ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1848 года. "ПРИНЦИП НАЦИОНАЛЬНОСТИ" В ПОЛИТИКЕ И ИДЕОЛОГИИ. М.: изд- во "ИНДРИК", 2001, 455 с.
Отечественная историческая наука пополнилась новым фундаментальным трудом, подготовленным сотрудниками Института славяноведения РАН, Института всеобщей истории РАН и Московского государственного университета 1 . Коллективный труд посвящен национальным проблемам в период европейских революций 1848-1849 гг.
За прошедшие 150 лет грандиозные события этих революций, ставших значительной вехой в истории многих стран Европы, исследованы и проанализированы во многих научных трудах. Кажется на первый взгляд, что эта тема достаточно глубоко и всесторонне изучена. Однако авторам рассматриваемой книги удалось исследовать события полуторавековой давности по- новому - с точки зрения национальных проблем. Этот аспект особенно важен и актуален в наши дни, когда обозначился подъем национально-освободительной борьбы, усилился рост национального самосознания, обострились межэтнические конфликты и национальная рознь, приводящие иногда к этническим "чисткам" и развязыванию войн на национальной основе.
1 Авторский коллектив: д.и.н. В.Н. Виноградов, д.и.н. Т.М. Исламов, к.и.н. Л.А. Кирилина, Г.В. Макарова (ответственный секретарь), д.и.н. С.В. Оболенская, д.и.н. А.В. Ревякин, д.и.н. С.М. Фалькович (ответственный редактор), к.и.н. Е.И. Федосова, д.и.н. И.В. Чуркина, д.и.н. З.П. Яхимович.
стр. 232
В рецензируемом труде широко используется метод сравнительного изучения, типологических сопоставлений, проведены терминологические уточнения. Пожалуй, впервые авторам удалось сопоставить три мира - западноевропейский, германский и славянский, различные по особенностям исторического развития, национальному характеру и ментальности, по стоявшим перед ними национальным задачам.
Для Европы в рассматриваемую эпоху характерны разрыв с универсализмом эпохи Просвещения, присущим еще Великой французской революции, трансформация общечеловеческих идеалов, выработанных восходящей буржуазией, в национальную идею с перевесом чисто- и узконациональных интересов. В течение всего XIX в. преобладающей стала тенденция к осуществлению исторически назревшей капиталистической модернизации общества в национальных рамках путем создания национальных государств. Буржуазная эпоха на передний план выдвинула такие ценности, как нация, родина, отечество.
Национальный вопрос играл огромную роль в революциях восточной части континента - в Германии, Италии, Дунайских княжествах, Австрии и, разумеется, в королевстве Венгрия с Хорватией-Славонией и Трансильванией, где прошли взаимосталкивавшиеся, взаимно переплетенные и взаимоисключавшие национальные революции и национальные контрреволюции.
Структура рецензируемой книги представляется четкой и хорошо аргументированной. В ней девять глав, в каждой из них рассматриваются проблемы революции 1848-1849 гг. с точки зрения "принципа национальности" в идеологии и политике, дается специфика национального фактора.
Первая глава книги "Французские либералы и демократы о нациях и национальностях накануне и во время революции 1848 года" написана к.и.н. Е.И. Федосовой и д.и.н. Ревякиным. А.В. Ревякин затрагивает весьма важный вопрос о понятийном аппарате французских идеологов в сфере национальной проблематики. Автор четко разграничивает понятия "нация" для ХVIII в. и "национальность" для первой половины XIX в., подчеркивая, что "к середине XIX в. понятие "национальность" сблизилось с понятием "нация": национальности стали рассматривать как такие общности людей, которые обладают не только неоспоримой культурно-исторической самобытностью, но и правом на государственную самостоятельность" (с. 9). Автор дает определение таких понятий, как "отечество", "патриот", "патриотизм", "национализм".
Анализируя французскую либеральную мысль первой половины XIX в. о нации и национальном вопросе, Е.А. Федосова подчеркивает, что "характерной чертой общественно-политической мысли первой половины XIX в. было сочетание идей о национальном возрождении с планами создания общеевропейской федерации" (с. 13). Во время революций 1848-1849 гг. возникло название "Соединенные Штаты Европы". Обстоятельно рассмотрены взгляды французских либералов - Б. Констана, П.-К.-Ф. Дону, Д. Де Трасси, Ж.Д. Ланжюинэ, Ф. Гизо, О. Барро. Автор справедливо приходит к выводу, что французские либералы уверовали в то, что путь исторического прогресса для всех европейских стран один и связан он с национальной независимостью и победой либеральных принципов. Однако либералы, находившиеся у власти, осторожно относились ко всем проявлениям национально-освободительных движений в Европе.
Вторая глава "Германская национальная идея и ее метаморфозы в XIX веке" написана д.и.н. С.В. Оболенской. Автор обоснованно пишет, что "национализм как система идей и как общественное движение сформировался в Германии в эпоху Великой французской революции и наполеоновских войн" (с. 46). Этот национализм конца XVIII и начала XIX в. был продуктом развивавшегося процесса модернизации, в ходе которого распадался, уничтожался прежний традиционалистский жизненный уклад. Нация становилась главной общественной ценностью для человека нового времени и высшей ценностью его внутреннего мира. С.В. Оболенская, блестяще показывая специфику "романтического национализма", анализирует творчество И.Г. Фихте, И.Г. Гердера, Э.М. Арндта и приходит к выводу, что накануне революции 1848-1849 гг. германская национальная идея стала идеей объединения немцев на основе гражданской свободы и государственной независимости. Однако революция 1848- 1849 гг. стала испытанием этой идеи, и национальная идея такого испытания не выдержала. С.В. Оболенская подчеркивает, что в ходе революции обнаружилось трагическое несовпадение национальной идеи "с реальным положением и соотношением сил, сложившимся в ходе событий. Национальные требования, подчас противоречившие друг другу, ставили под сомнение идею исторического единства германских земель. Национальные идеи и национальные конфликты переплетались, сливались и сталкивались с конфликтами политическими и социальными" (с. 74). Это ослабляло революцию, подрывало возможность осуществления либеральных программ и облегчало контрреволюционное подавление революционных выступлений и восстановление старых порядков.
В заключительной части главы С.В. Оболенская показывает трансформацию национальной идеи, принявшей в эпоху Бисмарка форму имперского национализма и вылившейся в прославление великой гегемониальной европейской державы, в идею экспансии и пангерманизма.
Глава "Национальный фактор в интерпретации либералов и демократов в Италии и его роль в революционных событиях 1848-1849 гг." написана д.и.н. З.П. Яхимович. Автор показала специфику революционных потрясений, подготовивших почву
стр. 233
для формирования в итальянских государствах сил и движений, направленных на борьбу за независимость, единство и свободу Италии. В этом процессе немаловажную роль играли формирование национальной идеи и процесс развития национального самосознания итальянского общества. З.П. Яхимович отмечает особую сложность анализа роли и места национального фактора в итальянской революции 1848-1849 гг., обусловленную недостаточным исследованием в отечественной историографии итальянской общественной и политической мысли конца XVIII - первой половины XIX в., а также трудностью вычленения истории патриотического движения из общего ряда разнообразных по своей природе и социальной базе движений конца 40-х годов XIX в. Опираясь на достижения итальянских исследователей, автор по-новому освещает сложные проблемы процесса освобождения Италии, при этом видит свою задачу в выяснении вклада в формирование национального самосознания мыслителей и деятелей либеральной и демократической ориентации и их роли в борьбе за независимость и объединение итальянских государств в 1848- 1849 гг. В заключение З.П. Яхимович отмечает несостоятельность либеральных федералистских проектов в виде верхушечного союза итальянских государств и трудность формирования итальянской государственности на базе демократической децентрализации, за которую боролись демократы-федералисты. Среди либералов Италии после революции 1848-1849 гг. возобладали надежды на обретение свободы и единства страны с помощью Сардинской монархии и военно-дипломатических усилий Пьемонта. Демократы же, считает З.П. Яхимович, настойчиво, но тщетно оспаривая утверждавшуюся гегемонию либерально-конституционных, монархических сил, по-прежнему ратовали за народную революцию и уповали на созыв Учредительного собрания как формы народного волеизъявления. Эти два конкурирующих проекта предопределили на завершающем этапе Рисорджимен-то сложный путь рождения итальянского государства из военно-дипломатических и политических комбинаций "сверху" и народных инициатив революционного свойства "снизу".
Наиболее яркое воплощение национальной идеи проявилось в событиях, которые происходили в многонациональной Габсбургской империи. Именно здесь национальный фактор стал доминирующим в общественной жизни народов, населявших Австрийскую империю. Д.и.н. Т.М. Исламов поднимает в главе "Революция 1848 г. в Австрийской империи: национальные и межнациональные аспекты" важнейшие вопросы революций 1848-1849 гг. Анализируя события в Венгрии, автор подчеркивает антифеодальный, антиабсолютистский характер венгерской революции, исследует ошибки национальной политики революционной власти, четко определяет различие интересов народов и национальных элит в подходе к развитию аграрно- крестьянской реформы.
Ученый подробно излагает особенности национального состава Австрийской империи, которую населяли, помимо мадьяр и немцев, хорваты и славонцы, сербы, румыны, словаки, русины, поляки, чехи и др. И каждое из национальных движений имело свои специфические особенности, свои цели и задачи.
Нарисовав яркую картину событий в австрийских землях, автор соглашается с мнением И.И. Удальцова и приходит к заключению, что в революции 1848-1849 гг. австро-немецкие и венгерские революционеры остались на позиции недопонимания национального вопроса и в результате "столкнулись с национализмом буржуазии угнетенных наций, ставшей противником революции и союзником контрреволюционных сил" (с. 184). И еще одно важное наблюдение Т.М. Исламова: в австро-венгерских революциях 1848-1849 гг. так называемый буржуазный национализм славянских народов и румын, ставший активным помощником и союзником феодальных сил, работал против классовых интересов нарождавшейся национальной буржуазии.
В главе "Поляки в борьбе за реализацию "принципа национальности" в революции 1848-1849 гг." ее авторы д.и.н. С.М. Фалькович и Г.В. Макарова затрагивают сложнейшие проблемы национальных движений в польских землях. Вселив надежду на скорое воссоединение польских территорий и возрождение независимой Польши, надеясь на установление либерального курса в Австрии и Пруссии, поляки ожидали, что революционизированная Пруссия выступит против третьего участника разделов Польши - России. Общая национальная платформа объединяла польских либералов и демократов. Авторы затрагивают ряд важных аспектов: о борьбе за польский язык и культуру в мазурских районах Восточной Пруссии, о немецко-польской солидарности в Силезии в ходе революционных выступлений 1848-1849 гг. Авторы отмечают, что на первом этапе революции подъем национального движения в Польше, пробуждение национального самосознания поляков в Силезии, Поморье, Вармии и на Мазурах дали толчок росту немецкого национализма. И вскоре польско-немецкая дружба сменилась обострением национальных противоречий.
Особое внимание авторы уделяют национальному вопросу и межнациональным отношениям в Галиции в годы революционного подъема. Теоретические рассуждения галицийских идеологов, считавших незыблемым историческое право Польши на независимость, сводились к тому, что либо державы восстановят Польшу, либо она сама освободится с помощью других угнетенных народов. Тем самым утверждалось право поляков на вооруженную борьбу.
стр. 234
Исследователи раскрывают сложные взаимоотношения поляков и украинцев Галиции, принадлежавших преимущественно к униатской церкви. К трудностям национального характера примешивались еще и проблемы конфессиональные, впрочем, религиозный фактор в Австрийской империи всегда придавал особую остроту межнациональным конфликтам. Поскольку поляки и украинцы - это славяне, они должны были определить свое отношение к другим, неславянским народам Австрийской империи, к их национальным стремлениям и национальной борьбе.
Большое внимание авторы уделяют патриотическому движению в Королевстве Польском, созданном в результате решений Венского конгресса 1815 г., во время "Весны народов". Патриотическое движение здесь находилось под сильным влиянием венгерской революции: оно активизировалось на начальном этапе революции - при первых известиях о выступлениях в европейских странах, и на заключительном этапе - в годы освободительной борьбы венгерского народа. Однако по мере ослабления революционного движения в европейских странах, угасало и патриотическое движение в Королевстве Польском. Ослабла и деятельность конспиративной "Организации 1848 года", в состав которой входили наиболее просвещенные слои общества. Что же касается основной части населения Королевства Польского - крестьянских масс, то они оставались мало затронуты патриотическими идеями и почти не принимали участия в национальном движении.
В главах к.и.н. Л.А. Кирилиной "Национальные идеи у чехов в 1848-1849 гг." и "Национальная программа словенцев в контексте революции 1848 г. в Австрийской империи" рассматриваются проблемы "австрославизма и чешско- немецкого противостояния" и национальной программы словенцев. Автор отмечает, что чешские либералы сыграли ведущую роль в разработке и оформлении главной политической программы национальных движений австрийских славян - австрославизма. Особенностью этого феномена было то, что чехи проживали в нескольких национально смешанных провинциях -Чехии, Моравии и Силезии. При такой ситуации выделение, чешской этнической территории в случае создания чешского государства представляло бы определенную сложность. Согласно австрославистской программе чешских либералов каждая национальность должна была быть представлена в империи отдельно либо же предполагалось образование более узких политических союзов. По утверждению автора, чешской нации суждено было в XIX в. развиваться по пути "культурной нации", нации без государства.
Останавливаясь на национальной политической программе словенцев в контексте революции 1848 г., Л.А. Кирилина подчеркивает основную роль в ее разработке деятелей либеральной ориентации из числа бывших сторонников иллиризма. Автор пишет, что программа Объединенной Словении предусматривала административное деление Австрийской империи по этническому принципу, разрушение старых, исторически сложившихся границ и создание новых - по национальному признаку. Однако в конечном счете Словенскую национальную программу приняла очень незначительная часть словенского общества. Очевидно, эта программа была слишком радикальной для того времени и приемлема только для словенцев. К тому же и крестьянство, составлявшее около 90% населения словенских земель, осталось равнодушным к национальной программе, поскольку ее авторы не связывали осуществление национальных планов с исполнением крестьянских требований отмены феодальных повинностей без выкупа. И еще одну особенность выделяет исследователь: крестьянское и национальное движения в Словении в 1848 г. развивались обособленно. В заключение автор отмечает, что создание политической программы явилось крупным достижением словенского национального движения периода революции, свидетельством того, что оно поднялось на новую ступень развития, перейдя от просветительства к политической борьбе.
В 8-й главе "Хорваты и сербы в революции 1848-1849 гг." д.и.н. И.В. Чуркина рассматривает специфические особенности развития Сербского княжества накануне и во время революции 1848-1849 гг. Автор анализирует сербскую национальную программу объединения 1844 г., раскрывает причины, по которым новое правительство Сербии изменило курс внешней политики Княжества, переориентировав ее на Турцию и поддерживавшую ее Францию. Однако, как показывает автор главы, ни та, ни другая совсем не были склонны способствовать созданию обширного государства, объединявшего всех сербов. Турция стремилась к тому, чтобы Сербия оставалась ее провинцией, а Франция видела в Сербии лишь плацдарм на Балканах, с помощью которого она стремилась вытеснить оттуда Россию. Подводя итоги своего исследования, И.В. Чуркина приходит к выводу о том, что к концу революции 1848-1849 гг. в Сербии оформились две национальные программы - великосербская и югославянская. Первая, называвшаяся "Начертание", имела целью объединение всех земель, где жили сербы, вокруг Княжества и образование единого Сербского государства. Вторая выдвигала проект создания более обширного государственного объединения, включавшего не только сербские, но и другие южнославянские земли. Оформление этих двух национальных программ стало важным шагов в национальном развитии Княжества, в формировании нового направления его внешней политики.
Особый интерес вызовет у читателя глава "Дунайские княжества и Трансильвания: национальный вопрос и задачи освобождения и объединения (1848-1849 гг.)", написанная мастерским пером
стр. 235
д.и.н. В.Н. Виноградова. Ученый остановился на специфических особенностях исторического развития Молдавии, Валахии и Трансильвании, нарисовав картину "этнического и религиозного многоцветья" (с. 395), к которым добавлялись архаическая государственная система и социальный строй этих княжеств. Особенно подробно В.Н. Виноградов остановился на Трансильвании, которая в отношении экономического и социального развития стояла на порядок выше Дунайских княжеств и входила в христианско- европейскую, а не в мусульманско-азиатскую сферу культуры и экономики.
Значение революции 1848 г. для Дунайских княжеств, пишет автор, состояло в том, что она подвела итоги многовекового развития, показала бесперспективность дальнейшего существования княжеств порознь и утвердила национальный принцип как идеологическую основу их объединения и дальнейшей эволюции в сторону государственной независимости. Если в Дунайских княжествах национальная идея сплачивала общество вокруг насущных задач объединения и освобождения, то в Трансильвании она его разъединяла. Язык, культура, вера, нравы, статус в государстве - все это отличало и разделяло венгров, немцев, румын.
Подводя итог рассмотрению книги, следует подчеркнуть, что национальные движения 1848 -1849 гг. опирались на "принцип национальности", который в последующие десятилетия служил обоснованием национальной борьбы народов. В то же время он стал удобным инструментом держав в политической и дипломатической игре. Однако "принцип национальности" не стал и не смог стать универсальным средством разрешения национальных проблем: когда национальные интересы народов приходили в столкновение друг с другом, обнаруживалась внутренняя противоречивость и самого принципа. Революции 1848 - 1849 гг. наглядно это продемонстрировали, и в этом заключался один из главных уроков. Опыт, который был накоплен народами в этих революциях, сыграл решающую роль в дальнейшей борьбе за общедемократические принципы гражданского общества, национальное равноправие, право наций на самоопределение и отделение, вплоть до образования самостоятельного государства.
Авторы этого интересного и ценного исследования, поставившие перед собой трудную задачу раскрыть чрезвычайно сложный, многоаспектный опыт революций 1848 - 1849 гг., успешно справились с ней. Перед читателем возникают яркие картины событий революции 1848-1849 гг. в различных европейских странах, живые образы крупных политических и государственных деятелей, просветителей, создателей национальных программ. Главы этого труда написаны в основном по материалам отечественных и зарубежных архивов с использованием последних достижений отечественной и зарубежной историографии. Эту книгу прочитают все, кто интересуется исторической наукой, особенно ценной она будет для преподавателей и студентов высших учебных заведений.
Несомненно, что переиздание или допечатка этой книги уже становятся необходимыми, так как ее тираж - всего 1 тыс. экземпляров. При таком тираже, видимо, только москвичи могут стать обладателями этого ценного обобщающего труда.
А.С. Намазова, кандидат исторических наук, зав. Центром изучения истории XIX в. ИВИ РАН
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
Editorial Contacts | |
About · News · For Advertisers |
Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Kazakhstan |