"Царство гуннов" обязано своим названием армянской историко-географической традиции. Впервые оно появляется на страницах "Армянской географии" А. Ширакаци (VII в.): "К северу [от Дербента] находится царство гуннов"1. В "Истории Албании" М. Каганкатваци (VII в.) есть упоминание о "великолепном городе Варачане" или Вараджане, который располагался к северу от Дербента и в котором жил "великий князь гуннов"2. М. И. Артамонов, чья точка зрения относительно "царства гуннов" стала господствующей в отечественной историографии, считал, что его население составляли сувары: "...оно (царство гуннов. - С. Х.) охватывало одно из подразделений болгар, ранее известное под именем савир"3. И лишь в качестве предположения допускал, что кроме сувар там обитало и другое болгарское племя - берсула.
Основанием для первого вывода стали сведения, приводимые Ибн Хордадбехом, а для второго - авторская интерпретация армянского названия столицы "царства гуннов" города Вараджан (Варачан). Ибн Хордадбех сообщает, что "...за пределами ал-Баба4 [идут земли] владык сувар, лакзов, аланов, филана, ал-Маската, сахиба ас-Сарир и город Самандар"5, из чего вытекает цепь следующих заключений: если армянские источники к северу от Дербента помещают "царство гуннов", а Ибн Хордадбех "за пределами аль-Баба", то есть Дербента, первым называет "владыку сувар", то, следовательно, населением названного царства были сувары. Что касается берзилов, то их этноним М. И. Артамонов сближает с армянским названием столицы "царства гуннов" городом Вараджан.
Берзилов, которых вышеназванный ученый считает второй и близкородственной суварам и булгарам этнической группой "царства гуннов", армянские, византийские и сирийские источники упоминают как народ, живущий к северу от Дербента. Например, Феофан и Никифор, византийские писатели IX в., упоминают Берзилию, "самую дальнюю страну первой Сарматии"5. Первая или азиатская Сарматия по системе Клавдия Птолемея располагалась между Доном и Волгой, следовательно, Берзилия должна быть локализована на крайнем востоке Сарматии, то есть ограничена с востока Каспийским морем и Волгой, так как за Волгой начиналась птолемеевская Скифия. Таким образом, устанавливается восточная граница Берзилии. Что касается северо-восточной границы, то тут на помощь приходит "Армянская география" Ширакаци: "В Сарматии... много рек, в числе которых Этиль (Волга. - С. Х.) с 70 рукавами, на котором защищается народ ба[р]силы"7. Южная граница Берзилии четко определяется сведениями Михаила Сирийца (1126 - 1199), который называет Берзилию страной алан, "в которой римлянами были построены города Каспия, называвшиеся
Хамидуллин Салават Ишмухаметович - соискатель кафедры Отечественной истории Башкирского Государственного университета.
вратами Turaye..."8. Тем самым, он локализует ее в районе Дербента, так как слово Turaye является, по мнению исследователей, авторской передачей древнего ирано-армянского названия Каспийского прохода - Чор. С запада Берзилию ограничивали горы Кавказа. Следовательно, древняя Берзилия включала в себя просторы Восточного Предкавказья от Дербента до низовий Волги.
Армянские авторы VII в. Ширакаци и Каганкатваци, отмечающие на этой территории "царство гуннов", ничего не говорят о его этническом составе. Термин "гунны" у них имеет собирательное значение и играет роль политонима, поэтому внимание Артамонова привлекло название города Варачан: "Это имя в различных вариантах упоминается не только в армянских, но и в византийских, в арабских и еврейских источниках и, очевидно, связывается с названием страны Берсилия и подразделения болгар - берсилиев, барсилов или берсула..."9. При этом нужно учитывать, что "царство гуннов" второй половины VII в. не совпадало с древней Берзилией, ибо охватывало, по всей видимости, лишь ее южную половину. Согласно источникам, низовья Волги, территория современной Калмыкии и степи Северного Кавказа уже были заняты хазарами, которых армянские источники не отождествляют с "гуннами".
Основным аргументом в построениях Артамонова являются данные Ибн Хордадбеха о народах, проживавших севернее Дербента. Именно упомянутые арабским географом IX в. "за пределами ал-Баба" сувары являются, по его мнению, обитателями "царства гуннов", что, как представляется, не соответствует действительности. Во-первых, сведения Ибн Хордадбеха датируются временем его административной карьеры в качестве чиновника почтовой службы Багдадского халифата, то есть относятся ко второй половине IX в., тогда как "царство гуннов" уверенно датируется второй половиной VII - началом VIII века. Следовательно, сведения Ибн Хордадбеха отражают этнические реалии своего времени, а не периода почти двухсотлетней давности. Во-вторых, в "Армянской географии" Ширакаци, современника "царства гуннов", говорится: "К северу [от Дербенда] близ моря находится царство гуннов, на западе у Кавказа (то есть у подножья гор Кавказа. - С. Х.) город гуннов Вараджан, а также города Чунгарс и Мендр (Семендер). К востоку живут савиры до реки Талта10, отделяющей азиатскую Сарматию от Скифии..."11. Как следует из источника, в VII в. сувары жили северо-восточнее "царства гуннов", занимая район дельты Волги, сердце Хазарии и, следовательно, не могли населять Восточное Предкавказье, то есть "царство гуннов". В этой связи нелишне указать на то, что Масуди называет хазар тюркскими сабирами, и только по-персидски они именуются хазаран12. Исходя из этого, следует, что основным этническим компонентом хазар были сабиры или сувары, жившие в центре Хазарского каганата на Волге.
Армянская историография считает берзилов и хазар современниками и относит их появление на исторической арене к III веку. "Отец армянской истории" Хоренаци пишет, что в правление армянского царя Вагаршака (Вахарша) "массы горцев - я разумею - хазар и ба[р]силов, соединившись, прошли через врата Чора (Дербентский проход. - С. Х.) под предводительством царя своего Внасепа Сурхапа..."13. Вагаршак погиб в сражении, а так как его правление продолжалось с 193 по 213 г., то, следовательно, поход берзило-хазар в Армению состоялся в 213 году. Не рассматривая "злополучную проблему армянской историографии, касающуюся Моисея Хоренского"14, следует сказать, что к традиционной датировке его "Истории Армении" V в., сегодня склоняется все большее число исследователей. Если принять данную установку, то ничего не остается, как признать III в. временем появления на исторической арене хазар и берзилов, тем более что эта дата подтверждается арабской историко-географической традицией. В ней же мы находим и ответ на вопрос об этнической составляющей "царства гуннов".
Берзилия в сочинении Балазури, одного из ранних арабских историков конца IX в., упомянута в связи с популярным в арабской литературе сюжетом об обстоятельствах строительства знаменитых Дербентских укреплений. Он рассказывает о встрече, состоявшейся между персидским шахом Хосровом Ануширваном и тюркским Синджибу-каганом15 в Берзилии: "И подарил турок Ануширвану свою дочь, а затем сам прибыл к нему. И встретились они в Баршалии"16. Взамен Ануширван отдает замуж за кагана свою дочь. Ибн ал-Асир почти слово в слово воспроизводит рассказ, приведенный Балазури. Ануширван пускается на хитрость, результатом которой ста-
новится возведение Дербентских стен: "...И построил Ануширван стену от моря до вершин гор. И сделал в ней железные ворота и поставил охрану. И сказали царю турок: "Воистину, тебя обманули: твоя жена не дочь Ануширвана, и он укрепился против тебя". И не мог каган найти какую-либо хитрость против него". Однако, в отличие от Балазури Ибн ал-Асир место, где встретились каган и шах и где был построен Дербент, называет не Баршалийа, а Бурджан: "И когда укрепились его (Ануширвана. - С. Х.) дела, он воевал Фергану и Бурджан, затем вернулся [из Бурджана] и построил города Шабиран, Маскат и Баб аль-Абваб. И назван этот [город] "Воротами" потому, что построен на пути в горы"17. Ему вторит ат-Табари: "...Ануширван напал на Бурджан, затем вернулся и построил Баб аль-Абваб..."18. При сопоставлении рассказов Балазури, Ибн ал-Асира и ат-Табари о событиях, имевших место во второй половине VI в. на Кавказе, выходит, что Берзилия византийских источников, страна Барслов армянских и аль-Баршалийа Балазури соответствуют стране Бурджан арабских авторов. Как считает В. Минорский, название Barsli (Баршалия) является тюркской конструкцией с суффиксом принадлежности -li-, тогда как армянская форма Варачан (Вараджан) представляет собой ту же основу с иранским окончанием -ан19.
Страну Бурджан упоминает историк Я'куби (конец IX в.) в одной из глав своего сочинения, посвященной генеалогии народов Кавказа и Закавказья. Он пишет: "...разделил Фалаг бен 'Абр бен Арфахшад бен Сам бен Нух (Ной) землю между детьми Нуха, которые ушли по левую сторону востока. И отделилось от них племя - дети На'ума - в направлении севера. И распространились они по той стране, и стало несколько царств: и это - Бурджан, Дейлем, Табар, Тилсан, Джилян, Филан, Алан, Хазар, Дуданийа, Арман..."20.
Таким образом, легендарная генеалогия считает бурджан, то есть берзилов, и хазар аборигенами Кавказа. Ибн Хордадбех, используя данные сасанидских архивов, рассказывает о том, что во времена Ардашира Папакана (220 - 240 гг.), основателя Сасанидской династии, среди прочих пограничных с Ираном владетелей был Бурджан-шах21. Обращает на себя внимание то, что царство Бурджан упомянуто Ибн Хордадбехом в связи с событиями III в., а это напрямую согласуется с хронологией берзилов в "Истории Армении" Хоренаци. Наконец, в контексте событий середины VII в., то есть непосредственно перед появлением в армянской литературе VII в. "царства гуннов", арабский энциклопедист Йакут XIII в. приводит следующие сведения: "Бурджан: ... страна из числа областей Хазарии. Звездочеты утверждают, что [страна Бурджан] находится в шестом климате, и ее местонахождение - сорок градусов долготы и сорок пять градусов широты; мусульмане нападали на [Бурджан] в дни 'Усмана - да будет доволен им Аллах!"22. Это сообщение не оставляет места для сомнений относительно географической локализации Бурджана, так как мусульмане "в дни 'Усмана" (644 - 656) воевали с хазарами на территории современного Дагестана севернее Дербента. Таким образом, источники, описывающие события III-VII вв., говорят в пользу того, что население так называемого "царства гуннов" состояло из племени бурджан (берзил). Лишь в VIII-IX вв. равнины Восточного Предкавказья, опустевшие после ухода последних, были заселены хазаро-суварами. Этот факт и зафиксировал Ибн Хордадбех.
Что касается происхождения берзилов (берсула), то в литературе их обычно связывают с тюркоязычными булгарами. Основанием для этого служат сведения Ибн Русте, упоминающего племя берсула в составе волжских булгар23. Однако Михаил Сириец называет берзил аланами, что при тщательном анализе имеющихся источников представляется весьма правдоподобным утверждением. Например, имя царя хазар и берзилов, встречающееся в "Истории Армении" М. Хоренаци, дает возможность его интерпретации как иранского. Именно так считает А. В. Гадло, уточняя его звучание - Гушнасп Сухраб вместо Внасеп Сурхап, и делая замечание, что этот царь "представляет не хазаро-акацирскую, а барсилскую аристократию". Следовательно, "барсилы - не тюрки, а иранцы"24. Этногенетическое предание, записанное в XIX в. башкирским писателем Мухаммед-Салимом Уметбаевым, подтверждает сармато-аланское происхождение бурджан: "Искандер также был шахом: [выступив] из Рума, он захватил много иранских ('Аджам) земель... Оттуда пошел в Чин, из Чина в Хитай, из Хитая к уйгурам, которые происходят из одного рода с башкирами; от них - в Туркестан, оттуда пошел в Хаверстан, оттуда к алан-бурджанам, - это и другие [племена] затем вошли в состав башкир..."25.
Хазарский каганат представлял собой федерацию, состоявшую из вассальных владений. Федератами хазарского кагана, судя по арабским и армянским источникам, были, по крайней мере, два правителя - цари волжских булгар и северокавказских "гуннов". Вассальные цари, согласно тюркской титулатуре, назывались эльтеберами. Армянский писатель М. Каганкатваци называет правителя "царства гуннов" Алп-Илитвером, то есть эльтебером по имени Алп26. Каганкатваци дает красочное описание вождя "гуннов": "Выделяясь силой и доблестью, он прославился в состязаниях, как победитель на греческих олимпиадах, отличившись силой среди всех остальных, он снискал себе великолепное имя доблестное, совершив многие подвиги храбрости в Туркестане при хакане хазиров, он снискал любовь хакана, и тот выдал за него свою дочь. А также был он удостоен сана илитуерства и прославлен в пределах всех трех стран..."27. Берзилы были привилегированным племенем, что нашло выражение не только в том, что их эльтебер удостоился чести жениться на дочери хазарского кагана, но и в том, что главная жена кагана - хатун - выбиралась из берзилских принцесс. Об этом сообщает "Армянская география": "царица же, жена хагана, происходит из народа басилов... Царь их называется хаган, а царица, жена хагана, хатун"28.
Кагакатваци оставил описание "царства гуннов": "Преданный сатане, народ этот, охваченный заблуждением древопоклонения, по северной холодной глупости своей вздорные и ложные верования, скверные языческие обряды свои считал выше [других]. Если громогласное огненное сверкание молнии, обжигающее эфир, поражало человека или другое животное, то они считали, что это жертва, посвященная богу Куару, и служили ему. И еще почитаемому ими идолу какому-то, огромному и безобразному богу Тангри-хану, которого персы называют Аспандиат, приносили в жертву коней на кострах..."20. В этом пассаже принято видеть отражение этнического многообразия "царства гуннов": Гадло в поклонниках бога Куара видел ираноязычных кочевников массагетов-маскутов, а Тангри-хану, соответственно, поклонялись тюркоязычные гунны. Однако, маскуты, согласно "Армянской географии", жили южнее Дербента, поэтому, скорее всего, Куар-Аспандиат был богом бурджан (берзилов), племени иранского происхождения.
Исследователи сопоставляют имя Куар с древнеиранским словом Hvar (солнце). Солярные культы, как известно, были распространены среди индоевропейских народов. Например, высшим божеством древних славян был громовержец Сварог (Svar или Surya - бог солнца у индийцев - через оппозицию индоевропейского -s- иранскому -h- сходятся с Hvar). Так же и северокавказский Hvar, судя по описанию Кагакатваци, был богом-громовержцем. Что касается названия Аспандиат, то его можно перевести с иранских языков следующим образом: Аспанд (авестийское Spenta и латинское Santa) "всесвятый" плюс дад (английское dad, русское "дед", таджикское "дада") "батюшка" в сумме обозначают "небесный отец". Впрочем, возможно и иное толкование: Аспанд (всесвятый) и дад (дар) образуют понятие "дар всесвятого", как, например, в имени Митридат, "дар Митры". Что касается Тенгри-хана, то он является тюркским аналогом Куара-Аспандидада, так как эти имена коррелируются между собой. Земной парой "небесного отца" Тенгри-хана, Куара-Аспадиата, была некая Афродита. Кагакатваци пишет: "колдуны, ворожеи и чародеи [слуги богини] Афродиты начали свое неистовое колдовство, стали обращаться к земле, с лживыми призывами..."30. Обращение "слуг Афродиты" к земле разоблачает в названной богине тюркское божество Йер-Суб (Земля-Вода), небесной персонификацией которого была богиня Умай. Почитание наряду с иранскими тюркских божеств свидетельствует о далеко зашедшем процессе тюркизации населения царства Бурджан.
Если географическое и историческое тождество Бурджана и Берзилии налицо, то тождество лексическое между этими названиями не столь очевидно. "Этимология этнонима бурджан неясна, - пишет Р. Г. Кузеев. - Само написание слова бурджан заимствовано из иранской литературной традиции, следовательно, этноним в живой речи мог звучать несколько иначе..."31. Как именно, ученый не поясняет, хотя башкирское народное название буръян и литературная форма бурджан (в русифицированном виде "бурзян". - С. Х.) в точности соответствуют написанию этого этнонима в иранской и арабской письменных традициях. Значения этнонима бурджан коснулся и Ф. И. Гордеев. Он считает возможным этимологизировать его с позиций тюркского и иранского языков: тюркское "джан" - "человек" плюс иранский корень "бур",
семантика которого остается неясной, но предполагается его иранское или сармато-аланское происхождение32. В отечественной историографии было высказано мнение о тождестве бурджан с булгарским племенем берсула и кипчакским бурдж-оглы, из которого происходил знаменитый мамлюкский султан Египта Рукн ад-Дин Бейбарс. Например, А. Б. Булатов пишет: "...по нашему мнению, барсилы или берсула - это те же борджане (бордж улы)33. К похожей мысли пришел P. Golden, поддержанный затем Н. Баскаковым34. Эта точка зрения нуждается в проверке, поэтому приведем варианты звучания этнонимов бурджан и берсула в арабской, персидской, византийской, армянской, хазарской, русской и западноевропейской традициях.
В арабской историографии и географической литературе (Я'куби, Табари, Масуди, Йакут, Ибн ал-Асир и др.) наиболее распространенной является форма бурджан. Ее же мы находим в персидском сочинении "Худуд ал-Алам". Балазури упоминает иную форму - аль-Баршалийа. Ряд авторов приводит схожие формы: Ибн Русте знает племя б.рсула, как одно из трех подразделений волжских булгар. Персидский автор Гардизи фиксирует форму б.рсула. Персоязычный "Худуд ал-Алам" наряду с бурджанами знает и племя б.рзула в составе волжских булгар35. Йакут, приведший генеалогическое предание о родстве хазар, хорезмийцев и берсил, последних называет б.р.с.л. Упоминает он и северокавказскую область Бурджан. Византиец Феофан знает Берзилию или Берзетию36, а Фефилакт Симокатта - племя барсельт37. Армянские авторы упоминают народ барсл, басл, баслац, а также город и местность Вараджан или Варачан. Хазарский царь Иосиф называет в числе десяти эпонимов племен Хазарского каганата - имя Биз-л, а также местность В-р-шан38. Во всех письменных традициях, за исключением византийской, параллельно сосуществуют две фонетические формы - Бурджан (В.р.шан) и Берзил, в которых хорошо различим корень берз или бурдж с прибавлением суффиксов -ан и -ил. Этимология корня очевидна: берз/бурдж/бурз являются, соответственно, древнеиранской (авестийской), средне-персидской (пехлевийской) и новоперсидской (фарси) формами слова "высокий", "великий", "благородный". Эволюция этого корня хорошо прослеживается на примере названия священной горы древних иранцев Хара Березайти ("Высокая Хара"): Хара Березайти (Авеста), затем Хар-Бурз/Хар-Бурдж/Аль-Бурдж (пехлеви) и, наконец, Альбурз (фарси), то есть Эльбрус по-русски.
Ибн Халдун приводит название бурдж-оглы в составе племен Дешт-и Кипчака39. Этноним бурдж-оглы означает "сын Бурджа" и является, скорее всего, тюркской калькой слова берзула40. Суффиксы -ула- и -оглы- несут схожую семантическую нагрузку с позиций индоевропейских и тюркских языков. Исходя из этого, можно сделать вывод: корни берз и бурз/бурдж являясь вариациями одной протоосновы - берез и в сочетании с суффиксами дают формы берз + ула и бурдж + ан, из которых первый является индоевропейским уменьшительным суффиксом, а второй формантом множественности и коллективности в иранских языках. В русских летописях племени бурдж-оглы (берзула) соответствует орда Бурчевичей в составе половцев.
В западноевропейских источниках исследуемый этноним отразился в топониме Бурцеланд, то есть "земля Бурца (Бурджа), находившейся на юго-востоке Венгерского королевства, куда переселялись кипчаки"41. Западные источники свидетельствуют в пользу того, что помимо упомянутых форм с суффиксами -ула-, -ан-, -евич- самостоятельное хождение в качестве этнонима имел и сам корень бурдж. Подтверждение этому мы находим в записках турецкого пилигрима Эвлии Челеби, упоминавшего на Северном Кавказе племя борзи: "На арабском языке эта гора (Эльбрус. - С. Х.) называется Абульджибаль - отец гор. Персы называют эти высокие горы Кух-и Альборзи, потому что у подножия этих высоких гор поселились горцы племени Борзи..."42. Согласно некоторым исследованиям иранский корень berz (burz) "высокий" относится к индоевропейско-северокавказским изоглоссам: barz - "гора" по-чеченски; barza - по лезгински; burz - на некоторых иранских диалектах43; berg - по-немецки; на славянских языках breg - "берег". Таким образом, "бурджаны" могло означать просто "горцы", алан-бурджан - "горные аланы", а бурдж-оглы и берзула - что-то вроде "сыны гор".
Таким образом, можно говорить о том, что население так называемого "царства гуннов" состояло по преимуществу из тюркизированного сармато-аланского племени бурджан (берзула). К началу VIII в. это политическое объединение исчезает со страниц письменных источников, что, вероятно, явилось следствием губительных
походов армий Омейядского халифата, вторгавшихся на территорию Дагестана в ходе арабо-хазарских войн. Гибель "царства гуннов", то есть княжества Бурджан, на Северном Кавказе совпадает с появлением бурджан в Дунайской Булгарии и на территории Башкирии, а позднее в составе Дешт-и Кипчака, что свидетельствует о маршрутах дальнейших миграций этого племени.
Примечания
1. ПАТКАНОВ К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому. - Журнал министерства народного просвещения. СПб. 1883, март, с. 27 - 31.
2. История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века. СПб. 1861, с. 192.
3. АРТАМОНОВ М. И. История хазар. Л. 1962, с. 183.
4. Аль-Баб (Ворота) или Баб аль-Абваб (Ворота ворот) - арабское название Дербентских укреплений.
5. ИБН ХОРДАДБЕХ. Книга путей и стран. Баку. 1986, с. 110.
6. ЧИЧУРОВ И. С. Византийские исторические сочинения: "Хронография" Феофана, "Бревиарий" Никифора (тексты, перевод, комментарий). М. 1980, с. 162.
7. ПАТКАНОВ К. Ук. соч., с. 27 - 31.
8. АРТАМОНОВ М. И. Ук. соч., с. 128.
9. Там же, с. 184.
10. Слово Талта является искаженным названием Волги - Атил, которое сохранилось в современных башкирских гидронимах Идель (р. Волга), Чулман-Идель (р. Кама), Ак-Идель (р. Белая).
11. ПАТКАНОВ К. Ук. соч., с. 27 - 31.
12. MASUDI. Kitab at-tanbih wa-1-ishraf. Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Lugduni-Batavorum. P. VIII. 1894, p. 83.
13. ХОРЕНСКИИ М. История Армении. М. 1893, с. 113.
14. МЕЛИКСЕТ-БЕК Л. М. Хазары по древнеармянским источникам в связи с проблемой Моисея Хоренского. Исследования по истории культуры народов Востока. М. -Л. 1960, с. 112.
15. Синджибу-каган - правитель Западно-Тюркского каганата Истеми-каган (554 - 576 гг.).
16. Баладзори. Книга завоевания стран. Материалы по истории Азербайджана. Баку. 1927, с. 6.
17. 1BN AL-ATHIR. Tatikh al-kamil. Vol. I. Cairo. 1884, p. 192 - 196.
18. AL-TABARI. Rarikh al-umam va-1-muluk. Vol. 1. Cairo. 1939, p. 525 - 529.
19. MINORSKY V. A New Book on the Khazars. - Oriens. Leiden. 1958. Vol. XI, N 1 - 2, p. 125 - 126.
20. Ibn-Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi. Historiae. Bibliotheca Geographorum Arabicorum. Lugduni Batavorum. P. I. 1883, p. 203.
21. ИБН ХОРДАДБЕХ. Ук. соч., с. 61.
22. YAQUT AL-RUM1. Mu'jam al-buldan. Vol. I. Beirut. 1990, p. 443.
23. IBN RUSTAH. Kitab al-a'lak an-nafisa. Bibliotheca Geographorum Arabicorum. P. VII. Leiden. 1892, p. 141.
24. ГАДЛО А. В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. Л. 1979, с. 61.
25. Umidbaev Muhammad-Salim. Yadkar. Qazan. 1897, p. 39.
26. "Алп" по-тюркски значит "исполин", "герой", "витязь".
27. История агван Моисея Каганкатваци, с. 192.
28. ПАТКАНОВ К. Ук. соч., с. 27 - 31.
29. История агван Моисея Каганкатваци, с. 193.
30. Там же, с. 202.
31. КУЗЕЕВ Р. Г. Происхождение башкирского народа. М. 1974, с. 142.
32. ГОРДЕЕВ Ф. И. О поздних сарматских заимствованиях в восточно-финских языках. Вопросы финно-угроведения. Йошкар-Ола. 1969, с. 37 - 39.
33. БУЛАТОВ А. Б. Восточные средневековые авторы о башкирах. Археология и этнография Башкирии. Т. IV. Уфа. 1971, с. 323.
34. GOLDEN P. A Historico-Philological Inquiry into the Origins of the Khazars. Khazar Studies. Vol. 1. Budapest. 1980, p. 147; БАСКАКОВ Н. А. Тюркская лексика в "Слове о полку Игореве". М. 1985, с. 35.
35. HUDUD AL-'ALAM. The regions of the world. A Persian geography 372 A.H. - 982 A.D.
36. Translated and explained by V. Minorsky. London. 1937, p. 157.
37. Летопись византийца Феофана от Диолектиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. ЧМОИДР, 1884 - 1887, с. 262.
38. Фиофилакт Симокатта. История. М. 1957, 160.
39. MURAD RAMZI. Talfiq al-akhbar. Qazan. 1907, p. 242.
40. ТИЗЕНГАУЗЕН В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I. М. 1884, с. 541.
41. АБАЕВ В. И. Скифо-европейские изоглоссы. М. 1965, с. 80.
42. БУБЕНОК О. Б. Аланы-Асы в Золотой Орде (XIII-XV вв.). Киев. 2004. с. 238.
43. ЧЕЛЕБИ ЭВЛИЯ. Книга путешествий. М. 1961, с. 93.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Цифровая библиотека Казахстана © Все права защищены
2017-2024, BIBLIO.KZ - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие Казахстана |