ТАРИКАТ, ЭТНИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА В ДАГЕСТАНЕ 1
Исламское возрождение в современном Дагестане означало в первую очередь возрождение суфийских братств, или тарикатов. В 90-е годы XX в. они вышли на политическую арену не только этой республики, но и всего северо-восточного региона российского Кавказа. Отношения между шейхами разных тарикатских общин (от араб, вирд) складываются сложно. После того как в августе-сентябре 1999 г. была разгромлена "ваххабитская" оппозиция салафитов суфизму, противостояние дагестанских вирдов развивается по четырем направлениям: 1) Саида-афанди Чиркейского и его учеников (мюридов), самого влиятельного вирда в Дагестане, против других вирдов; 2) между сторонниками и противниками Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД), контролируемого с 1992 г. последователями Саида-афанди; 3) горцев-аварцев, доминирующих в ДУМД, против других национальностей, в особенности равнинных тюркоязычных кумыков; 4) между мусульманами Центрального Дагестана, признающими нынешнее ДУМД, и мусульманской оппозицией ему из кумыков и с лезгиноязычного юга. Не повторяя блестящего анализа этих сюжетов, предложенного в книге Дмитрия Макарова относительно всей республики (Макаров 2000), мы разберем названные выше четыре оси конфронтации на локальном уровне - сельских районов и отдельных городов. Для того чтобы понять, как функционирует модель доминирования, основанная на триаде "Саид-афанди - ДУМД - аварцы", мы обратимся к типичному горскому аварскому району - Унцукульскому. Далее на примере Дербента и Табасаранского р-на будет рассмотрена борьба за религиозную власть в Южном Дагестане, контролируемом группами, не подчиняющимися ДУМД. В заключение мы посмотрим, что случилось после 1999 г. с последователями салафитского движения, которые в Южном Дагестане группировались в Белиджи.
Тарикат и национальные игроки мусульманской политики
Слово шарика, образованное от арабского слова "путь", как ключевое понятие суфизма поначалу означало метод совершенствования суфия-ученик ...
Читать далее