Исследователи бурханизма первой четверти XX в. отмечали, что на территории Алтая он имел родовые и локальные варианты, которые отличались друг от друга некоторыми деталями вероучения, обрядности, культовой атрибутики. При этом противоречия между бурханистскими "сектами" принимали иногда весьма острые формы1 . Собственное лицо с его этническими и локальными особенностями имел и телеутский бурханизм.
Распространение у телеутов бурханизма ("белой веры") в начале XX в. зафиксировано в официальных документах, в отчетах и записках миссионеров, отмечено этнографами и фольклористами, но специальных публикаций по телеутскому бурханизму до настоящего времени нет, и большая часть сведений о нем находится в архивах (АМАЭ 1 - 9; ГААК 1, 2; ПФА РАН 1, 2). Наиболее развернуто материалы по этой теме представлены в публикациях и архивных материалах А. В. Анохина и А. Г. Данилина (Данилин 1993; АМАЭ 2 - 9; ПФА РАН 1, 2). И особый интерес в этом плане представляет неопубликованная статья А. Г. Данилина "Бурханизм у телеутов" (АМАЭ 6).
В основе указанной статьи - записанные Данилиным в 1927 - 1929 гг. рассказы двух телеутских ярлыков (ярлыкчи): Александры Шабураковой - жительницы с. Улус-Черга Шебалинского аймака в Горном Алтае и Серапиона Шадеева - жителя с. Челухоева (в настоящее время Беловский р-н Кемеровской обл.). В этих рассказах, изложенных Данилиным, бурханизм как бы раскрывается изнутри, через восприятие и ощущения самих бурханистов. Пересказы вещих сновидений ярлыков, описания их "встреч" и "бесед" с бурханами (Ойрот-хан, Шуню-хан и др.), путешествий в иные миры, различных религиозных мистерий не только раскрывают особенности бурханистского мировоззрения, но и позволяют воссоздать индивидуальные портреты ярлыков, специфику их религиозного сознания и поведения, их социальный статус в телеутских общинах первой четверти XX в. Все это выгодно отличает статью от большинства работ по бурханизму 1920 - 1940-х годов, где главное внимание сосредоточено не на содержательной стороне ...
Читать далее