Libmonster ID: KZ-2480

А. С. БАЛЕЗИН. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ. Учебное пособие. М.: КДУ, 2008. 272 С.

Выход в свет учебного пособия по новой и новейшей истории Африки южнее Сахары - событие долгожданное. Ведь последнее обобщающее издание по истории континента XIX - начала XX в., которое преподаватели вузов могли рекомендовать студентам, относится к 1984 г. [История Африки..., 1984], а последнее учебное пособие по новейшей истории - к 1989 г. [История Тропической и Южной Африки..., 1989]. Очевидно, что за последние два десятилетия в Африке произошло множество важнейших событий, о которых студенту-африканисту (и вообще студенту-историку), безусловно, следует знать: отказ от "социалистической ориентации" более чем в

стр. 189

десятке государств, крушение системы апартхейда в ЮАР, получение независимости Намибией, отделение Эритреи от Эфиопии, геноцид в Руанде, гражданские войны в бывшем Заире, Сомали, Либерии и некоторых других странах, переход к гражданскому правлению в Нигерии, примирение МПЛА и УНИТА в Анголе... Не менее важно и то, что в 1990-е - 2000 гг. в научный оборот был введен (в том числе усилиями А. С. Балезина) солидный массив источников по новой и новейшей истории Африки южнее Сахары, позволяющих представить ее студенту полнее, нежели это было возможно сделать ранее1. Наконец, явственно ощущалась потребность в учебных пособиях и обобщающих трудах, написанных с современных теоретико-методологических позиций, с учетом концепций, разработанных в отечественной и мировой науке в конце XX - начале XXI в.2

Впрочем, актуальность, объективная необходимость издания еще не есть залог его реальной ценности. В потоке учебников и учебных пособий для школ и вузов по самым разным дисциплинам, обрушившемся на российских преподавателей и учащихся в последнее время, нередко можно встретить произведения, написанные людьми неквалифицированными и даже попросту недобросовестными. Уже в этой связи работа А. С. Балезина заслуживает внимания - в ней обобщен многолетний научный и педагогический опыт профессионального историка-африканиста.

Учебник состоит из двух частей: стандартной "Программы курса" и соответствующего ей цикла из 19 лекций. Этот цикл не делится автором на части, но логически распадается на две вводные лекции ("Что дает историку изучение Новой и Новейшей истории Африки" и "Проблемы периодизации Новой и Новейшей истории Африки"), лекции по Новой истории Африки (лекции 3 - 11) и Новейшей истории региона (лекции 12 - 19). Таким образом, перед нами не просто типичное "учебное пособие", но именно авторский лекционный курс. Последнее проявляется даже в стилистике работы, составляющей, по моему мнению, ее большое достоинство: А. С. Балезину удалось, с одной стороны, создать письменный текст, отвечающий всем классическим нормам, а с другой - сохранить обаяние живой устной речи обращенного к студенческой аудитории рассказа. Ставя себя на место студента, я понимаю, что читать такое пособие будет не скучно, а потому материал усвоится легче и быстрее.

Творческое авторское начало проявляется и в том, как отбирается и подается конкретный исторический материал. Представляется, что из-за невозможности вместить в одно пособие весь "Монблан фактов", даже важных, африканской истории последней полутысячи лет А. С. Балезин избрал сочетание двух стратегий, которые позволили бы ему создать достоверную и стройную картину Новой и Новейшей истории Африки южнее Сахары.

Первая стратегия - максимальная опора на источники. Автор цитирует обширные, подчас многостраничные выдержки из них, приводит некоторые документы целиком, и в этом - один из аспектов методической оригинальности, новизны данного учебного пособия. Конечно, здесь проявился и естественный пиетет историка перед источником. Но в этом же, несомненно, заложена и перспектива достижения автором главной цели своей работы - успешности ее как учебного пособия. Не характерный для работ данного жанра, казалось бы, скорее подходящий для научно-популярной монографии подзаголовок - "люди, проблемы, события" - отражает стремление А. С. Балезина создать не банальный "учебный текст", а такой, в котором люди говорили бы о себе и своем месте в истории сами, проблемы раскрывались бы в реальных проявлениях, события виделись бы глазами участников и современников. Студенту наверняка будет интереснее читать письма "короля" Буганды или документы Организации Африканского Единства, нежели самые глубокомысленные рассуждения ученых по их поводу. Следовательно, усвоение им


1 Библиографию недавних публикаций источников по новой и новейшей истории Тропической и Южной Африки см. в рецензируемой работе, с. 14 - 15.

2 К тому же времени относится публикация последних крупных учебных пособий и обобщающих работ на русском языке по доколониальной истории и этнографии субсахарской Африки [История Тропической Африки..., 1984 (оригинальное французское издание - 1970 г.); Львова, 1984], так что моя оценка состояния учебно-информационной базы по новой (с XIX в.) и новейшей истории Африки до появления рецензируемого учебного пособия для этих разделов африканистики, к сожалению, сохраняет полную актуальность и ныне. Учебное пособие В. А. Попова [Попов, 2001], практически совмещающее в себе доколониальную историю и этнографию субсахарской Африки, слишком невелико по объему, чтобы охватить даже важнейшие аспекты культуры и истории народов региона; к тому же оно было издано очень небольшим тиражом.

стр. 190

материала будет более быстрым и полным, а его интерес к африканистике расти. При этом читатель не остается с фактами "наедине": автор неизменно предлагает ему свои трактовки исторических событий, иногда даже полемически заостренные. Сочетание подробного, но не избыточного и не навязчивого изложения, с убедительным анализом фактов - признак профессионального вкуса ученого. А. С. Балезину он не изменяет и при написании учебного текста.

Вторая стратегия, более спорная, но, думается, оправданная, т. е. также способствующая потенциальному успеху труда А. С. Балезина как учебного пособия, - отказ автора от попытки описать в равной степени детально историю всех историко-культурных областей во все периоды. Бесспорно, в этом есть элемент субъективизма и волюнтаризма; нисколько не сомневаюсь, что и сам А. С. Балезин не стал бы утверждать, что, в частности, эпохи и аспекты истории континента, не обеспеченные письменными источниками на европейских языках, не достаточно значимы или что история Западной и Центральной Африки конца XV - XVIII в. менее интересна, нежели история восточной и южной частей континента XVI - XIX вв. Однако, во-первых, основные события истории Западной и Центральной Африки (во всяком случае, обеспеченные европейскими письменными источниками) также освещены в пособии достаточно основательно, и говорить о "приоритете" в нем Востока и Юга можно только в том смысле, что об их истории речь ведется более подробно. Во-вторых, такой выбор автора явно обусловлен его собственным опытом исследователя как раз этих регионов: пониманием того, что именно на их материалах он в состоянии наиболее ярко проиллюстрировать общие тенденции истории Африки южнее Сахары, а также, по-видимому, установкой на предпочтительность более подробного освещения истории отдельных крупных областей континента при достаточном внимании к истории остальных, нежели "равномерного", но ни в одном случае не настолько полного рассмотрения истории всех его регионов.

В начале рецензии я отметил, что ценность нового учебного пособия во многом определяется тем, насколько в нем отражены актуальные тенденции научной мысли, как общетеоретические, методологические, так и связанные с оценками конкретных явлений. В этой связи обращает на себя внимание стремление А. С. Балезина ввести читателя-студента в курс новейших научных дискуссий не только в африканистике, но и в исторической науке в целом: об этапах политогенеза, о характере и историческом месте колониального общества и многих других. Изучение истории Африки по данному пособию поможет студенту избежать усвоения некоторых догм, характеризовавших отечественную африканистику (как часть исторической науки) в советский период, о необоснованности которых студент-африканист до сих пор не мог узнать ввиду отсутствия современных учебников: о наступлении Нового времени в середине XVII, а не на грани XV - XVI вв., о якобы изначальной "освободительной" направленности антиколониального движения в Африке и т. д. и т. п.

Впрочем, и мои претензии к рецензируемому учебному пособию также относятся к его теоретико-концептуальной составляющей, в частности к подходам автора к рассмотрению двух "хронологических полюсов" его труда - доколониального и современного (конца XX - начала XXI в.) этапов африканской истории. Характеризуя социальную эволюцию народов Африки южнее Сахары до утверждения колониализма, А. С. Балезин выстраивает однолинейную схему ее стадий (с. 48 - 56). Суть моего замечания в данном случае заключается не столько в том, что в последние годы наблюдается стремление к отказу от нее в пользу неоднолинейных теорий (см., например: [Beyond Chiefdoms..., 1999; Цивилизационные модели..., 2002]), сколько в том, что в своей "версии" автор не проводит различия между формами социальной и политической организации (скажем, коническим кланом и вождеством соответственно). Что же касается взгляда А. С. Балезина на проблемы Африки наших дней, то, при всей точности их вычленения и достоверности описания, хотелось бы видеть более четкую постановку этих проблем в теоретический контекст, задаваемый процессами глобализации.

И последнее. В настоящее время многим, и среди них немалому числу ученых, Африка южнее Сахары представляется едва ли не "черной дырой", "неизлечимой язвой на теле человечества" - миром, в котором все то, чем гордится цивилизация, отступает перед ужасами нищеты, болезней, войн, где нет места простому людскому счастью. Для некоторых такой взгляд означает отказ в праве африканцев считаться людьми, равными себе. Однако мой личный опыт африканиста позволяет полностью присоединиться к высказыванию, которым А. С. Балезин, наверное, не случайно завершает свой труд: "Я полагаю, что в оценках перспектив развития Тропической и Южной Африки пессимизм может смениться очень осторожным оптимизмом" (с. 271).

стр. 191

Хочется надеяться, что для кого-то эта книга станет учебным пособием не только по африканистике, но и по гуманизму: искренний и неказенный научный рассказ об истории Черного континента может претендовать и на это.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

История Африки в XIX - начале XX в. М.: Наука, 1984.

История Тропической Африки (с древнейших времен до 1800 г.). М.: Наука, 1984. История Тропической и Южной Африки. 1918 - 1988 гг. М.: Наука, 1989. Львова Э. С. Этнография Африки. М.: МГУ, 1984.

Попов В. А. Этнография Африки (Цивилизации и протоцивилизации Тропической Африки). Ч. I - II. СПб: ЦПО "Информатизация образования", 2001.

Цивилизационные модели политогенеза. М.: Институт Африки РАН, 2002.

Beyond Chiefdoms. Pathways to Complexity in Africa. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.


© biblio.kz

Permanent link to this publication:

https://biblio.kz/m/articles/view/А-С-БАЛЕЗИН-ТРОПИЧЕСКАЯ-И-ЮЖНАЯ-АФРИКА-В-НОВОЕ-И-НОВЕЙШЕЕ-ВРЕМЯ-ЛЮДИ-ПРОБЛЕМЫ-СОБЫТИЯ

Similar publications: LKazakhstan LWorld Y G


Publisher:

Alibek KasymovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://biblio.kz/Alibek

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Д. М. БОНДАРЕНКО, А. С. БАЛЕЗИН. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ // Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). Updated: 10.07.2024. URL: https://biblio.kz/m/articles/view/А-С-БАЛЕЗИН-ТРОПИЧЕСКАЯ-И-ЮЖНАЯ-АФРИКА-В-НОВОЕ-И-НОВЕЙШЕЕ-ВРЕМЯ-ЛЮДИ-ПРОБЛЕМЫ-СОБЫТИЯ (date of access: 17.09.2024).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Д. М. БОНДАРЕНКО:

Д. М. БОНДАРЕНКО → other publications, search: Libmonster KazakhstanLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes
Related Articles
"БОЯРЕ, А МЫ К ВАМ ПРИШЛИ..."
Catalog: История 
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РОССИЙСКИХ ФАМИЛИЙ
12 days ago · From Цеслан Бастанов
ВСАДНИК МЕРТВЫЙ И КОНЯ БЕЛЕЮЩЕГО БЕГ В ПОЭМЕ И. А. БРОДСКОГО "ПЕТЕРБУРГСКИЙ РОМАН"
Catalog: Разное 
16 days ago · From Цеслан Бастанов
ПУШКИНСКАЯ ТЕМА В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА "ДАР"
16 days ago · From Цеслан Бастанов
ФРАЗЕОЛОГИЯ МОЛОДЕЖНОГО ЖАРГОНА
17 days ago · From Цеслан Бастанов
Владимир Путин посетил новую мечеть имени пророка Исы (Мир ему) в Грозном
26 days ago · From Қазақстан Желіде
ГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ
27 days ago · From Цеслан Бастанов
КАДАШИ И БАРАШИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
Catalog: География 
32 days ago · From Цеслан Бастанов
Одна из модных современных профессий - дизайнер. Можно работать удаленно и зарабатывать хорошие деньги на том, что любишь
35 days ago · From Қазақстан Желіде
СВОЕОБРАЗИЕ СТИЛИСТИКИ "ПОВЕСТИ О НАШЕСТВИИ ТОХТАМЫША"
35 days ago · From Цеслан Бастанов

New publications:

Popular with readers:

News from other countries:

BIBLIO.KZ - Digital Library of Kazakhstan

Create your author's collection of articles, books, author's works, biographies, photographic documents, files. Save forever your author's legacy in digital form. Click here to register as an author.
Library Partners

А. С. БАЛЕЗИН. ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ЛЮДИ, ПРОБЛЕМЫ, СОБЫТИЯ
 

Editorial Contacts
Chat for Authors: KZ LIVE: We are in social networks:

About · News · For Advertisers

Digital Library of Kazakhstan ® All rights reserved.
2017-2024, BIBLIO.KZ is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Kazakhstan


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of affiliates, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. Once you register, you have more than 100 tools at your disposal to build your own author collection. It's free: it was, it is, and it always will be.

Download app for Android