Елена Филиппова (далее - Е. Ф.): За Францией на протяжении нескольких веков закрепился образ государства-нации, нации сограждан, не основанной на праве крови. В то же время, как и любая другая нация, французская нуждается в основополагающем мифе, придающем легитимность самому ее существованию и оправдывающему притязания на национальную территорию. В основании этого мифа лежит галльский субстрат, составляющий "важнейший элемент, определяющий французскую идентичность" (Amselle 2001: 16). Однако нельзя не согласиться с тем, что, "помещая истоки нации в давно прошедшие времена, утверждая принцип примитивной автохтонии, мы оказываемся в рамках субстанциалистской определенности" (Gossiaux 1997). Не кажется ли Вам, что такая концепция истории Франции, выдвигающая на первый план этническую гомогенность нации, предопределяет логику ее культурной гомогенизации? Принцип "равенства", начертанный на республиканских знаменах, не является ли на деле принципом "тождества", т.е. одинаковости?
Эрве Ле Брас (далее - Э. Л. Б.): Слово "этнический" лишь недавно вошло в употребление во Франции, и я не думаю, чтобы когда-либо речь шла об "этнической гомогенности". Разговоры об этом начались лет 15 назад, даже позже! До этого, хотя и поднимались проблемы, связанные с расовыми различиями, но даже антропологи начала XX в. описывали Францию как страну, смешанную в культурном отношении, а отнюдь не как "этнически чистую" нацию. Выбор в пользу культурной гомогенизации, уравнивания различных частей страны, действительно, был сделан, но произошло это в полной мере лишь в годы Третьей Республики. Закон Ферри об образовании был принят вовсе не для борьбы с неграмотностью, его целью было добиться унификации образования: чтобы все ученики по всей стране учили одно и то же. Именно в это время им начинают преподавать историю "наших предков - галлов". Совершенно очевидно, что именно Третья Республика стала поворотным моментом, возможно, потому, что ей суждено было решительно положить конец любым попытка ...
Читать далее