Libmonster ID: KZ-1464
Author(s) of the publication: Намазова А. С.

ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года. "ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОСТИ" В ПОЛИТИКЕ И ИДЕОЛОГИИ. М.: изд- во "ИНДРИК", 2001, 455 с.

Отечественная историческая наука пополнилась новым фундаментальным трудом, подготовленным сотрудниками Института славяноведения РАН, Института всеобщей истории РАН и Московского государственного университета 1 . Коллективный труд посвящен национальным проблемам в период европейских революций 1848-1849 гг.

За прошедшие 150 лет грандиозные события этих революций, ставших значительной вехой в истории многих стран Европы, исследованы и проанализированы во многих научных трудах. Кажется на первый взгляд, что эта тема достаточно глубоко и всесторонне изучена. Однако авторам рассматриваемой книги удалось исследовать события полуторавековой давности по- новому - с точки зрения национальных проблем. Этот аспект особенно важен и актуален в наши дни, когда обозначился подъем национально-освободительной борьбы, усилился рост национального самосознания, обострились межэтнические конфликты и национальная рознь, приводящие иногда к этническим "чисткам" и развязыванию войн на национальной основе.


1 Авторский коллектив: д.и.н. В.Н. Виноградов, д.и.н. Т.М. Исламов, к.и.н. Л.А. Кирилина, Г.В. Макарова (ответственный секретарь), д.и.н. С.В. Оболенская, д.и.н. А.В. Ревякин, д.и.н. С.М. Фалькович (ответственный редактор), к.и.н. Е.И. Федосова, д.и.н. И.В. Чуркина, д.и.н. З.П. Яхимович.

стр. 232


В рецензируемом труде широко используется метод сравнительного изучения, типологических сопоставлений, проведены терминологические уточнения. Пожалуй, впервые авторам удалось сопоставить три мира - западноевропейский, германский и славянский, различные по особенностям исторического развития, национальному характеру и ментальности, по стоявшим перед ними национальным задачам.

Для Европы в рассматриваемую эпоху характерны разрыв с универсализмом эпохи Просвещения, присущим еще Великой французской революции, трансформация общечеловеческих идеалов, выработанных восходящей буржуазией, в национальную идею с перевесом чисто- и узконациональных интересов. В течение всего XIX в. преобладающей стала тенденция к осуществлению исторически назревшей капиталистической модернизации общества в национальных рамках путем создания национальных государств. Буржуазная эпоха на передний план выдвинула такие ценности, как нация, родина, отечество.

Национальный вопрос играл огромную роль в революциях восточной части континента - в Германии, Италии, Дунайских княжествах, Австрии и, разумеется, в королевстве Венгрия с Хорватией-Славонией и Трансильванией, где прошли взаимосталкивавшиеся, взаимно переплетенные и взаимоисключавшие национальные революции и национальные контрреволюции.

Структура рецензируемой книги представляется четкой и хорошо аргументированной. В ней девять глав, в каждой из них рассматриваются проблемы революции 1848-1849 гг. с точки зрения "принципа национальности" в идеологии и политике, дается специфика национального фактора.

Первая глава книги "Французские либералы и демократы о нациях и национальностях накануне и во время революции 1848 года" написана к.и.н. Е.И. Федосовой и д.и.н. Ревякиным. А.В. Ревякин затрагивает весьма важный вопрос о понятийном аппарате французских идеологов в сфере национальной проблематики. Автор четко разграничивает понятия "нация" для ХVIII в. и "национальность" для первой половины XIX в., подчеркивая, что "к середине XIX в. понятие "национальность" сблизилось с понятием "нация": национальности стали рассматривать как такие общности людей, которые обладают не только неоспоримой культурно-исторической самобытностью, но и правом на государственную самостоятельность" (с. 9). Автор дает определение таких понятий, как "отечество", "патриот", "патриотизм", "национализм".

Анализируя французскую либеральную мысль первой половины XIX в. о нации и национальном вопросе, Е.А. Федосова подчеркивает, что "характерной чертой общественно-политической мысли первой половины XIX в. было сочетание идей о национальном возрождении с планами создания общеевропейской федерации" (с. 13). Во время революций 1848-1849 гг. возникло название "Соединенные Штаты Европы". Обстоятельно рассмотрены взгляды французских либералов - Б. Констана, П.-К.-Ф. Дону, Д. Де Трасси, Ж.Д. Ланжюинэ, Ф. Гизо, О. Барро. Автор справедливо приходит к выводу, что французские либералы уверовали в то, что путь исторического прогресса для всех европейских стран один и связан он с национальной независимостью и победой либеральных принципов. Однако либералы, находившиеся у власти, осторожно относились ко всем проявлениям национально-освободительных движений в Европе.

Вторая глава "Германская национальная идея и ее метаморфозы в XIX веке" написана д.и.н. С.В. Оболенской. Автор обоснованно пишет, что "национализм как система идей и как общественное движение сформировался в Германии в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн" (с. 46). Этот национализм конца XVIII и начала XIX в. был продуктом развивавшегося процесса модернизации, в ходе которого распадался, уничтожался прежний традиционалистский жизненный уклад. Нация становилась главной общественной ценностью для человека нового времени и высшей ценностью его внутреннего мира. С.В. Оболенская, блестяще показывая специфику "романтического национализма", анализирует творчество И.Г. Фихте, И.Г. Гердера, Э.М. Арндта и приходит к выводу, что накануне революции 1848-1849 гг. германская национальная идея стала идеей объединения немцев на основе гражданской свободы и государственной независимости. Однако революция 1848- 1849 гг. стала испытанием этой идеи, и национальная идея такого испытания не выдержала. С.В. Оболенская подчеркивает, что в ходе революции обнаружилось трагическое несовпадение национальной идеи "с реальным положением и соотношением сил, сложившимся в ходе событий. Национальные требования, подчас противоречившие друг другу, ставили под сомнение идею исторического единства германских земель. Национальные идеи и национальные конфликты переплетались, сливались и сталкивались с конфликтами политическими и социальными" (с. 74). Это ослабляло революцию, подрывало возможность осуществления либеральных программ и облегчало контрреволюционное подавление революционных выступлений и восстановление старых порядков.

В заключительной части главы С.В. Оболенская показывает трансформацию национальной идеи, принявшей в эпоху Бисмарка форму имперского национализма и вылившейся в прославление великой гегемониальной европейской державы, в идею экспансии и пангерманизма.

Глава "Национальный фактор в интерпретации либералов и демократов в Италии и его роль в революционных событиях 1848-1849 гг." написана д.и.н. З.П. Яхимович. Автор показала специфику революционных потрясений, подготовивших почву

стр. 233


для формирования в итальянских государствах сил и движений, направленных на борьбу за независимость, единство и свободу Италии. В этом процессе немаловажную роль играли формирование национальной идеи и процесс развития национального самосознания итальянского общества. З.П. Яхимович отмечает особую сложность анализа роли и места национального фактора в итальянской революции 1848-1849 гг., обусловленную недостаточным исследованием в отечественной историографии итальянской общественной и политической мысли конца XVIII - первой половины XIX в., а также трудностью вычленения истории патриотического движения из общего ряда разнообразных по своей природе и социальной базе движений конца 40-х годов XIX в. Опираясь на достижения итальянских исследователей, автор по-новому освещает сложные проблемы процесса освобождения Италии, при этом видит свою задачу в выяснении вклада в формирование национального самосознания мыслителей и деятелей либеральной и демократической ориентации и их роли в борьбе за независимость и объединение итальянских государств в 1848- 1849 гг. В заключение З.П. Яхимович отмечает несостоятельность либеральных федералистских проектов в виде верхушечного союза итальянских государств и трудность формирования итальянской государственности на базе демократической децентрализации, за которую боролись демократы-федералисты. Среди либералов Италии после революции 1848-1849 гг. возобладали надежды на обретение свободы и единства страны с помощью Сардинской монархии и военно-дипломатических усилий Пьемонта. Демократы же, считает З.П. Яхимович, настойчиво, но тщетно оспаривая утверждавшуюся гегемонию либерально-конституционных, монархических сил, по-прежнему ратовали за народную революцию и уповали на созыв Учредительного собрания как формы народного волеизъявления. Эти два конкурирующих проекта предопределили на завершающем этапе Рисорджимен-то сложный путь рождения итальянского государства из военно-дипломатических и политических комбинаций "сверху" и народных инициатив революционного свойства "снизу".

Наиболее яркое воплощение национальной идеи проявилось в событиях, которые происходили в многонациональной Габсбургской империи. Именно здесь национальный фактор стал доминирующим в общественной жизни народов, населявших Австрийскую империю. Д.и.н. Т.М. Исламов поднимает в главе "Революция 1848 г. в Австрийской империи: национальные и межнациональные аспекты" важнейшие вопросы революций 1848-1849 гг. Анализируя события в Венгрии, автор подчеркивает антифеодальный, антиабсолютистский характер венгерской революции, исследует ошибки национальной политики революционной власти, четко определяет различие интересов народов и национальных элит в подходе к развитию аграрно- крестьянской реформы.

Ученый подробно излагает особенности национального состава Австрийской империи, которую населяли, помимо мадьяр и немцев, хорваты и славонцы, сербы, румыны, словаки, русины, поляки, чехи и др. И каждое из национальных движений имело свои специфические особенности, свои цели и задачи.

Нарисовав яркую картину событий в австрийских землях, автор соглашается с мнением И.И. Удальцова и приходит к заключению, что в революции 1848-1849 гг. австро-немецкие и венгерские революционеры остались на позиции недопонимания национального вопроса и в результате "столкнулись с национализмом буржуазии угнетенных наций, ставшей противником революции и союзником контрреволюционных сил" (с. 184). И еще одно важное наблюдение Т.М. Исламова: в австро-венгерских революциях 1848-1849 гг. так называемый буржуазный национализм славянских народов и румын, ставший активным помощником и союзником феодальных сил, работал против классовых интересов нарождавшейся национальной буржуазии.

В главе "Поляки в борьбе за реализацию "принципа национальности" в революции 1848-1849 гг." ее авторы д.и.н. С.М. Фалькович и Г.В. Макарова затрагивают сложнейшие проблемы национальных движений в польских землях. Вселив надежду на скорое воссоединение польских территорий и возрождение независимой Польши, надеясь на установление либерального курса в Австрии и Пруссии, поляки ожидали, что революционизированная Пруссия выступит против третьего участника разделов Польши - России. Общая национальная платформа объединяла польских либералов и демократов. Авторы затрагивают ряд важных аспектов: о борьбе за польский язык и культуру в мазурских районах Восточной Пруссии, о немецко-польской солидарности в Силезии в ходе революционных выступлений 1848-1849 гг. Авторы отмечают, что на первом этапе революции подъем национального движения в Польше, пробуждение национального самосознания поляков в Силезии, Поморье, Вармии и на Мазурах дали толчок росту немецкого национализма. И вскоре польско-немецкая дружба сменилась обострением национальных противоречий.

Особое внимание авторы уделяют национальному вопросу и межнациональным отношениям в Галиции в годы революционного подъема. Теоретические рассуждения галицийских идеологов, считавших незыблемым историческое право Польши на независимость, сводились к тому, что либо державы восстановят Польшу, либо она сама освободится с помощью других угнетенных народов. Тем самым утверждалось право поляков на вооруженную борьбу.

стр. 234


Исследователи раскрывают сложные взаимоотношения поляков и украинцев Галиции, принадлежавших преимущественно к униатской церкви. К трудностям национального характера примешивались еще и проблемы конфессиональные, впрочем, религиозный фактор в Австрийской империи всегда придавал особую остроту межнациональным конфликтам. Поскольку поляки и украинцы - это славяне, они должны были определить свое отношение к другим, неславянским народам Австрийской империи, к их национальным стремлениям и национальной борьбе.

Большое внимание авторы уделяют патриотическому движению в Королевстве Польском, созданном в результате решений Венского конгресса 1815 г., во время "Весны народов". Патриотическое движение здесь находилось под сильным влиянием венгерской революции: оно активизировалось на начальном этапе революции - при первых известиях о выступлениях в европейских странах, и на заключительном этапе - в годы освободительной борьбы венгерского народа. Однако по мере ослабления революционного движения в европейских странах, угасало и патриотическое движение в Королевстве Польском. Ослабла и деятельность конспиративной "Организации 1848 года", в состав которой входили наиболее просвещенные слои общества. Что же касается основной части населения Королевства Польского - крестьянских масс, то они оставались мало затронуты патриотическими идеями и почти не принимали участия в национальном движении.

В главах к.и.н. Л.А. Кирилиной "Национальные идеи у чехов в 1848-1849 гг." и "Национальная программа словенцев в контексте революции 1848 г. в Австрийской империи" рассматриваются проблемы "австрославизма и чешско- немецкого противостояния" и национальной программы словенцев. Автор отмечает, что чешские либералы сыграли ведущую роль в разработке и оформлении главной политической программы национальных движений австрийских славян - австрославизма. Особенностью этого феномена было то, что чехи проживали в нескольких национально смешанных провинциях -Чехии, Моравии и Силезии. При такой ситуации выделение, чешской этнической территории в случае создания чешского государства представляло бы определенную сложность. Согласно австрославистской программе чешских либералов каждая национальность должна была быть представлена в империи отдельно либо же предполагалось образование более узких политических союзов. По утверждению автора, чешской нации суждено было в XIX в. развиваться по пути "культурной нации", нации без государства.

Останавливаясь на национальной политической программе словенцев в контексте революции 1848 г., Л.А. Кирилина подчеркивает основную роль в ее разработке деятелей либеральной ориентации из числа бывших сторонников иллиризма. Автор пишет, что программа Объединенной Словении предусматривала административное деление Австрийской империи по этническому принципу, разрушение старых, исторически сложившихся границ и создание новых - по национальному признаку. Однако в конечном счете Словенскую национальную программу приняла очень незначительная часть словенского общества. Очевидно, эта программа была слишком радикальной для того времени и приемлема только для словенцев. К тому же и крестьянство, составлявшее около 90% населения словенских земель, осталось равнодушным к национальной программе, поскольку ее авторы не связывали осуществление национальных планов с исполнением крестьянских требований отмены феодальных повинностей без выкупа. И еще одну особенность выделяет исследователь: крестьянское и национальное движения в Словении в 1848 г. развивались обособленно. В заключение автор отмечает, что создание политической программы явилось крупным достижением словенского национального движения периода революции, свидетельством того, что оно поднялось на новую ступень развития, перейдя от просветительства к политической борьбе.

В 8-й главе "Хорваты и сербы в революции 1848-1849 гг." д.и.н. И.В. Чуркина рассматривает специфические особенности развития Сербского княжества накануне и во время революции 1848-1849 гг. Автор анализирует сербскую национальную программу объединения 1844 г., раскрывает причины, по которым новое правительство Сербии изменило курс внешней политики Княжества, переориентировав ее на Турцию и поддерживавшую ее Францию. Однако, как показывает автор главы, ни та, ни другая совсем не были склонны способствовать созданию обширного государства, объединявшего всех сербов. Турция стремилась к тому, чтобы Сербия оставалась ее провинцией, а Франция видела в Сербии лишь плацдарм на Балканах, с помощью которого она стремилась вытеснить оттуда Россию. Подводя итоги своего исследования, И.В. Чуркина приходит к выводу о том, что к концу революции 1848-1849 гг. в Сербии оформились две национальные программы - великосербская и югославянская. Первая, называвшаяся "Начертание", имела целью объединение всех земель, где жили сербы, вокруг Княжества и образование единого Сербского государства. Вторая выдвигала проект создания более обширного государственного объединения, включавшего не только сербские, но и другие южнославянские земли. Оформление этих двух национальных программ стало важным шагов в национальном развитии Княжества, в формировании нового направления его внешней политики.

Особый интерес вызовет у читателя глава "Дунайские княжества и Трансильвания: национальный вопрос и задачи освобождения и объединения (1848-1849 гг.)", написанная мастерским пером

стр. 235


д.и.н. В.Н. Виноградова. Ученый остановился на специфических особенностях исторического развития Молдавии, Валахии и Трансильвании, нарисовав картину "этнического и религиозного многоцветья" (с. 395), к которым добавлялись архаическая государственная система и социальный строй этих княжеств. Особенно подробно В.Н. Виноградов остановился на Трансильвании, которая в отношении экономического и социального развития стояла на порядок выше Дунайских княжеств и входила в христианско- европейскую, а не в мусульманско-азиатскую сферу культуры и экономики.

Значение революции 1848 г. для Дунайских княжеств, пишет автор, состояло в том, что она подвела итоги многовекового развития, показала бесперспективность дальнейшего существования княжеств порознь и утвердила национальный принцип как идеологическую основу их объединения и дальнейшей эволюции в сторону государственной независимости. Если в Дунайских княжествах национальная идея сплачивала общество вокруг насущных задач объединения и освобождения, то в Трансильвании она его разъединяла. Язык, культура, вера, нравы, статус в государстве - все это отличало и разделяло венгров, немцев, румын.

Подводя итог рассмотрению книги, следует подчеркнуть, что национальные движения 1848 -1849 гг. опирались на "принцип национальности", который в последующие десятилетия служил обоснованием национальной борьбы народов. В то же время он стал удобным инструментом держав в политической и дипломатической игре. Однако "принцип национальности" не стал и не смог стать универсальным средством разрешения национальных проблем: когда национальные интересы народов приходили в столкновение друг с другом, обнаруживалась внутренняя противоречивость и самого принципа. Революции 1848 - 1849 гг. наглядно это продемонстрировали, и в этом заключался один из главных уроков. Опыт, который был накоплен народами в этих революциях, сыграл решающую роль в дальнейшей борьбе за общедемократические принципы гражданского общества, национальное равноправие, право наций на самоопределение и отделение, вплоть до образования самостоятельного государства.

Авторы этого интересного и ценного исследования, поставившие перед собой трудную задачу раскрыть чрезвычайно сложный, многоаспектный опыт революций 1848 - 1849 гг., успешно справились с ней. Перед читателем возникают яркие картины событий революции 1848-1849 гг. в различных европейских странах, живые образы крупных политических и государственных деятелей, просветителей, создателей национальных программ. Главы этого труда написаны в основном по материалам отечественных и зарубежных архивов с использованием последних достижений отечественной и зарубежной историографии. Эту книгу прочитают все, кто интересуется исторической наукой, особенно ценной она будет для преподавателей и студентов высших учебных заведений.

Несомненно, что переиздание или допечатка этой книги уже становятся необходимыми, так как ее тираж - всего 1 тыс. экземпляров. При таком тираже, видимо, только москвичи могут стать обладателями этого ценного обобщающего труда.

А.С. Намазова, кандидат исторических наук, зав. Центром изучения истории XIX в. ИВИ РАН


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/ЕВРОПЕЙСКИЕ-РЕВОЛЮЦИИ-1848-года-ПРИНЦИП-НАЦИОНАЛЬНОСТИ-В-ПОЛИТИКЕ-И-ИДЕОЛОГИИ-М-2001

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Намазова А. С., ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года. "ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОСТИ" В ПОЛИТИКЕ И ИДЕОЛОГИИ. М., 2001 // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 18.06.2021. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/ЕВРОПЕЙСКИЕ-РЕВОЛЮЦИИ-1848-года-ПРИНЦИП-НАЦИОНАЛЬНОСТИ-В-ПОЛИТИКЕ-И-ИДЕОЛОГИИ-М-2001 (date of access: 22.11.2024).

Publication author(s) - Намазова А. С.:

Намазова А. С. → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
1539 views rating
18.06.2021 (1253 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
12 hours ago · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
12 hours ago · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
13 hours ago · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov
К 90-ЛЕТИЮ ФЕДОРА ДМИТРИЕВИЧА АШНИНА
2 days ago · From Urhan Karimov
ХРОНИКАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ.2012
2 days ago · From Urhan Karimov
AFGHANISTAN: DEJA VU. what's next?
2 days ago · From Urhan Karimov
TO THE 85TH ANNIVERSARY OF MARIA NIKOLAEVNA ORLOVSKAYA
2 days ago · From Urhan Karimov
CONFERENCE DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF YU. V. GANKOVSKY
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года. "ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОСТИ" В ПОЛИТИКЕ И ИДЕОЛОГИИ. М., 2001
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android