Разнообразные представления о камнях, бытующие в народе, до сих пор являются живой реалией полевых фольклорно-этнографических исследований.
Предлагаемая работа ставит своей задачей обзор и систематизацию семиотических текстов, выработанных традиционной культурой по отношению к почитаемым камням как части системы мира. Предметом анализа стали смысловые единицы, описывающие изучаемое явление в каком-либо одном из аспектов. В системе фольклорных жанров эти смысловые единицы могут быть реализованы в текстах поверий, преданий, легенд, а также входить составной частью в другие жанры (сказки, былины, заговоры, духовные стихи и др.). Те же мотивы могут быть выражены и при помощи определенных форм поведения, за которыми стоят представления о мифологической природе камня.
Стоит уточнить, что в исследовательской литературе камень как объект мифологических общений выступает в двух ипостасях (в чем-то качественно сходных, а в чем-то и различных). Во-первых, это небольшие камни, которые легко перемещаются человеком или мифологическим персонажем (их бросают, роняют, прикладывают к чему-либо, используют в качестве апотропея и вообще производят с ними множество манипуляций). Второй ипостасью является статичный массивный валун, лежащий на поверхности земли. Именно такие камни-валуны и есть объект нашего исследования.
В научной и краеведческой литературе ландшафтные объекты данного типа обычно называются почитаемыми, или культовыми, камнями. Однако мы считаем необходимым несколько конкретизировать данный термин. Дело в том, что имеется много камней, которые расцениваются окрестными жителями как особенные, но в то же время никаких ритуальных практик в отношении их не осуществляется, т.е. они не пользуются почитанием как таковым и тем более не являются объектами культа. "Особенные" камни просто выделены в ландшафте.
Начиная с XIX в. в российской науке наблюдался не ослабевающий интерес к теме почитаемых камней, и на настоящий момент для анализа накоплено большое количество фактологи ...
Читать далее