"Бог есть синтетическая личность всего народа... Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый... Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов". И еще: "Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре".
Так говорит Шатов, один из героев романа Ф. М. Достоевского "Бесы" (Достоевский 1957: 265 - 266).
Мысли эти могут показаться парадоксальными, но в них есть своя правда. Она заключается в том, что существуют два исторических типа религий. Первые можно условно назвать религиями этническими, вторые - надэтническими. Первые связаны по своему происхождению с этническими общностями - первобытными или архаическими общинами, племенами, народами - и тяготеют к ним, стремятся замкнуться в этнических границах. Вторые выходят за эти границы и, распространяясь, охватывают обширные культурно-исторические миры. Таковы прежде всего мировые религии - христианство, ислам и буддизм. Справедливость процитированных слов состоит в том, что этническая религия является как бы самовыражением породившего ее этноса, символом его самоотождествления и, в силу этого, противопоставления другим этносам. Этим она коренным образом отличается от религии надэтнической, обращенной одинаково ко всем людям, ко всем народам. Верно в словах героя Достоевского и то, что этническая религия, наполняя собою все грани духовной культуры, включает и "понятие о зле и добре".
Шатов говорит о религиях этнических и только о них. Он забыл, что существует христианство. Мысли его не христианские. Христианскому сознанию чужд узкий национализм, противопоставление своего народа другим народам, расам, культурам, "своего бога" - другим богам.
Религии архаических обществ характеризуются рядом универсальных осо ...
Читать далее