Libmonster ID: KZ-103

Казахский филиал Академии наук СССР. Институт истории, археологии и этнографии. Каз. ОГИЗ. Алма-Ата. 1945. 200 стр.

Чокан Чингисович Валиханов (1837 - 1865) занимает в истории казахской культуры исключительное место. Талантливый учёный, бесстрашный путешественник-исследователь, материалист и демократ по своим взглядам, верный патриот своей родины, Валиханов много сделал для просвещения своего народа и сближения его с великим русским народом.

Передовые русские учёные - знаменитый географ П. П. Семёнов-Тянь-Шаньский, этнограф Г. Н. Потанин, сибиревед Н. М. Ядринцев и др. - посвятили памяти своего близкого друга Ч. Валиханова статьи, полные восхищения его творчеством и талантом. Даже в сухих отчётах Императорского Русского географического общества, обычно не щедрого на похвалы, особенно "инородцам", учёные заслуги Ч. Ч. Валиханова получили высокую оценку.

Однако дореволюционная историография прошла мимо Валиханова. Буржуазных историков меньше всего интересовало развитие общественной мысли колониальных народов. Только после Октябрьской социалистической революции его имя появилось в печати. Но облик Валиханова при этом нередко совершенно искажался. Например, местные буржуазные националисты объявили Валиханова своим идейным "отцом".

Монография Х. Айдаровой полностью опровергает такой взгляд, равно как и утверждение, что Валиханов был русификатором и чуть ли не агентом царизма в Казахской степи. Эта книга, являясь первым специальным исследованием о жизни и творчестве Ч. Валиханова, правильно показывает характер и развитие его социально-политических и культурных воззрений.

Этап за этапом детально рисует автор жизнь и деятельность казахского просветителя. Появление крупнейшего просветителя Казахстана связано в монографии с происходившим тогда поворотом в общественно-экономическом строе этой страны и показано на фоне классовой борьбы в казахском обществе и в России.

В книге, помимо введения и заключения, имеется восемь глав: "Формирование личности", "Начало научной деятельности", "Экспедиция в Кашгар", "Поездка в Петербург", "Жизнь в ауле", "Последние годы", "Мировоззрение Ч. Ч. Валиханова", "Валиханов как учёный".

В первой главе читатель знакомится с формированием личности Валиханова, с его детством и юношеством, Чокан родился в европеизированной аристократической семье, тесно связанной с русскими интеллигентами и чиновниками, с одной стороны, и с деятелями национально-освободительного движения - с другой. Прадедом Чокана был знаменитый в казахской истории хан Аблай, стремившийся объединить и укрепить казахское ханство. Близкие родственники Валихановых играли руководящую роль в народных восстаниях 1837 - 1847 гг. за независимость казахского народа.

стр. 157

Ещё в детстве Чокан познакомился с героическими страницами родной истории и с произведениями национальной культуры. Уже тогда, в родном ауле, "зародилась его нерасторжимая связь с собственным народом" (стр. 30).

Молодого Чокана отдали в Омский кадетский корпус. Хотя при поступлении он "ни слова не знал по-русски", он скоро стал первым учеником.

Вопреки существовавшему мнению, что в корпусе Валиханов находился в руках невежд-солдафонов, Х. Айдарова показывает, что Валихамов получил там идейную зарядку от прогрессивно настроенных учителей. Преподаватель литературы - пропагандист идей Белинского - Костылецкий научил Чокана любить русскую литературу, критически относиться к окружающему, привил ему вкус к научной работе. Преподаватель истории - поклонник французской революции - Гонсевский ввёл Чокана в курс политической жизни, так что вскоре казахский мальчик стал для своих, старших годами русских товарищей "окном в Европу" (стр. 37).

Чокана выпустили из корпуса на год раньше его товарищей: как "инородцу" ему не разрешили слушать специальные военные науки, которые изучались на последнем курсе.

Оставшись служить в Сибири, молодой офицер продолжал начатые ещё в корпусе занятия по глубокому изучению истории, географии и этнографии Средней Азии. Валиханов вращается в кругу образованных, прогрессивно настроенных омских интеллигентов. Он близко сходится с ссыльным петрашевцем С. Ф. Дуровым и с гениальным русским писателем Ф. М. Достоевским. Обоснован вывод автора, что усиленное чтение, влияние начавшегося общественного подъёма и воздействие петрашевца Дурова сделали Валиханова сторонником передовых, демократических идей. Дружба с Дуровым, Достоевским и др. сблизила Валиханова "с русским народом, "о не ослабила его любви к родному народу" (стр. 47).

Во второй и третьей главах читатель следует за начинающим учёным в таинственную Джунгарию и в далёкий Кашгар, куда Валиханов проник под видом кокандского купца. Последнее путешествие было оценено Русским географическим обществом как "замечательный географический подвиг со времени Марка Поло" (стр. 169). Двадцатилетний Валиханов был избран в действительные члены Русского географического общества.

Собранный Валихановым богатейший материал о природе, истории, этнографии, экономике и политическом состоянии Джунгарии и Кашгара поднял завесу над "неведомым и загадочным краем". Эти труды, не потерявшие ценности и сегодня, прославили Валиханова среди учёных России и Европы.

В предисловии к сочинениям Валиханова акад. Н. Веселовский, скорбя о преждевременной кончине учёного-путешественника, называет его недолгую жизнь блестящим метеором, промелькнувшим над нивой востоковедения. Н. Веселовский пишет, что русские ориенталисты единогласно признали в лице Валиханова "феноменальное явление".

Х. Айдарова вводит читателя в лабораторию мысли Валиханова, подробно знакомя с дневником последнего. В этих заветных тетрадях наряду с географическими описаниями дамы зарисовки исторических событий, описание туземцев и их жизни. Здесь ярко выражены передовые взгляды Валиханова, видна активная работа его мысли. Например, в записи о кашгарцах Валиханов хвалит их за веротерпимость, за предоставление свободы женщинам и с горечью отмечает, что этот народ постоянно подвергался угнетению. С гневом и возмущением пишет Валиханов об эксплоататорах и чиновниках, грабящих народ.

Вернувшегося из путешествия Валиханова вызвали в Петербург, где он прожил год (1860 - 1861), Специальная глава посвящена его жизни и творчеству в столице. Общественная атмосфера столицы была накалена. Бурлили политические страсти. Валиханов мог непосредственно наблюдать разгоревшуюся борьбу между помещиками-крепостниками, либералами и демократами.

Круг петербургских знакомых Валиханова был широк и разнообразен: высшие чиновники, с которыми его связывала служба, учёные, литераторы, студенческая молодёжь. Автор правильно утверждает, что пребывание в Петербурге помогло Валиханову шире, всестороннее, глубже помять русскую и западноевропейскую культуру. Здесь укрепились его демократические взгляды. Характерен следующий эпизод, приведённый в книге. Однажды на параде стоявший возле Валиханова молодой князь, которого толкнул какой-то серый кафтан, сказал: "Что это не почистят публику?" Чокан быстро заметил ему: "А вы читали, как Разин чистил публику?" (стр. 93).

В столице Валиханов подготовил к печати труды: "Очерки Джунгарии", "О состоянии Алты-Шара и т. д.", "О дикокаменных киргизах", "Аблай" и др.

Из-за развившейся чахотки Валиханов вынужден был покинуть север и вернуться в отцовский аул. В пятой главе описывается его полная трагической борьбы жизнь в ауле. Быстро вскрылось глубокое противоречие "между культурным представителем казахского народа, воспринявшим передовые взгляды 60-х годов, и традиционными аристократическими понятиями и нравами казахского аула" (стр. 102). Нарушая волю родителей, он отказался жениться на дочери аристократа и влюбился в простую служанку. Это сочли безнравственным.

Валиханов вёл борьбу с произволом местных феодалов и с отсталостью патриархального быта, освящаемого феодальной религией - исламом. Валиханов писал поэту Майкову: "С местными султанами (аристократами. - А. Д. ) и богачами из чёрной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами... Я требовал не раз, чтобы они платили им жалование и чтобы обращались, как с человеком, в противном случае грозил законом. Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся" (стр. 113).

стр. 158

Валиханов, аристократ по происхождению, вёл борьбу как с казахской аристократией, так и с богачами "из чёрной кости".

Чтобы получить возможность действенно бороться с "чиновничьим произволом" и с "деспотизмом богатых", Валиханов выставил свою кандидатуру на выборах старшего султана от Атбасарского округа. Несмотря на ожесточённое сопротивление крупных скотовладельцев - баев, - Валиханов получил на выборах большинство голосов. Но генерал-губернатор не утвердил его. Царский сатрап предпочёл Валиханову, известному своими демократическими взглядами, ставленника баев - неграмотного человека, бывшего не раз под судом, но зато готового рабски служить колонизаторам.

Несмотря на тяжёлые невзгоды и болезнь, Валиханов продолжал свои научные труды. В ауле он написал работы "О преданиях и легендах Большой киргиз-кайсацкой орды", "О киргизском родословии", "О вооружении казахов" и др.

Последние годы жизни Валиханова описаны в шестой главе. В 1853 г. он приезжает в Томск и резко обрушивается на подготовленный правительством проект реформ казахского суда биев. В специальной записке он просит генерал-губернатора не утверждать проекта, который будет служить лишь "удовлетворению тщеславия богатых киргиз и обогащению русских чиновников". В другой записке - "О кочёвках киргиз" - он разоблачает политику экономического притеснения "инородцев".

После краткосрочной службы в особом Западно-Сибирском отряде, действовавшем в Средней Азии, Валиханов, возмущённый жестокостями участников отряда, уехал в город Верный, а оттуда - в один из аулов. Там он женился и прожил остаток своих дней.

Автор опровергает ошибочный взгляд на "возвращение в юрту" Валиханова как на "что-то драматическое", подобное уходу пушкинского Алеко в шалаш кочевников, где нравы проще и чище. Х. Айдарова доказывает, что это вовсе не было возвращением, ибо Валиханов вовсе "не уходил", не отрывался от юрты. "Валиханов жил "в юрте постоянно" и всю жизнь активно мыслил о путях приобщения "юрты" кратчайшей дорогой к европейской культуре" (стр. 127).

Две последние главы и заключение подводят итог исследованию: суммируют данные о мировоззрении Валиханова и о его роли как учёного. Вполне обоснован вывод автора, что историческое значение Валиханова заключается в том, что он в середине прошлого столетия "впервые в истории развития казахской общественной мысли выступил материалистом, стоя на уровне русского наступающего материализма 60-х годов" (стр. 197). Являясь первым просветителем, Валиханов в общественной и культурной жизни казахского народа "положил начало идеям прогрессивного развития и европейской культуры". В качестве учёного Валиханов внес первый вклад казахского народа в общую сокровищницу прогресса человечества" (там же). Результаты его смелых путешествий и по сей день служат науке.

На главный вопрос, стоявший перед его народом, куда идти: к сохранению "азиатчины" или к сближению с Россией и Европой, - Валиханов дал ясный и решительный ответ: "Вперёд, в тесном единении с Россией и Европой, но во имя сохранения и развития жизненных национальных сил и особенностей казахского народа" (стр. 195). Валиханов связывал будущность Казахстана с Россией, причём залогом успеха он считал "взаимную дружбу обоих народов". Себе он поставил задачей "широко развернуть просвещение казахского народа и тем самым ликвидировать неприязнь казахов к европейской и русской культуре. Этим задачам подчиняет он свои научные исследования о Казахстане и целеустремлённо ведёт их" (стр. 168).

Автор правильно отмечает идеалистическую ограниченность Валиханова во взглядах на общественную жизнь человеческого общества. Эта ограниченность привела его к политическим ошибкам. Не зная законов общественного развития, Валиханов преувеличивал роль просвещения и религии.

Он считал, что плохие общественные порядки нужно и можно изменить "путём просвещения народных масс, убеждения правящих кругов и разумных реформ" (стр. 197).

Эти ошибки Валиханова, его непоследовательность в методах борьбы за поставленные задачи автор считает "результатом отсталости Казахстана, результатом наступающей реакции после половинчатой реформы в России, результатом оторванности Валиханова от центра и его происхождения из аристократической среды, с которой он не порывал связи" (стр. 197).

*

Х. Айдарова успешно справилась с задачей показать первого казахского просветителя в процессе его внутреннего роста в связи с особенностями современного ему, столь сложного периода истории Казахстана и России. Она использовала обширнейший материал, ввела в науку большое количество новых, до сих пор неизвестных фактов, дала правильную оценку многим фактам, ранее неверно толковавшимся.

Книга написана живо, просто и потому легко и с большим интересом читается. Однако она несвободна от недостатков. Хорошо выяснив прогрессивные взгляды Валиханова, показав его как глубокого учёного и самостоятельного мыслителя, автор не осветил в достаточной мере весьма важный вопрос: какое влияние оказал Валиханов на современное ему казахское общество? Прекрасно описав трогательную дружбу, связывавшую Валиханова с рядом русских интеллигентов, автор фактически обошёл молчанием вопрос о его друзьях в казахском обществе. Написав, что "знания и умственное развитие ещё больше укрепили его внутреннюю связь со степью" (стр. 47), автор не показал, в чём конкретно проявилось это укрепление связи Валиханова с казахской средой.

Недочётом монографии является и то, что автор несколько суммарно характеризует деятельность. Валиханова как учёного. В книге имеется специальная глава "Валиханов как учёный", но она даёт слишком общую характеристику. Чувствуется необходимость в специальных разделах, посвященных деятельности Валиханова в каждой из наук, которыми он занимался: истории, этнографии, географии. Недостаточно конкретно описаны отдельные стороны мировоззрения Валиханова, особенно его философские взгляды.

Техническим недочётом книги является значительное число опечаток, лишь частично отмеченных на специальном вкладыше.

Отмеченные недостатки не могут, однако, ни в коей мере затмить достоинства книги и умалить её значения, как удачного начала научной биографии крупнейшего просветителя и учёного Казахстана.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/АЙДАРОВА-Х-ЧОКАН-ВАЛИХАНОВ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Қазақстан ЖелідеContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

А. ДАВИДОВИЧ, АЙДАРОВА Х. ЧОКАН ВАЛИХАНОВ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 08.11.2017. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/АЙДАРОВА-Х-ЧОКАН-ВАЛИХАНОВ (date of access: 22.11.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - А. ДАВИДОВИЧ:

А. ДАВИДОВИЧ → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Қазақстан Желіде
Астана, Kazakhstan
2405 views rating
08.11.2017 (2571 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
CHRONICLE NOTES 2012
2 hours ago · From Urhan Karimov
A POSTMODERN VIEW OF HISTORY IN THE NOVELISTICS OF IHSAN OKTAY ANAR
2 hours ago · From Urhan Karimov
JAMES PALMER. THE BLOODY WHITE BARON. THE EXTRAORDINARY STORY OF THE RUSSIAN NOBLEMAN WHO BECAME THE LAST KHAN OF MONGOLIA
2 hours ago · From Urhan Karimov
А.Ю. ДРУГОВ. ИНДОНЕЗИЯ НА ГРАНИ СТОЛЕТИЙ (1997-2006 гг.)
2 hours ago · From Urhan Karimov
VIII СЪЕЗД РОССИЙСКИХ ВОСТОКОВЕДОВ В КАЗАНИ
2 hours ago · From Urhan Karimov
МЕЖЭЛИТНЫЙ КОНФЛИКТ В ИРАНЕ (1989-2010 гг.)
3 hours ago · From Urhan Karimov
RUSSIA AND MONGOLIA ARE ON THE PATH OF STRATEGIC PARTNERSHIP. R. B. Rybakov, L. Khaisandai (ed.)
Yesterday · From Urhan Karimov
PROSPECTS FOR COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND IRAN ON THE HORIZON OF 2025
Yesterday · From Urhan Karimov
RELATIONS BETWEEN PAKISTAN AND AFGHANISTAN AFTER THE FORMATION OF THE UNIFIED PROVINCE OF WEST PAKISTAN
Yesterday · From Urhan Karimov
КОЧЕВНИКИ И КРЕПОСТЬ: ОПЫТ АККУЛЬТУРАЦИИ КРЕЩЕНЫХ КАЛМЫКОВ
2 days ago · From Urhan Karimov

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

АЙДАРОВА Х. ЧОКАН ВАЛИХАНОВ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android