Культ мусульманских святых весьма широко распространен в исламском мире. Он включает в себя целый ряд элементов и конкретных проявлений, прежде всего почитание реально живших или вымышленных лиц, квалифицируемых как "святые", поклонение их могилам, а также деревьям, водоемам, камням, так или иначе связываемым со святыми.
Культ святых в целом занимает особое место в мусульманской религии. В исламе всегда шли споры о культе святых, и многие течения, считающие себя ортодоксальными, в частности, "ваххабизм" (Климович 1965: 198 - 201; Массэ 1982: 155), выступали против этого культа. Первоначальный ислам отвергал поклонение каким-либо объектам (кроме "черного камня" Каабы в Мекке), осуждая его как проявление язычества. Однако уже в первые века существования мусульманской религии стал активно развиваться культ святых и их могил как источников божественной благодати (Большаков 1991). С помощью данного культа ислам адаптировал многие до-мусульманские и немусульманские верования и обряды, что дало ему возможность распространяться на новых территориях (Басилов 1970: 67; Гольдциер 1938: 21, 46, 65; Климович 1965: 264). Другими, собственно мусульманскими факторами, способствовавшими формированию кз'льта мусульманских святых, были шиизм и - особенно - суфизм (Абашин 2001а). Крупнейшие суфийские авторитеты (муршиды, шайхи, пиры, ишаны), прославившиеся своим благочестием, глубокими познаниями и религиозными подвигами, при жизни или после смерти почитались в качестве святых, а их могилы становились объектами культа. Могилы святых в разных местах исламского мира носят разные названия: мазар (Большаков 1991), зиярат (Макашов 1967: 164; Юнусова 1994: 75), пир (Макашов 1967: 164), астана (остана) (Валеев 1993: 170), овлия (Демидов 2001) и др.
В отечественной науке культ мусульманских святых исследуется достаточно давно - в основном на среднеазиатских и кавказских материалах (Басилов 1970; Баялиева 1972; Кнорозов 1949; Макашов 1967; Снесарев 1969; 1983; Сухарева 1960 и др.). Особенност ...
Читать далее