в 17 лет. Она занялась танцами по совету врачей. "Доктора порекомендовали мне выполнять побольше физических упражнений. Если бы тогда в комнате не было родителей, они, пожалуй, посоветовали бы мне завести кавалера", - смеется она.
Судьба завела ее в один из ресторанчиков в Нью-Йорке, где работала труппа, исполняющая арабские танцы. Владелец ресторана, увидев ее, дал ей имя Марокко, очень уж она походила на марокканку. На самом деле родители нарекли ее в детстве Каролиной. Но этого уже никто не помнит.
Она путешествовала по странам Ближнего Востока и собирала по крупицам сведения, которые могли бы помочь ей овладеть секретами танца. Она побывала в Египте, Алжире, Советском Союзе. В Марокко ей улыбнулась удача - девушка обнаружила задокументированную в письменном виде оригинальную технику танца, сохранившуюся с давних времен. "Как надо правильно танцевать, в каких костюмах выступать - все было написано там. Это большая удача для танцовщицы", - говорит Каролина.
Марокко стояла у самых истоков возрожденного восточного танца. Она поражала публику свободными, раскрепощенными движениями, словно из самой природы Востока черпая вдохновение для представления. Непринужденно демонстрируя свое мастерство, Марокко зажигала публику своей энергией и силой. А экспромты на сцене, казалось, шли из глубины ее сердца.
Сама Марокко никогда не называет свой танец танцем живота. По ее словам, это - грубое название, несущее в себе сексуальный подтекст, искажающий смысл народного танца. Об этом она не раз писала в своих книгах по технике мастерства восточного танца, получивших признание и популярность по всем мире.
Восточный танец - это не просто одно из средств ублажения публики, это целая культура, отображающая многовековые традиции народа, это народные чувства, переданные языком движений.
Д. ПЬЯНЫХ
ЛИВАН
ДВОРЕЦ "ВОСТОЧНОЙ ФЕИ" СТАЛ МУЗЕЕМ
Ее голосом наслаждались персидский шах и египетский король, французские и британские офицеры, толстосумы и революционеры.
Записи Асмаган - "восточной феи" - можно услышать теперь только со старинных пластинок. Но память о великой певице 30-х - 40-х годов жива.
Об Асмаган ходили самые разные легенды. Ее подозревали то в шпионаже на британскую разведку, то в тайном содействии подпольщикам. Как бы то ни было, но певица из музыкальной семьи Аль- Атрашей, происходящей из друзского городка Ас-Сувейда на юге Сирии, была звездой эстрады первой величины предвоенной и послевоенной эпохи.
Старшая сестра не менее знаменитого позднее Фарида Аль-Атраша была столь обаятельна, что один из поклонников - преуспевающий ливанский бизнесмен - подарил ей целый дворец в горном массиве Алей. "Домик", утопающий в тени кедров, состоял из 33 залов и комнат. К нему прилегала значительная территория, которая позволяла Асмаган заниматься любимым увлечением - верховой ездой. Но прошло время, певица покинула наш бренный мир, и родственники поспешили отделаться от дорогостоящего сооружения, которое обслуживали 44 человека. Дворец перешел в руки аравийского шейха, а в 1990 году был перепродан ливанскому предпринимателю, возвратившемуся на родину из Латинской Америки.
Новый хозяин решил было превратить обветшалый дворец в ресторан, видеотеку и ночной клуб "с девочками", но соседи отговорили. От них Ильяс Хаммуд узнал историю принадлежащих ему стен. Теперь только часть здания выделена под чревоугодное заведение, стилизованное под старину, другая - превращена в музей певицы. Восстановлены аллеи, по которым скакала верхом "восточная фея", фонтаны, оранжереи.
По признанию 60-летнего Ильяса, оставшиеся годы он намерен посвятить собиранию новых материалов об Асмаган и семье Аль- Атрашей. "Моя жизнь стала совсем иной, - признается владелец дворца- музея, - она обрела глубокий духовный смысл. Я полюбил музыку и неповторимый по красоте голос прежней хозяйки".
Д. ЗЕЛЕНИН
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |