В условиях непростой переходной социально-политической обстановки в России, которая осложнялась земельно-административной реформой, коснувшейся всех коренных жителей Южной Сибири, в мае 1904 г. в Горном Алтае обозначился специфический очаг межэтнической и общественно-политической нестабильности. Речь идет о начале бурханистского движения у калмыков Алтайских дючин. В урочище Теренг (алт. Тбрбнг), расположенном в долине реки Кырлык в 2 - 3 км от одноименного современного села Усть-Канского района Республики Алтай, состоялось общеалтайское коллективное моление - мюргюль. На нем алтайцы открыто возвестили о всенародной смене религии. Произошло событие, позволившее современникам говорить о движении бурханистов как "об исключительном явлении, когда народ отрекается от самого себя" (Сапожников 1926: 22). Проповедниками "новой веры", сформулировавшими ее основные догматы, были Чет (алт. Чбт) Челпанов и его приемная дочь, двенадцатилетняя Чугул.
Относительно событий, предшествовавших молению и последовавшей затем трагедии, существуют две версии. Согласно первой - Чугул, поехавшая за овцами, встретила человека в белом одеянии. Тот велел ей передать отцу, чтобы он сжег предметы шаманского культа, отказался от кровавых жертвоприношений и стал молиться Солнцу и Луне. Позднее всадник повстречался самому Чету Челпанову и поведал ему основные каноны "новой белой веры" (Семенов 1926: 394; Анохин 1927: 163 - 164; Мамет 1930: 47 - 61; ГААК. Ф. 163. Он. 1. Д. 212. С. 12). Они и были возвещены Четом своим соплеменникам, собравшимся на реке Кырлык.
Вторая версия менее известна. Суть ее сводится к следующему: в середине апреля 1904 г. к аилу Челпанова в его отсутствие подъехали три всадника и передали через Чугул, чтобы хозяин "сжег всех божков и бубен за исключением яика" (домашняя святыня. - Л. Ш.) (АНИИМАЭ: Ф. 15. Оп. 1. Д. 4. Л. 23). Через три дня они опять явились и сообщили Чету "заповеди новой веры" (Там же: 24). Известие о трех таинственных всадниках быстро разнеслось по Горном ...
Читать далее