Братство (араб, шарика) Кадирийя традиционно играет огромную роль как в религиозной, так и в социальной жизни Северо-Восточного Кавказа, в особенности в Чечне и Ингушетии. Наряду с тарикатом Накшбандийя сеть кадирийских отделений (араб, вирд) пронизывает систему общественных отношений во всем регионе. Мусульмане Чечни и Ингушетии по-прежнему связаны с вирдами обоих тарикатов. Немалую роль в их жизни играют культы многочисленных местных святых (аулийа', от араб. ед.ч. вали [Аллах], букв, "приближенный [к Богу]").
Несмотря на огромную значимость суфийского наследия на Северном Кавказе, научное исследование суфийской кадирийской традиции в этом регионе только на-
Анна Зелькина - научный сотрудник Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета (г. Лондон).
стр. 34
чинается. Большинство авторов, писавших о суфизме в регионе, по существу занимались лишь связанными с ним социально-политическими сюжетами, оставляя в стороне собственно исламоведческие темы (см.: Смирнов 1963; Покровский 2000). Пока еще перед учеными стоит простейшая задача сбора материала о жизни и деятельности местных суфиев XIX-XX вв. Несмотря на удивительную популярность первого кадирийского шейха на Кавказе Кунта-Хаджи (Кишиева) среди чеченцев и ингушей, даже его последователи черпают сведения о его учении исключительно из устной традиции. Легенд о Кунта-Хаджи много, и они часто противоречивы. В них отразилась более чем вековая история братства в регионе. За это время Кадирийя раскололась на множество мелких отделений-вирдов, отличающихся друг от друга суфийским учением и техниками, а также отношением к обществу и политической власти.
В этой статье я коснусь лишь некоторых черт суфийского учения Кунта-Хаджи1 . В основу работы положено сочинение, составленное накануне смерти учителя одним из ближайших учеников Кунта-Хаджи чеченцем Абд ас-Саламом из Алхан-Юрта2 . Эти записки составлены в тот период, когда он вместе со своим учителем находился в ссылке в России3 . Абд ас-Салам пишет ...
Читать далее