По верному замечанию российского исламоведа А. К. Аликберова, суфизм стал одной из главных форм бытования ислама на Северном Кавказе (Аликберов 2001: 90). Так было и у вайнахов, среди которых вирдовые братства отмечены, по крайней мере, со второй трети XIX в. За последние полтора столетия социальная организация и значение местной суфийской общины много и сильно менялись. Эти перемены были вызваны высоким уровнем социальной мобильности входящих в них семей, а также падением, особенно в периоды вынужденных переселений и гонений, и подъемом уровня книжной исламской учености среди вайнахов. Последний такой взлет пришелся на конец XX в. У вайнахов вирдовые братства играли важную этносоциальную и социокультурную роль.
Исламизация вайнахского общества растянулась на многие столетия. Здесь ислам очень долго сосуществовал (хотя, конечно, и соперничал) с православным христианством, иудаизмом, зороастризмом и языческими культами. Окончательное утверждение ислама как господствующей религии ингушей произошло к XIX в. Во всяком случае, такую датировку позволяют предложить имеющиеся устные, письменные и материальные источники. Сегодня ислам в форме суфизма оказывает существенное влияние на политическую жизнь в республике и во всем регионе.
Никто из ученых не отрицает наличия у ингушей на протяжении двух последних веков вирдовых братств. Вместе с тем суфийские техники и передача исламского знания в вирдах, сеть неформальных отношений, связывающих наставника и учеников в вирдах тариката, соотношение вирдовой и кланово-тейповой организации в целом у вайнахов еще слабо изучены. В послевоенные советские десятилетия такие исследования, мягко говоря, не поощрялись. Сегодня, когда идеологические препоны, стоявшие на пути изучения ислама на Северном Кавказе, устранены, сбору архивных и полевых материалов у ингушей очень мешают близость к воюющей Чечне, военные кордоны и в целом неспокойная политическая обстановка в регионе. Даже добраться до Ингушетии непросто. Особый паспортный режим, д ...
Читать далее