Многие исследователи, писавшие о бурханизме у алтайцев, по следам событий и позже, отмечали несколько причин возникновения этого движения и его составных частей. Суммируя мнения, можно выделить следующие причины: 1) политико-социально-экономическая, в том числе земельный вопрос и национально-освободительное движение (например, А. В. Анохин, Л. П. Мамет, Л. П. Потапов); 2) объективная необходимость религиозной реформы в условиях политической и социально-экономической модернизации в России начала XX в. (в частности, Д. А. Клеменц, А. Г. Данилин, Л. П. Потапов); 3) этноконсолидационная - как конфессиональная форма осознания и позиционирования этнической общности "алтай кижи" (А. Г. Данилин, Л. И. Шерстова).
Для основных "фигурантов" в деле обвинения бурханистов со стороны деятелей Алтайской православной миссии причиной ареста и процесса была "прояпонская шпионская" направленность движения. Именно этим деятелям принадлежит появление "нового" персонажа в фольклоре бурханистов "Япон-хан" и "нового" же топонима "Токио", своеобразного перевода названия местности "Бурул-Токой".
Судя по имеющейся литературе, в столице России на эту "причину", после наведения соответствующих справок в губернском центре, просто не обратили внимания, восприняв ее как естественную реакцию на русско-японскую войну. Однако, для алтайских миссионеров и полицейских "японский" след послужил основанием для предпринятых ими решительных действий.
На протяжении последующих ста лет ни один из исследователей, изучавших бурханистское движение, не обратил должного внимания на вопрос о действительном наличии или отсутствии "руки Токио". Вместе с тем, все, кто писал о бурханизме, непременно упоминают о том, что русско-японская война 1904 - 1905 гг. наложила на него отпечаток. Каков был характер японского воздействия - политико-дипломатический или финансовый, никто не упоминает. Судя по литературе, посвященной дипломатическим взаимоотношениям России со странами Дальнего Востока и Центральной Азии, соперничест ...
Читать далее